Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое регулирование в области пожарной безопасности

Работа №17102

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы114
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1830
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование в области пожарной безопасности в Российской Федерации 7
1.1. Сущность и значение пожарной безопасности 7
1.2. Правовое обеспечение законности в сфере пожарной безопасности лесов 18
1.3 Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности 25
Глава 2. Проблемные аспекты правового регулирования в сфере
пожарной безопасности на примере Главного Управления МЧС России по Республике Тыва 32
2.1. Организация осуществления государственного надзора за выполнением
органами исполнительной власти в Республике Тыва в области обеспечения
пожарной безопасности 32
2.2. Осуществление государственного надзора в области ГО, ЗНТ ЧС в ГУ
МЧС России по Республике Тыва 55
2.3. Проблемы осуществления надзора за исполнением законов в сфере
пожарной безопасности и их пути решения 64
Заключение 82
Список использованных источников и литературы 89
Приложения

Актуальность темы исследования обосновано тем, что в настоящее время Конституция РФ гарантирует права и свободы человека и гражданина,защиту жизни, здоровья, собственности от преступных посягательств, в том числе совершаемых путем нарушения пожарной безопасности.
Пожары представляют собой одно из разрушительных явлений,постоянно сопровождающих развитие человеческой цивилизации. Они издавна причиняют значительный, порой невосполнимый ущерб живой природе и обществу, его достоянию, материальным и духовным ценностям.
Развитие научно-технического прогресса, появление новых технологий,техники и оборудования, широкое использование легковоспламеняющихся и горючих веществ и материалов, а также многие другие факторы приводят к тому, что в современной России значительно осложнена пожароопасная обстановка. Сообщения средств массовой информации о количестве пожаров свидетельствуют только о негативной тенденции к возрастанию ущерба от них как жизни и здоровью людей, так и природным ресурсам и экономике страны. Ежегодно в Российской Федерации происходит более 245 тысяч пожаров, которые уносят жизни от 14 до 19 тысяч человек и приводят к травмированию более 14,5 - 15 тысяч человек .
Вышеизложенное позволяет утверждать, что нарушения противопожарных правил причиняют огромный вред личности, обществу и государству, и это порождает необходимость научного исследования проблем, связанных с обеспечением пожарной безопасности, в том числе уголовно-правовым. Повышенный характер общественной опасности подобных деяний обуславливает наличие в Уголовном кодексе РФ целого ряда составов преступлений, связанных с возникновением пожаров. Однако их применение на практике в настоящее время вызывает определенные сложности. Они обусловлены бланкетностью соответствующих статей УК РФ, что требует от правоприменителя знания не только уголовного права, но и законодательства других отраслей, в первую очередь административного.
Кроме того, возникают проблемы при отграничении состава нарушения правил пожарной безопасности от норм, предусматривающих нарушение других специальных правил.
К сожалению, указанная тема в последнее десятилетие почти не привлекает внимание исследователей. В большинстве работ пожарная безопасность рассматривается только как составная часть общественной безопасности.
Также до сих пор в науке не проведено криминологическое исследование личности преступника, совершающего рассматриваемые деяния, не дана криминологическая оценка динамики и структуры, причин и условий преступности в данной сфере. Соответственно, невозможно предложить научно обоснованные методы профилактики и пресечения преступлений против пожарной безопасности.
Целью данной работы является исследование правового регулирования в области пожарной безопасности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. изучить сущность и значение пожарной безопасности;
2. рассмотреть правовое обеспечение законности в сфере пожарной безопасности лесов;
3. обобщить административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности;
4. изучить осуществление государственного надзора в области ГО, ЗНТ ЧС в ГУ МЧС России по Республике Тыва;
5. выявить проблемы осуществления надзора за исполнением законов в сфере пожарной безопасности и их пути решения.
Объектом исследования является институт пожарной безопасности.
Предметом исследования является правовое регулирование пожарной безопасности. 
Методы исследования: историко-правовой, сравнительно-правовой,анализ.
При написании квалификационной работы были использованы нормативно-правовые акты в сфере регулирования пожарной безопасности,монографии известных российских цивилистов, материалы судебной практики, а также материалы периодической печати.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследовав тему квалификационной работы, можно сделать определенные выводы. Пожарная безопасность - это состояние защищенности жизни, здоровья и имущества физических или юридических лиц от пожара, которое обеспечивается системой мер противопожарной безопасности и поддерживается путем выполнения требований,установленных специальными нормативно-правовыми актами.
Правовые основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации установлены в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
На основании ч. 12 ст. 6 указанного Федерального закона “О пожарной безопасности” в компетенцию должностных лиц органов государственного пожарного надзора (ГПН) входит составление протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассмотрение дел об указанных административных правонарушениях и принятие мер по предотвращению таких нарушений. По общему правилу протоколы об административных правонарушениях,предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов,уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ). Органы ГПН рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.32, 11.16,20.4 КоАП РФ. Вместе с тем при осуществлении своих полномочий государственные инспекторы по пожарному надзору вправе составлять протоколы не только об указанных выше правонарушениях, но и о некоторых других (ст. 28.3 КоАП РФ).
В частности, на основании п. 42 ч. 2, п. 3 ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов госпожнадзора наделены правом составлять административные протоколы об административных правонарушениях,предусмотренных ч. 1 ст. 14.34, ст. 14.44, 14.46, ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ч. 12 - 15 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.13, 19.26, 19.33 КоАП РФ. Рассмотрение дел об этих правонарушениях - исключительная компетенция судей (ч. 1 ст. 23.1
КоАП РФ). Должностные лица органов госпожнадзора, составив по факту такого нарушения административный протокол, должны направить его (с другими материалами дела при их наличии) на рассмотрение судье.
Как показывает практика, деятельность органов госпожнадзора имеет очевидную правоохранительную направленность, по многим параметрам схожую с деятельностью ряда подразделений полиции (например, службы участковых уполномоченных, отделов дознания, лицензионно-разрешительной системы). В компетенции органов ГПН органично сочетаются уголовно-процессуальные и административно-юрисдикционные полномочия. Такое содержание компетенции, на наш взгляд, является одним из характерных признаков правоохранительных органов. Указанная особенность находит отражение и в структурно-функциональной организации органов ГПН.
Вместе с тем сотрудники органов внутренних дел (ОВД) также регулярно сталкиваются с нарушениями правил пожарной безопасности. Это происходит при проверках различных объектов производственного,социально-культурного назначения, предприятий торговли, жилищного фонда. Поэтому должностные лица ОВД (полиции) наделяются правом составления протоколов о некоторых административных правонарушениях в области пожарной безопасности (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Таким образом, для совершенствования административно-правового механизма защиты противопожарной безопасности необходимо эффективное взаимодействие между органами внутренних дел и госпожнадзора, так как эти субъекты правоохранительной деятельности решают во многом общие задачи по обеспечению соответствующих сегментов общественной безопасности и применяют схожие правовые средства.
Консолидация в юрисдикционной сфере будет способствовать оперативности направления протоколов и иных материалов дела из территориальных подразделений полиции инспекторам госпожнадзора (для последующего рассмотрения); своевременному устранению недостатков первичных материалов дела, составленных должностными лицами ОВД по фактам нарушения противопожарных правил; более активному применению мер обеспечения производства (в частности, доставления и задержания нарушителей сотрудниками полиции). Такое межведомственное взаимодействие выступает необходимым условием оптимизации производства по административным делам.
С целью совершенствования правоприменительной практики органов госпожнадзора мы предлагаем сформировать в их территориальных структурах специализированные подразделения в сфере административной юрисдикции, например, отделы (отделения) по организации административно-правовой деятельности. Для эффективного функционирования последних мы считаем необходимым обеспечить их организационную обособленность от иных направлений деятельности органов ГПН. При этом следует активно использовать имеющийся в данной области опыт ОВД (полиции). Эти подразделения следует комплектовать специалистами, имеющими достаточно высокий уровень правовой подготовки (особенно в области материального и процессуального административного права).
Развитие административно-деликатного законодательства сопровождается усложнением юрисдикционного производства, что связано в основном с развитием института процессуальных гарантий обеспечения прав лиц, привлекаемых к ответственности. Существенно возрос размер штрафных санкций, налагаемых за административные правонарушения (особенно в отношении предпринимателей и юридических лиц). При сложившихся обстоятельствах правонарушители активизировали меры по защите своих интересов, например, стали привлекать к участию в административно-юрисдикционном процессе опытных адвокатов, экспертов,консультантов. Госинспекторы по пожарному надзору нередко сталкиваются с различными формами противодействия со стороны правонарушителей и лиц, представляющих их интересы. Вместе с тем основную нагрузку по решению проблем, связанных с правовым обеспечением юрисдикционного производства, несут руководители и иные должностные лица органов ГПН,которые не всегда располагают необходимыми для этого временем и юридическими знаниями. Таким образом, создание в территориальных органах ГПН подразделений по организации административно-правовой деятельности обеспечит профессиональный уровень решения проблемных вопросов юрисдикционного характера.
Нами предлагается организовать работу указанных подразделений по следующим основным направлениям:
- правовое обеспечение рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности (в частности, контроль за законностью производства, качеством материалов,составляемых госинспекторами по пожарному надзору);
- контроль за исполнением вынесенных постановлений;
- участие в подготовке мотивированных ответов (решений) на жалобы граждан, представления и протесты прокуроров по поводу законности и обоснованности осуществления госинспекторами административно-юрисдикционных полномочий;
- защита позиции юрисдикционного органа при рассмотрении в суде жалоб лиц, привлекаемых к административной ответственности, на действия и решения госинспекторов по пожарному надзору;
- аналитическая работа, связанная с изучением результатов административной практики, разработкой мероприятий по ее совершенствованию и устранением нарушений, выявленных в ходе ведомственного контроля, прокурорского надзора и судебного рассмотрения оспариваемых решений административно-юрисдикционного характера;
- организация взаимодействия с другими контролирующими и надзорными органами;
- апробация и внедрение положительного опыта в области административной юрисдикции;
- юридическая подготовка (повышение квалификации) должностных лиц органов ГПН в области административного и административно-процессуального права.
В контексте нашего исследования необходимо отметить, что в МЧС России проводится планомерная работа над совершенствованием административно-правового механизма обеспечения безопасности. Так,разработаны и активно внедряются системы декларирования безопасности и паспортизации территорий субъектов РФ и муниципальных образований,
сформулированы типовые требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения.
Подготовлена нормативно-правовая основа для упрощения надзорных процедур. В числе инновационных предложений особое место занимает аудит безопасности, который включает все сферы безопасности, относящиеся к компетенции МЧС России. При формировании данного механизма независимой оценки вводится "система пожарного аудита", которая представляет собой определенную разновидность государственно-частного партнерства. При таком подходе собственник (законный владелец) соответствующего объекта сам заинтересован в проведении объективной проверки и устранении выявленных нарушений, так как положительное заключение по результатам "пожарного аудита" выступит необходимым условием подтверждения безопасности осуществляемой экономической деятельности, страхования производственного оборудования (другого имущества), а также получения соответствующих лицензий, разрешений или иных видов правоустанавливающих документов.
В перспективе обеспечение противопожарного режима на объектах, не имеющих повышенной опасности, может осуществляться с активным привлечением страховых и аудиторских компаний, бизнес-сообществ,общественных организаций. Это позволит снять излишние административные барьеры и сосредоточить внимание надзорных органов на обеспечении безопасности особо важных объектов (например, зданий с массовым пребыванием людей, крупных производственных предприятий,объектов жизнеобеспечения населения). Представляется, что рассмотренные нами аспекты административной реформы направлены на противодействие неадекватному вмешательству в деятельность предприятий малого и среднего бизнеса, способствуют укреплению государственно-частного партнерства, снижению уровня правонарушений коррупционного характера.
В качестве предложений:
- предлагаем внести некоторые изменения в перечень административно-юрисдикционных полномочий должностных лиц органов ГПН, предусмотренный ч. 12 ст. 6 Федерального закона “О пожарной безопасности”, изложив его в следующей редакции:
- "составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.32, 11.16, 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- в случаях, специально предусмотренных законодательством об административной ответственности, составлять протоколы об иных административных правонарушениях и направлять их на рассмотрение в уполномоченные органы (уполномоченным должностным лицам);
- принимать предусмотренные законодательством меры по пресечению,расследованию и предупреждению правонарушений, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности”;
- предлагаем в диспозиции ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ заменить слова “те же действия” более широкой категорией - “те же деяния”;
- предлагается следующий проект диспозиции ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ:
“3. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара, в результате которого по неосторожности:
1) причинен легкий или средней тяжести вред здоровью человека;
2) не наступили последствия, указанные в пункте первом настоящей  части статьи, или более тяжкие последствия..”



1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от
30.12. 2008г. №6 -№7 ФКЗ) //Российская газета.- 1993.- 25 декабря; 2009.-№1.
2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996г. (в ред. от
30.11.2011г.) // СЗ РФ.-1996.- №5.- Ст.410; 2011 -№49 (с.1).- Ст.7014.
3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. №146-ФЗ (в ред. от 28.07.2012г.)//СЗ РФ.- 2002.- №1.-Ст.3; 2012.- №31.- Ст.4325.
4. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-
ФЗ (в ред. от 28.07.2012г.) //СЗ РФ.- 2002.- №1 (ч.1)- Ст.1; 2012.- №31 (ч.1)- Ст.4322.
5. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №13-ФЗ (в ред. от 28.07. 2012г.)
//СЗ РФ.- 1996.- №25.- Ст.2954; 2012.- №31.- Ст.4330.
6. Уголовно-процессуальный кодекс от 18.12.2001 №174-ФЗ (в ред. от
28.07.2012г.) //СЗ РФ.- 2001.-№52 (ч.1)- Ст.4921; 2012.- 331.- Ст.4330.
7. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.10.2002 №138-ФЗ (в ред. от 14.06.2012г.) //СЗ РФ.- 2002.- №46.- Ст.4532; 2011.- №25.- Ст.3266.
8. Лесной кодекс РФ от 04.12.2006г. №200-ФЗ (в ред. от 28.07.2012г.) //СЗ РФ.- 2006.-№50.- Ст.5278; 2012.- №31.- Ст.4322.
9. ФЗ РФ “Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов РФ” от 06.10.1999 № 184-ФЗ (в ред. от 25.12.2012г.) //СЗ РФ.-1999.- №42.- Ст.5005; 2012.- №31.- Ст.4326.
10. ФЗ РФ “О трудовых пенсиях в РФ” от 17.12.2001г. №173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012г.) //СЗ РФ.- 2001.-№52 (ч.1)- Ст.4920; 2012.- №50 (ч.5)- Ст.6966.
11. ФЗ РФ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” от 26.12.2008г. №294-ФЗ (в ред. от 12.11.2012)
// СЗ РФ.-2002.- №51.- Ст.4832; 2012.- №26.- Ст.3447.
12. ФЗ РФ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ” от
15.12.2001г. №167-ФЗ (в ред. от 03.12.2012г.) //СЗ РФ.- 2002.- №51.- Ст.4832;2012.- №26.- Ст.3447.
13. ФЗ РФ “О внесении изменений в ст.23.34 Кодекса РФ об
административных правонарушениях и ст.40 и ст.151 УПК РФ” от 03.07.2006г. №97 //СЗ РФ.- 2006.- №28.- Ст.2975.
14. ФЗ РФ “О внесении изменений в Кодекс РФ об административных
правонарушениях и другие законодательные акты РФ, а также о признании
утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ” от
09.05.2005г. №45-ФЗ (в ред. от 23.07.2010г.) //СЗ РФ.- 2005.-№19.- Ст.1752;2010.- №30.- Ст.4002.
15. ФЗ РФ “О внесении изменений в Кодекс РФ об административных
правонарушениях в части изменения способа денежного взыскания,
налагаемого за административное правонарушение” от 22.06.2007г. №116-ФЗ
(в ред. от 12.11.2012г.)//СЗ РФ.- 2007.- №26.- Ст.3089; 2012.- №47.- Ст.6405.
16. ФЗ РФ “О внесении изменений в ст.20.4. Кодекса РФ об
административных правонарушениях” от 03.03.2008г. №21-ФЗ//СЗ РФ.-2008.- №10.- Ст.896.
17. ФЗ РФ “Технический регламент о требованиях пожарной
безопасности” от 22.07.2008г. №123-ФЗ (в ред. от 10.07.2012г.) //СЗ РФ.-2008.- №30 (ч.1)- Ст.3579; 2012.- №29.- Ст.3997.
18. ФЗ РФ “О внесении изменений в Кодекс РФ об административных
правонарушениях по вопросам пожарной безопасности” от 03.06.2011г. №120-ФЗ // СЗ РФ.- 2011.-№23.- Ст.3260.
19. ФЗ РФ “О добровольной пожарной охране” от 06.05.2011г. №100-ФЗ//СЗ РФ.- 2011.- №19.- Ст.2717. 
20. Указ Президента РФ “О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности” от 09.11.2001г. №1309 (в ред. от 27.10.2011г.) //СЗ РФ.- 2001.- №46.- Ст.4348; 2011.- №44.- Ст.6240.
21. Постановление Правительства от 20.06.2005г.№385 “О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы” (в ред. от 20.06.2011г.) //СЗ РФ.- 2005.- №26.- Ст.2649.
22. Постановление Правительства РФ “О чрезвычайных ситуациях в лесах,
возникших вследствие лесных пожаров” от 17.05.2011г. №377 (в ред. от
01.11.12гю) //СЗ РФ.- 2011.- №21.- Ст.2972;. «012.- №46.- Ст.6339.
23. Постановление Правительства РФ “Об утверждении Правил разработки
и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы” от 17.05.2011г. №377
24. Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 19.05.2008г. № 73/2-222-2007// Бюллетень ВС РФ.- 2007.- №6.
25. Распоряжение первого заместителя Генерального прокурора РФ от 08.02.2011г. №27/20р “О создании межведомственной рабочей группы для осуществления взаимодействия в работе по предупреждению, выявлению и устранению законодательства в сфере лесопользования”
2. Учебники, монографии, статьи, диссертации
1. Выступление Президента РФ 10 марта 2010г. на расширенном
заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ //СПС “КонсультантПлюс”
2. Выступление заместителя руководителя Федерального агентства
лесного хозяйства Е.Трунова на расширенном заседании Рослесхоза 1
февраля 2011г. “Об организации охраны лесов от пожаров в РФ в 2011г.”//СПС “КонсультантПлюс”
3. Доклад Генерального прокурора РФ Ю.Я. Чайки в Совете Федерации Федерального Собрания РФ // Прокурор. 2011. №1.- с.12. 
4. Казарина А.Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов (сфера предпринимательской и иной экономической деятельности) / Институт повышения квалификации руководящих кадров Генпрокуратуры РФ. М., 2005.- 223с.
5. Круглов А.П. Ответственность увеличена за нарушение требований пожарной безопасности //Трудовое право.- 2010.- №2.- с.11.
6. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/Под общей ред. Э.Н.Ренова //М.- Норма.- 2008.- с.632-635.
7. Кузьменко Г.М. Правовое положение земского огневого страхования в городах // Страховое дело. 1912. № 5. С. 144 - 146;
8. Ландезен Ф.Э. Опыт пожарного законодательства. Тверь, 1911. 62 с.
9. Макалинский П.В. Практическое руководство для судебных следователей. 6-е изд. СПб., 1907. - с. 30.
10. Никитина В.В. Временный запрет деятельности на предприятиях по правилам пожарной безопасности //Трудовое право.- 2008.- №4.- с.12.
11. Никишин А. За деревьями лес не просматривается //Парламентская газета.- 2011.- 20.05.
12. Обстановка с пожарами в РФ в 2010-11 г. //Пожарная безопасность.-2011.-№1.- с.111-118.
13. Татарян В.Г., Татарян Е.Е., Черепанов Е.А. Постатейный научно-
практический комментарий к главе 23 КоАП РФ "Судьи, органы,должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях" / Под общей научн. ред. В.Г. Татаряна.М.: Академия налоговой полиции ФСНП России, 2003.
14. Уложение "О наказаниях уголовных и исполнительных" 1845 г.,
августа 15 // Российское законодательство X - XX веков. В 9 т. Т. 6:
Законодательство первой половины XIX века / Под ред. О.И. Чистякова. М.:Юрид. лит., 1988. С. 160 - 408. 
15. Устав "О наказаниях, налагаемых мировыми судьями" 1864 г., ноября
20 // Российское законодательство X - XX веков. В 9 т. Т. 8: Судебная реформа / Под ред. О.И. Чистякова. М.: Юрид. лит., 1991. С. 386 - 462.
16. Федюнина И.А. Правила пожарной безопасности на предприятиях//Трудовое право.- 2009.-№4.- с.13.
17. Шатов С.А. Административная юрисдикция (на примере деятельности органов государственного пожарного надзора)// СПб.- 2008.- с.98-99.
3. Материалы судебной практики
1. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18.07.2007г. по делу №58-ГО-11 //СПС “КонсультанПлюс”
2. Определение Судебной коллегии по гражданским делам от 21.11.2008г. №83-В08-13 //Бюллетень ВС РФ.- 2008.- №12.
3. Постановление Пленума ВС РФ “О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии” от 20.12.2005г. №25 //Бюллетень ВС РФ.- 2006.-№1.
4. Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за 4 квартал 2008г.//Бюллетень ВС РФ.- 2009.-№5.
5. Постановление Президиума Ивановского областного суда от 13.03.2009г. по делу №44г-20/09//СПС “КонсультанПлюс”


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ