Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №171076

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы111
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Целеполагание: понятие, компоненты, структура 7
1.2. Особенности развития способности к целеполаганию у детей
дошкольного возраста 15
1.3. Средства и условия развития целеполагания у детей дошкольного
возраста 23
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Результаты изучения особенностей развития способности к
целеполаганию у детей старшего дошкольного возраста 38
2.3. Развитие способности к целеполаганию у детей старшего дошкольного
возраста посредством организации проектной деятельности 44
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 68

В современном мире в течение всей жизни на человека влияют различные факторы: внешние и внутренние, общественные и природные, зависимые и независимые от сознания и воли человека. При этом человек не может существовать отдельно от окружающей его действительности. Он непрерывно связан с ней и выступает как развивающийся и формирующийся субъект.
Чтобы целенаправленно формировать и воспитывать в человеке те или иные качества нужно осуществлять научно-организованное воспитание. Одной из таких организаций, которое оказывает большое влияние на воспитание и развитие личности человека является дошкольное образовательное учреждение.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования имеются требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Выделены такие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; может контролировать свои движения и управлять ими, способен к волевым усилиям [30].
Инициатива, самостоятельность и контроль собственных действий имеют в своей основе умение определять цели и их достижение в различных видах деятельности. Воспитание подобных качеств и умений позволит ребенку не только адаптироваться в быстро изменяющихся условиях, но и в дальнейшем быть высоко востребованным и конкурентоспособным работником на рынке труда. Ведь, прежде чем действовать человек сначала задумывается о цели деятельности и о её необходимости. Если имеется цель деятельности, то это говорит о наличии волевого действия. А волевое действие начинает развиваться именно в дошкольном возрасте. Поэтому у педагога в 3
ДОО главной задачей должно быть развитие у детей способности к целеполаганию.
Способность к целеполаганию влияет на развитие личности ребенка, его познавательных способностей, поведенческих и эмоциональных реакций. Противоречие заключается в том, что способность к целеполаганию является основным компонентом самостоятельной деятельности. Но при организации детской деятельности данный компонент деятельности слабо учитывается в практике дошкольного воспитания и не прорабатывается должным образом. Как правило, в методических рекомендациях представлен сам процесс деятельности, но не обсуждается принятие цели ребенком или, тем более, самостоятельная постановка цели ребёнком.
Таким образом, появляется необходимость выявить эффективные средства и педагогические условия работы с дошкольниками, направленные на развитие их способностей к целеполаганию и достижению результатов.
Проблема исследования: известно, что во многих дошкольных образовательных организациях используется метод проектов. Реализация проектной деятельности при определенных условиях, решает разнообразные образовательные и воспитательные задачи. Основа этого метода - самостоятельная деятельность детей, в процессе которой ребёнок ставит цели, познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них [12]. Вышесказанное позволяет высказать предположение, что метод проектов может стать эффективным средством развития способности детей к целеполаганию при соблюдении определённых условий.
Цель исследования: разработать педагогические условия использования проектной деятельности в качестве средства развития способности к целеполаганию у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность:
- понятия, компонентов, структуру целеполагания;
- особенностей развития способности к целеполаганию у детей дошкольного возраста;
- средств и условий развития целеполагания у детей дошкольного возраста.
2. Эмпирически выявить особенности развития способности к целеполаганию у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать педагогические условия и комплекс мер, обеспечивающих использование проектной деятельности в качестве средства развития способности к целеполаганию у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: способность к целеполаганию у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: определение педагогических условий
организации проектной деятельности, направленной на развитие способности детей старшего дошкольного возраста к целеполаганию.
Гипотеза исследования: предполагается, что реализация специально организованной проектной деятельности будет влиять на развитие способности к целеполаганию у детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Последовательно развивать компоненты целеполагания с их самостоятельной фиксацией детьми в виде наглядных знаков в индивидуальной пооперационной карте каждого ребёнка.
2. Использовать краткосрочные исследовательские проекты, что позволяет прорабатывать компоненты целеполагания у детей на разнообразном материале.
3. Предусмотреть сотрудничество с родителями при реализации детской проектной деятельности. Родители выступают помощниками в проектной деятельности на этапах оформления и подготовки доклада своего ребёнка.
Методологическая и теоретическая основа исследования: основывается на теории деятельности, разработанной советскими психологами 5
А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном на основании культурно­исторического подхода Л.С. Выготского. Исследователи Т.В. Снегирева, О.И. Близнецова, Е.А. Алтынбаева и другие исследовали феномен целеполагания как способность личности.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация, сравнение научной психолого­педагогической литературы, официальных документов (ФГОС ДО, ФОП ДО).
Организационные методы: сравнительный.
Эмпирические методы: эксперимент (методика Е.С. Ядовиной).
Методы обработки информации: математические и логические методы обработки.
Интерпретационные методы: генетический метод.
База и выборка исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № ХХХ комбинированного вида» г. Красноярск. В исследовании участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что практические разработки и рекомендации по использованию проектной деятельности могут быть использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста для развития способности к целеполаганию.
Описание структуры ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одна из важных способностей успешного человека - это умение ставить цель, продумывать как и где можно взять ресурсы для её достижения и умение выстраивать последовательность своих действий для достижения цели. Все эти три умения встроены в такое понятие как целеполагание. Если одно из перечисленных умений не развито или человек недоработал в каком-то из умений, то цели он не достигнет.
Само понятие целеполагание авторы трактуют по-разному. В данном исследовании целеполагание рассматривалось как способность личности к постановке целей и получению планируемого результата, единство мотивов и средств, образующееся при оценке способов удовлетворения соответствующей потребности и имеющее ценностно-рациональную природу [3].
Целеполагание ежедневно присутствует в жизни человека, только взрослые люди могут этого не замечать и использовать эту способность, а вот у детей дошкольного возраста данная способность только начинает развиваться. Особенности развития целеполагания у детей дошкольного возраста представлены следующим образом:
• в раннем возрасте закладываются основы целеполагания в рамках выполнения предметных действий.
• в среднем дошкольном возрасте присутствует деятельность с отдельными элементами целеполагания, которые определяют либо постановку цели, либо фиксацию самого результата.
• в старшем дошкольном возрасте отмечается сензитивный период для развития самостоятельного целеполагания (целепорождения).
Рассмотрев последовательность развития способности к целеполаганию, видно, что формируется способность именно в этом возрасте. Значит в дошкольном возрасте на данную способность можно и нужно целенаправленно оказывать влияние.
Исследователи отмечают, что способность к целеполаганию влияет на развитие личности ребенка, его познавательных способностей, поведенческих и эмоциональных реакций. Способность к целеполаганию является основным компонентом самостоятельной деятельности. Но при организации детской деятельности данный компонент деятельности слабо учитывается в практике дошкольного воспитания и не прорабатывается должным образом. Как правило, в методических рекомендациях представлен сам процесс деятельности, но не обсуждается принятие цели ребенком или, тем более, самостоятельная постановка цели ребёнком.
Таким образом, имеется необходимость выявить средства и педагогические условия работы с дошкольниками, направленные на развитие их способности к целеполаганию.
В результате теоретического исследования была выбрана структура целеполагания, описанная Е.С. Ядовиной [49], которая выделяла следующие структурные компоненты целеполагания:
1. Умение ставить познавательную цель.
2. Умение моделировать условия для достижения цели.
3. Умение программировать действия для достижения цели.
Также важно отметить, что в развитии процесса целеполагания различают 2 этапа:
1. Целепринятие (принятие целей, заданных взрослыми или другими внешними воздействиями).
2. Целепорождение (когда ребёнок самостоятельно ставит цели в разных видах деятельности).
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от «целепринятия» к «целепорождению» [46].
Для развития целеполагания у детей дошкольного возраста используются разнообразные виды детской деятельности (игровая, проектная, исследовательская, продуктивные виды и др.), а также специальные методические приемы (исследование пооперационных карт, организация продуктивных видов деятельности и др.).
Практический этап исследования позволил выделить следующее:
• более половины детей в исследуемой группе (55%) характеризуются средним и низким уровнем развития умения ставить цель в познавательной деятельности.
• часть детей, в исследуемой группе (30%), характеризуются низким уровнем развития моделировать условия достижения цели (отсутствие понимания при каких условиях можно достичь цели).
• у половины группы детей имеются сложности с программированием своих действий для достижения цели (на низком уровне развития последовательность шагов). Данное умение находится на низком уровне у 50% детей.
• в обследуемой группе лишь только 30% детей имеют высокий уровень развития способности к целеполаганию.
• наименее развитым умением у детей оказалось умение программировать предстоящие действия. Низкий уровень развития данного умения зафиксирован у 50% детей.
На основе полученных результатов и с учётом того, что во многих дошкольных образовательных организациях используется метод проектов, было выбрано средство проектная деятельность. Реализация проектной деятельности при определенных условиях, решает разнообразные образовательные и воспитательные задачи. Основа этого метода - самостоятельная деятельность детей, в процессе которой ребёнок ставит цели, познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них [12]. Вышесказанное позволяет высказать предположение, что метод проектов может стать эффективным средством развития способности детей к целеполаганию при соблюдении определённых условий.
Таким образом, были разработаны педагогические условия организации проектной деятельности детей, при которых будет развиваться способность к целеполаганию:
1. Последовательно развивать компоненты целеполагания с их самостоятельной фиксацией детьми в виде наглядных знаков в индивидуальной пооперационной карте каждого ребёнка.
2. Использовать краткосрочные исследовательские проекты, что позволяет прорабатывать компоненты целеполагания у детей на разнообразном материале.
3. Предусмотреть сотрудничество с родителями при реализации детской проектной деятельности. Родители выступают помощниками в проектной деятельности на этапах оформления и подготовки доклада своего ребёнка.
Кроме того, в работе представлены:
• общая организация и содержание работы в рамках проектной деятельности детей по развитию компонентов целеполагания с учётом выделенных условий (стр. 46-49);
• алгоритм поэтапной реализации исследовательского проекта, где раскрыто содержание деятельности педагога и детей (таблица 1 стр. 50);
• тематика проектной деятельности в соответствии с календарным планированием образовательной деятельности детей (Приложение В);
• конспект консультации для родителей с практикумом (где включены элементы активной работы родителей) о роли проектной деятельности в развитии способности к целеполаганию у детей старшего дошкольного возраста (Приложение Г);
• рекомендация - памятка для родителей о том, как помочь ребёнку в выполнении проекта (Приложение Д);
• конспекты, моделирующие содержание частных проектов (Приложения Е и Ё).
Воспитание и развитие способности к целеполаганию с дошкольного возраста позволит ребенку не только адаптироваться в быстро изменяющихся 58
условиях, но и в дальнейшем быть высоко востребованным и конкурентоспособным работником на рынке труда и целеустремлённым человеком.
Результаты данного исследования позволяют педагогам использовать:
• теоретические сведения о значимости, структуре и возрастных особенностях целеполагания у детей дошкольного возраста.
• практические разработки и рекомендации по использованию проектной деятельности детей для развития способности детей к целеполаганию.


1. Абдулаева Е.А. От отзывчивости к самоорганизации: сопоставление подходов к ребёнку в вальдорфской и «директивной» педагогике //Национальный психологический журнал. 2022. №3 (47). С 77-88. URL: https://elibrary.ru/item (дата обращения: 10.09.2023).
2. Алтынбаева Е.А., Близнецова О.И. Способность к целеполаганию как
образовательная компетенция старших дошкольников // Воспитание и дополнительное образование. 2014. № 6. С 119-123. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sposobnost-k-tselepolaganiyu-kak- obrazovatelnaya-kompetentsiya-starshih-doshkolnikov/viewer (дата обращения: 12.09.2023).
3. Архипов В.А. Целеполагание как элемент социализации личности (На
примере курсантов высших военно-учебных заведений): дис. канд. социол. наук. М., 2005. 209 с. URL: http://www.dslib.net/sociologia-
upravlenia/celepolaganie-kak-jelement-socializacii-lichnosti.html (дата
обращения: 25.09.2023).
4. Атарова А.Н. Развитие самостоятельности старших дошкольников на основе интеграции детских видов деятельности // Педагогическое образование в России. 2017. №1. С 96-102. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie- samostoyatelnosti-starshih-doshkolnikov-na-osnove-integratsii-detskih-vidov- deyatelnosti (дата обращения: 28.09.2023).
5. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник статей / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб.: Детство- пресс, 2004. 192 с. URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 02.10.2023).
6. Бурухина А.Ф. К проблеме формирования представлений о цели у
детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. С. 51-56. URL: https://pedobrazovanie.ru/images/JOURNAL/archive2015/2015-4-tx1c/8 (дата обращения: 08.10.2023).
7. Бурухина А.Ф. Развитие умений целеполагания у детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 4. С. 75-78. URL: https://elibrary.ru/rcosmv (дата обращения: 20.09.2023).
8. Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 99 с. URL: https://www.rulit.me/books/proektnaya-deyatelnost-doshkolnikov- posobie-dlya-pedagogov-doshkolnyh (дата обращения: 15.12.2023).
9. Вербианова О.М., Сидоркина Т.Ю. Особенности развития целеполагающей деятельности у детей 4-5 лет // Науки об образовании. 2006. № 1. С. 148-153. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya- tselepolagayuschey-deyatelnosti-u-detey-4-5-let (дата обращения: 02.04.2023).
10. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 1999. 344 с. URL: https://gigabaza.ru/doc/68167.html (дата обращения: 07.11.2023).
11. Ерохина Л.Ю. Формирование готовности подростков к
целеполаганию в учебной деятельности: дис. канд. пед. наук. Тюмень, 2011. 23 с. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-gotovnosti-
podrostkov-k-tselepolaganiyu-v-uchebnoi-deyatelnosti (дата обращения:
25.05.2023).
12. Жуйкова Т.П. Характеристика проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2011. Т. 1. С. 75-78. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/960 (дата обращения: 04.12.2023).
13. Жуковская Р.И. Воспитание детей в игре. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР. 1963. 319 с.
14. Ким М.Г. Воспитание целеустремлённости и настойчивости у дошкольников в игре // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 2 (21). С. 103-107. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vospitanie-tseleustremlennosti-i- nastoychivosti-u-doshkolnikov-v-igre (дата обращения: 10.03.2023).
15. Коваль А.Н. Исследование сформированное™ волевых качеств у
детей старшего дошкольного возраста и влияние подвижных игр на их развитие ZZ Психологические науки. 2016. № 11 (14). C. 73-75. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticle/n/issledovanie-sformirovannosti-volevyh-kachestv- u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-i-vliyanie-podvizhnyh-igr-na-ih-razvitie (дата обращения: 05.06.2023)....49


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ