ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БЛАГОПОЛУЧНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ 7
1.1. Понятие «межличностные отношения детей-дошкольников со
сверстниками» и «благополучные межличностные отношения детей- дошкольников со сверстниками» 7
1.2. Особенности развития межличностных отношений детей старшего
дошкольного возраста со сверстниками 12
1.3. Игра как средство развития межличностных отношений детей старшего
дошкольного возраста со сверстниками 15
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ БЛАГОПОЛУЧНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ 24
2.1. Организация эмпирического исследования 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 25
2.3. Опыт реализации комплекса коррекционно-развивающих игр по
развитию благополучных межличностных отношений детей старшего
дошкольного возраста со сверстниками 38
2.4. Результаты контрольного этапа исследования 50
Выводы по главе 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Актуальность исследования обусловлена тем, что дошкольный возраст является значимым этапом в воспитании, так как это возраст начального развития личности. Особая ответственность дошкольного периода детства состоит в том, что происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях между людьми, в трудовых функциях людей и общественных мотивах и задачах их деятельности, подчеркивает Д.Б. Эльконин [50]. Полноценное развитие личности ребенка возможно лишь посредством включения его в социальную группу - в первую очередь, семью, а позже и группу сверстников, удовлетворения им базовой потребности в принятии и признании членами данной группы. Старший дошкольный возраст признан возрастом, когда «детское общество» и указанная выше потребность приобретают особую значимость [1]. В старшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять свои индивидуальные черты и особенности характера, что может влиять на отношения с другими детьми. Важно помочь ребенку развить навыки саморегуляции, умение уважать других, решать конфликты и строить позитивные, благополучные отношения [8]. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника [4], она выступает главным средством воспитания, и может быть эффективным средством развития благополучных отношений со сверстниками.
Проблема межличностных отношений детей дошкольного возраста рассматривалась в исследованиях А.В. Петровского, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.В. Абраменковой, Л.А. Карпенко. Проблемы становления взаимоотношений в детском коллективе находят отражение в работах современных исследователей Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой. Благополучие в отношениях детей изучали О.М. Дьяченко, Я.Л. Коломинский.
Нельзя не заметить, что в настоящее время появляются трудности в формировании отношений детей друг с другом: из-за «технологизации» общественной жизни, ребята стали меньше взаимодействовать между собой, современные дети менее отзывчивы.
Важность проблемы развития отношений между детьми определяет Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Также современная практика воспитания дошкольников может показывать, что некоторые игры и подходы к игре не всегда способствуют развитию эффективных отношений между детьми. Например, неконтролируемое соревнование во время игр может способствовать появлению враждебности и конфликтов между детьми, вместо содействия развитию благополучных отношений. Таким образом, возникает противоречие между требованиями ФГОС ДО и дефицитом разработанности методических аспектов по созданию психолого-педагогических условий процесса развития благополучных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Проблема исследования: эффективна ли игра для развития
благополучных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками?
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирическим путем проверить эффективность игры как средства развития благополучных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Объект исследования: благополучные межличностные отношения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие благополучных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством игры.
Гипотеза: предполагается, что развитие благополучных
межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством целенаправленного использования комплекса игр будет результативным.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «межличностные отношения детей- дошкольников со сверстниками» и «благополучные межличностные отношения детей-дошкольников со сверстниками».
2. Выявить особенности развития благополучных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
3. Рассмотреть значение игры как средства развития благополучных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
4. провести эмпирическое исследование взаимосвязи
благополучных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и игровой деятельности.
5. составить комплекс коррекционно-развивающих игр для развития благополучных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и проверить его результативность.
Методы исследования:
• теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
• эмпирические методы: социометрический эксперимент,
тестирование; математические и статистические методы: регистрация, ранжирование; наблюдение;
• математические и статистические методы: регистрация,
ранжирование.
В эмпирическом исследовании были использованы методики: социометрический эксперимент (Я.Л. Коломинский), а точнее его адаптированный вариант для дошкольников, который условно назван «У кого больше?»; методика «Игровая комната» (О.М. Дьяченко); метод ранговой корреляции Ч. Спирмена; адаптированная методика «Наблюдение за межличностными отношениями дошкольников» (Е.О. Смирнова и В.М. Холмогорова).
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось в одном из детских садов г. Красноярска. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в качестве базы исследовательской, аналитической и проектной деятельности педагога-психолога, рассматривающего тему «Развитие благополучных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством игры», а также студентами педагогических вузов для подготовки докладов, сообщений, рефератов.
Структура работы: введение, основная часть, состоящая из 2 глав, заключение, список использованных источников, приложение.
В результате проделанного теоретического анализа и эмпирического исследования, получилось обосновать и проверить эффективность игры как средства развития благополучных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
В первой главе мы рассмотрели понятие «отношений детей- дошкольников со сверстниками» и определили, что это согласно Психологическому словарю, внутренне переживаемые взаимосвязи между людьми, которые имеют отражение в процессе совместной деятельности и общения [11]. Особо следует подчеркнуть, что при развитии отношений между детьми стоит стремиться к развитию благополучных отношений . Благополучие в межличностных отношениях Е.П. Чеснокова рассматривала как совокупность объективных и субъективных характеристик: признание сверстниками, желание взаимодействовать с ними, удовлетворенность в общении, способствующих социализации и психологическому здоровью детей. То есть такие отношения более позитивные, истинные, будут способствовать развитию личности ребенка, как в социальной, так и в других сферах жизни человека, и предотвращать негативное влияние компьютеризации.
При анализе психологической и педагогической литературы мы выявили, как меняется отношение к сверстнику у ребёнка от раннего возраста, где он ему безразличен, к старшему возрасту, где он выступает уже как самоценная личность. Были обозначены и проблемы развития отношений, которые заключаются в негативном влиянии компьютеров и смартфонов.
При решении поставленных задач исследования было выявлено, что для детей старшего дошкольного возраста игра является средством самовыражения, усвоения социального мира, сферой общения со
сверстниками. Игра является ведущим видом деятельности детей- дошкольников, она обладает значительным потенциалом в развитии отношений со сверстниками.
Во второй главе мы проанализировали результаты диагностики по методике О.М. Дьяченко «Игровая комната», в которой выявляются такие параметры, как: инициатива и позиция в общении, благополучие в общении, развитие игровых навыков, способы разрешения конфликтной ситуации, и методике Я.Л. Коломинского «У кого больше?», выявляющей:
социометрический статус, уровень благополучия взаимоотношений, коэффициент взаимности, коэффициент удовлетворенности
взаимоотношениями, индекс изолированности, устойчивость избирательных эмоциональных отношений и социометрических выборов, половая дифференциация взаимоотношений, коэффициент осознания отношений. Методики были проведены у детей старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек. И они дали нам следующие данные: группа с низким уровнем благополучия в общении, с преобладающим количеством детей, неудовлетворенных своими отношениями, также с низким коэффициентом осознанности отношений детьми, невысоким уровнем взаимности и высоким уровнем индекса изолированности. Также мы увидели взаимосвязь таких компонентов, как: благополучие в общении и развитие игровых навыков и подтвердили её с помощью метода ранговой корреляции Ч. Спирмена. Это позволило сделать предположение о том, что, при правильном подборе и применении игр в комплексе, позволяющем должным образом развивать игровые навыки, и в то же время коммуникативные навыки, инициативность, саморегуляцию, можно повысить уровень благополучия в общении. Стоит также отметить, что игры сами по себе не гарантируют развитие отношений между детьми, их использование требует соответствующего педагогического подхода и контроля со стороны взрослых. Далее, в конце была оценена реальная картина взаимодействия детей посредством адаптированной методики Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой «Наблюдение за 66 межличностными отношениями дошкольников», где обнаружили с низким уровнем развития коммуникативных качеств - 2 детей, со средним уровнем развития коммуникативных качеств - 9 детей и 8 детей - с высоким уровнем развития коммуникативных качеств. Выявилась определённая подгруппа детей, находящихся в неблагоприятном положении, на которую следует сделать упор.
Итак, был разработан комплекс коррекционно-развивающих игр, включающий в основном игры, рекомендованные Е.О. Смирновой. Комплексом он назван, потому что имеет несколько групп игр: настольные игры, игры на развитие коммуникативных умений, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры. Каждый из этих видов по- своему влияет на развитие тех или иных качеств. Но в общем все игры направлены на включение детей, находящихся в неблагоприятной ситуации в общение со сверстниками; развитие коммуникативных умений детей, находящихся в неблагополучной ситуации; развитие способов конструктивного общения; развитие благополучных отношений всех детей группы.
Реализация комплекса коррекционно-развивающих игр осуществлялась в парах и микрогруппах в течении 6 недель, 2-3 раза в неделю по 30 минут, при соблюдении возможности реализации во время игр модели общения: «Принятый ребёнок - Непринятый ребёнок» и введением ритуала начала и окончания игры. Далее проводилось изучение эффективности проделанной работы.
На контрольном этапе исследования в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста представлена положительная динамика в развитии отношений детей со сверстниками.
На данный момент мы имеем группу с высоким уровнем благополучия в общении, также с высоким коэффициентом осознанности отношений детьми, высоким уровнем взаимности и низким уровнем индекса изолированности. Благополучие в общении перешло на уровень выше у 7 67
детей. Также у многих из них стал выше и уровень развития игровых навыков. Далее, с низким уровнем развития коммуникативных качеств детей нет осталось, со средним уровнем развития коммуникативных качеств - 5 детей и 15 детей - с высоким уровнем развития коммуникативных качеств. Соответственно, посредством правильного подбора и применения игр в комплексе, удалось развить игровые навыки, коммуникативные навыки, инициативность, навыки саморегуляции и повысить благополучие отношений.
В результате проведённого теоретико-экспериментального
исследования подтверждается гипотеза о том, что развитие благополучных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками будет проходить эффективно посредством игры.
ошений в группе детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности // Гармонизация психофизического и социального развития детей дошкольного возраста. 2022. С. 74-78.
2. Братищева Н.В., Семыкина В.В., Ракина Е.В., Присухина О.В. Роль
игры в жизни дошкольника / Братищева Н.В., Семыкина В.В., Ракина Е.В., Присухина О.В. // Образовательная среда сегодня: теория и практика. Чебоксары: Сборник материалов Всероссийской научно-практической
конференции, 2021. С. 63-66.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2013. 220 с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т 4. Детская психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1984. 433 с.
5. Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Систематика психических состояний человека // Вестник ЛГУ Сер.6. 2001. № 1. С. 47-55.
6. Гаращенко Л.В., Кукина Е.А. Педагогические условия формирования доброжелательных отношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре // Ответственный редактор. 2015. С. 97.
7. Дорогова М. В. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста посредством игр, способствующих развитию эмоциональной сферы // Ответственный и научный редактор. 2016. С. 129.
8. Едиханова Ю.М. Особенности отношения к родителям и сверстникам у дошкольников // Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения. 2021. С. 20-21 с.
9. Жуковская Р.И. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 1963. 68 с.
10. Зотова И. В., Умарова А. М. К. Особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками // Проблемы современной науки и образования. 2017. №. 14 (96). С. 88-91.
11. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. М.: Политиздат, 1985. 431 с.
12. Козлова С.А. Дошкольное воспитание: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова, 6-е изд., испр. М.: Академия, 2011. 416 с.
13. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. М., 1984.
14. Костина А.М. Подвижная игра как средство воспитания положительных взаимоотношений у детей старшего докшольного возраста // ГОУ ВПО «ДОННУ». 2024. С. 216.
15. Лаврентьева Т.В. Психолог в дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности. М.: Гном и Д. 2002....51