ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОЛЯРНЫЕ ДРЕЙФУЮЩИЕ СТАНЦИИ 7
1.1 История создания дрейфующих полярных станций 10
1.2 Назначение станций 11
1.3 Измерения 16
1.4 Дрейфы 17
1.4.1 Правило Нансена 17
1.4.2 Барический дрейф 18
1.4.3 Классификация дрейфов 20
ГЛАВА 2. ФРАКТАЛЬНАЯ РАЗМЕРНОСТЬ 21
2.1 Виды фрактальной размерности 22
2.2 Методы расчета фрактальной размерности 25
2.3 Метод подсчета ячеек 28
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ 31
3.1 Изучение исходных данных 31
3.2 Выявление параметров, которые нужно вычислить 32
3.4 Описание используемых функций 33
3.4.1 Функция filemuta 34
3.4.2 Функция map 35
3.4.3 Функция frac 35
3.4.4 КЛАСС ConsoleOutput 36
3.5 Основной код программы и ее использования 37
3.6 Анализ результатов расчета фрактальной размерности 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
ЛИТЕРАТУРА 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Изучение траекторий дрейфа полярных станций является активной областью исследования, особенно в контексте изменений в Арктике и Антарктике. За последние десятилетия было проведено множество исследований, направленных на изучение динамики движения льда и траекторий полярных станций. Однако в силу сложности и недоступности полярных регионов некоторые аспекты все еще остаются недостаточно изученными.
Существует обширная база данных, содержащая информацию о траекториях дрейфа полярных станций, которая накоплена благодаря долгосрочным наблюдениям и мониторингу. Эти данные включают в себя информацию о перемещении льда, его скорости, направлении, длительности и взаимодействии с другими компонентами системы. Они служат основой для многих исследовательских работ, направленных на анализ траекторий дрейфа и выявление паттернов и тенденций.
Однако, несмотря на существующие исследования, все еще остается много открытых вопросов и неразрешенных проблем. Например, точность и надежность данных о траекториях могут ограничиваться наличием средств наблюдения и технологическими ограничениями. Кроме того, изучение дрейфа полярных станций сталкивается с проблемой доступности полярных регионов, особенно в Антарктике, где наблюдения часто ограничены отдаленностью и экстремальными условиями.
Одним из основных достижений в изучении траекторий дрейфа является использование фрактального анализа, который позволяет описывать сложность и структуру траекторий. Этот подход дал возможность выявить некоторые общие характеристики и свойства траекторий полярных станций, а также связанные с ними климатические факторы.
Фрактальный анализ траекторий дрейфа полярных станций имеет большую актуальность в контексте изучения и мониторинга климатических изменений в Арктике и Антарктике. Такой анализ позволяет исследовать множество аспектов траекторий движения льда, включая его характеристики, долгосрочные тенденции и взаимодействие с окружающей средой.
Одним из ключевых элементов фрактального анализа является определение фрактальной размерности траекторий дрейфа. Фрактальная размерность предоставляет информацию о сложности и фрактальной структуре траектории. Это позволяет установить различия между различными типами льда и их взаимодействием с другими элементами системы, такими как океан, атмосфера и топография.
Анализ фрактальных свойств траекторий дрейфа также может помочь в изучении процессов, связанных с изменением климата и глобальным потеплением. Путем изучения изменения фрактальной размерности траекторий можно выявить изменения в масштабах и динамике движения льда, которые могут быть связаны с изменениями ветровых систем, течениях, тепловом балансе и другими факторами...
В ходе работы я раскрыл тему полярных дрейфующих станций. В том числе их историю, назначение и основные положения об их дрейфе. Была изучена тема фракталов и фрактального анализа. В практической части была написана программа для удобного и наглядного расчета фрактальной размерности методом подсчета ячеек. Для вычислений были выбраны размеры ячеек 0.5 и 5, так как они такие значения лучше всего подходили для описания мелкомасштабных и крупномасштабных тенденций дрейфа с учетом необходимости сравнения траекторий разных станций между друг другом.
В итоге я смог сделать вывод о том, что по фрактальной размерности можно судить о преобладающем механизме движения льда. При большом размере ячейки мелкомасштабное (присущие круговой траектории) движение не определяется фрактальной размерностью, что приводит к получению размерностей менее единицы.
Для дальнейшего изучения рекомендуется прибегнуть к расчету мультифрактальной размерности. В ходе работы и приобретенном опыте я сделал вывод о том, что, предположительно, мультифрактальная размерность даст много потенциально полезной информации о структуре дрейфа и влияющих на него факторов. Это может помочь оптимизировать методы прогнозирования и классификации дрейфов.
В целом, фрактальный анализ траекторий дрейфа полярных станций представляет собой важный инструмент для изучения и понимания сложных геофизических процессов в полярных регионах. Этот подход может принести ценные научные и практические результаты, способствуя развитию наших знаний о природе полярных регионов и их влиянии на глобальную систему климата.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ivan E. Frolov, Zalman M. Gudkovich, Vladimir F. Radionov, Alexander V. Shirochkov, Leonid A. Timokhov The Arctic Basin: Results from the Russian Drifting Stations / Ivan E. Frolov, Zalman M. Gudkovich, Vladimir F. Radionov, Alexander V. Shirochkov, Leonid A. Timokhov — . — : , 2005 — 305 c.
2. А. И. Угрюмов, В. П. Коровин НА ЛЬДИНЕ К СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ. История полярных дрейфующих станций / А. И. Угрюмов, В. П. Коровин
— . — : ГИДРОМЕТЕОИЗДАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2004 — 126 c.
3. Николай Зубов Льды Арктики [Текст] / Николай Зубов — . — : Главсевморпути, 1948 — 391 c.
4. Jian Li , Qian Du, Caixin Sun An improved box-counting method for image fractal dimension estimation / Jian Li , Qian Du, Caixin Sun // Pattern Recognition. — 2009. — № 42. — С. .
5. Божокин, С. В. Фракталы и мультифракталы [Текст] / С. В. Божокин — .
— : Ижевск: НИЦ, 2001 — 128 c.