Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сформированность пространственной лексики у обучающихся 2 класса с легкой умственной отсталостью

Работа №170975

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2020
Стоимость4730 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения сформированности пространственной лексики у младших школьников с умственной отсталостью 7
1.1. Онтогенез формирования пространственной лексики 7
1.2. Роль пространственных представлений для формирования пространственной лексики 14
1.3. Особенности сформированности пространственной лексики у детей с
легкой умственной отсталостью 19
Глава II. Экспериментальное изучение сформированности пространственной лексики у младших школьников с умственной отсталостью 28
2.1. Цель, задачи, организация и методики исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 33
2.3. Методические рекомендации по формированию пространственной лексики у обучающихся 2 класса с легкой умственной отсталостью 51
Заключение 69
Библиография 71
Приложения 78

Актуальность.
В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к обучению детей с умственной отсталостью. Речевое развитие детей с недостатками интеллекта следует рассматривать, как одну из приоритетных коррекционных задач, поскольку речь является не только инструментом для общения, но и необходимым средством, орудием человеческого мышления. Взаимосвязь развития речи и других психических процессов у детей рассматривалась Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, и другими. В их работах показано, что основой для развития речи является выяснение реальных связей, отношений между предметами и явлениями окружающей действительности. Многие исследователи (Т.В. Ахутина, О.П. Гаврилушкина, В.Г. Петрова, Т.Н. Головина, Т.А. Фотекова и др.) отмечают неполноценность пространственного ориентирования детей с интеллектуальными нарушениями. Основными причинами, считают этого бедность практического опыта ориентировки и слабость ее мыслительного компонента, пространственного анализа и синтеза.
Формирование пространственных представлений является значимой предпосылкой для социальной адаптации и дальнейшего обучения ребенка. Недостаточно сформированные пространственные представления и ориентировки в пространстве напрямую влияют на уровень его интеллектуального развития. Несформированность пространственной ориентировки является од-ной из причин, затруднений при овладении детьми школьными навыками. Подобные недостатки в развитии проявляются в графической деятельности, при письме, в нарушениях чтения, в овладении математическими операциями.
Одной из значимой стороны этого процесса является развитие пространственных представлений.
Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают значительные трудности в овладении действиями восприятия, в приобретении опыта практического преобразования пространства, при отражении его в слове. Прослеживается прямая связь, чем лучше сформированы пространственные представления, тем выше уровень речевого развития. У каждого ребенка овладение пространственной лексикой происходит своеобразно, поэтому важен дифференцированный подход.
В настоящее время создано множество пособий и материалов для развития у детей пространственных представлений. Однако на данный момент существует недостаточность методического материала по формированию пространственной лексики для обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Таким образом, проблема разработки методических рекомендаций по формированию пространственных представлений и развитию пространственной лексики у обучающихся второго класса с легкой умственной отсталостью приобретает особую актуальность.
Объектом исследования - пространственные представления и пространственная лексика обучающихся 2 класса с легкой умственной отсталостью.
Предмет исследования - особенности пространственных представлений и пространственной лексики у обучающихся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие пространственной ориентировки у ребенка происходит в не-разрывной связи с развитием его речи и мышления, с помощью которых он абстрагирует и обобщает пространственные признаки и отношения между воспринимаемыми предметами. Существенные изменения в восприятии пространства у ребенка наблюдаются в связи с появлением в его словаре специальных слов, обозначающих форму, величину и пространственное расположение предметов и вещей.
Благодаря овладению речью, восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень, происходит образование пространственных представлений. Чем полнее осмыслена вещь в восприятии, тем полнее и богаче ее представление. Качество представлений зависит от качества восприятия [69].
Неполноценность пространственной ориентировки детей с интеллектуальными нарушениями отмечают многие исследователи (О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Головина, В.Г. Петрова и др.), считая основными причинами этого бедность практического опыта ориентировки и слабость ее мыслительного компонента, пространственного анализа и синтеза. Формирование пространственных представлений у детей с недостатками интеллекта нарушается по всем направлениям. Дети этой категории испытывают существенные трудности в овладении действиями восприятия, в приобретении опыта практического преобразования пространства и при его отражении в слове [71].
Причинами неточности в употреблении слов у умственно отсталых детей являются трудности дифференциации, различения как самих предметов, так и их обозначений. Умственно отсталые школьники вследствие слабости процесса дифференцированного торможения легче воспринимают сходство предметов, чем их различие, поэтому они усваивают прежде всего общие и наиболее конкретные признаки сходных предметов.
Цель исследования заключалась, в изучении сформированности пространственных представлений и пространственной лексики у обучающихся с легкой умственной отсталостью, и разработка методических рекомендаций с использование интерактивных методов для развития пространственной лексики у обучающихся данной категории.
Для проведения исследования был подобран диагностический комплекс на основе методики Хеда, методики Л.И. Плаксиной, Н.М. Л.С. Цветковой, Трубниковой, М.М.Семаго, Т.А. Фотековой, Е.М. Косиновой и др.
Экспериментально подтверждена специфичность развития лексики со значением пространственной у обучающихся 2 класса с легкой умственной отсталостью. Исходя из полученных результатов прослеживается закономерность, чем выше уровень сформированности пространственных представлений у школьников, тем лучше результаты исследования пространственной лексики в экспрессивной речи.


1. Аванесов, Р. И. Очерк грамматики русского литературного языка / Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров. - М.: Учпедгиз, 1945. - 234 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 400 с.
3. Амасьянц, Р. А. Интеллектуальные нарушения / Р. А. Амасьянц, Э. А. Амасьянц. - М., 2004. - 448 с.
4. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
5. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учеб. пособ. для пед. вузов / Е. Ф. Архипова. - М.: АСТ : Астрель, 2007. - 227 с.
6. Бгажнокова, И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / И. М. Бгажнокова. - М.: Вла- дос, 2007. - 181 с.
7. Борякова, Н. Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых рас-пространенных предложений) / Н. Ю. Борякова, Т. А. Матросова. - М.: Центр полиграфии АТТИКА, 2010. - 200 с.
8. Брюховских, Л. А. Недоразвитие пространственных представлений и понимания логико-грамматических структур языка у младших школьников с дизартрией / Л. А. Брюховских // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2008. - №1. - С. 106-110.
9. Бородулина, С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников / С. Ю. Бородулина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 352 с.
10. Вараксин, Л. А. Семантический аспект русской глагольной префиксации / Л. А. Вараксин. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1996. - 409 с.
11. Варенова, Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие / Т. В. Варенова. - М., 2003. - 320 с.
12. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О. М. Вершинина // Логопед. - 2004. - №1. - С. 34-40.
13. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
14. Винокур, Г. О. Заметки по русскому словообразованию. Избранные работы / Г. О. Винокур. - М., 1959. - С. 419-442.
15. ВсвчикБлакитная, М. В. Развитие пространственного различения в до-школьном возрасте / М. В. Всвчик-Блакитная // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. - М., 1961. - С. 124-132....(78)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ