ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Роль наглядности при обучении говорению на среднем этапе в школе 9
1.1 Роль наглядности на уроке иностранного языка 9
1.2 Коммуникативная компетенция и ее составляющие 11
1.3 Лингводидактические принципы и их реализация на уроке
иностранного языка 15
1.4 Теоретические основы обучения говорению 18
1.5 Трудности, возникающие при обучении говорению на среднем этапе 23
1.6 Опоры как средство обучения говорению в школе на среднем
этапе 27
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Опыт использования опор при обучении говорению на среднем
этапе 33
2.1. Констатирующий эксперимент в школе и его
результаты 33
2.2. Анализ УМК «Enjoy English» для 5 класса общеобразовательных
учреждений с точки зрения обучения говорению 38
2.3. Методические разработки с использованием различных видов
опор 43
2.3.1 Обучение монологическому высказыванию 43
2.3.2 Обучение диалогическому высказыванию 48
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
В настоящее время в методике обучения иностранному языку в школе важной целью становится практическое владение всеми видами речевой деятельности (аудированием, говорением, чтением и письмом), то есть основное назначение иностранного языка видится в формировании способности общаться на нем. Именно поэтому в ФГОС важная роль уделена становлению коммуникативной компетенции, а ведущим видом речевой деятельности становится говорение.
Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения, так как ее составляющие - это отражение знаний, как фонетики, лексики, грамматики, так и знания о культуре страны изучаемого языка. построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся.
При обучении говорению учащиеся решают различные коммуникативные задачи в процессе общения как со взрослыми, так и между собой, в пределах тех сфер общения, которые являются для них актуальными. Примерами могут являться: игровая, учебно-трудовая и семейно-бытовая сферы общения. Навыки монологической и диалогической речи формируются одновременно и взаимосвязано.
Проблема обучения говорению остается одной из главных проблем в методике обучения иностранным языкам. Обучение говорению является продуктивным процессом, требующим от учащихся построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, поэтому его считают сложной методической задачей, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся.
Совершенно очевидно, что для повышения эффективности обучения задачей каждого учителя является включение в свою работу как можно больше разнообразных методов и приемов, а также их совершенствование и систематическое обновление. Также необходимо включать в работу систему вспомогательных средств обучения: технические средства обучения, разнообразный раздаточный и наглядный материал. Не менее важной задачей учителя так же является и сопровождение ученика в процессе обучения, прогнозирование его возможных затруднений как содержательного, так и формального плана.
Проблемы, возникающие в процессе овладения учащимися монологической и диалогической речью, поможет решить обращение к принципу наглядности на уроках иностранного языка.
Наглядность, при обучении говорению на иностранном языке, помогает раскрыть содержание высказываний и моделирует жизненные ситуации, в которых происходит коммуникация. Принцип наглядности в применении к обучению иностранному языку выступает в форме ситуативной наглядности. Кроме того, средства наглядности могут быть использованы в качестве ориентировочных опор и при обобщении языковых явлений, где они проявляют себя так же, как при обучении другим учебным предметам.
В практике преподавания использование опор давно стало необходимостью, так как их основное назначение - помощь ученику. Теоретическую основу данного явления, включающую определение и методический статус опоры, классификацию и область их применения, рассматривали в многочисленных работах различные авторы (Е.И. Пассов, В.Б. Царькова, Р.П. Мильруд, А.А. Гончаров и другие). По нашему мнению, данные авторы дали достаточно полную классификацию опор, и их методического обоснования.
...
Таким образом, в результате проведения исследования были получены следующие результаты, которые можно заявить в качестве заключительных выводов. Итак, мы:
1. Выявили главную цель при изучении иностранного языка в школе - формирование иноязычной коммуникативной компетенции. То есть, школьники, по окончании полной средней школы, должны быть способны и готовы к осуществлению иноязычного общения.
2. Рассмотрели важнейшие лингводидактические принципы, и выделили принцип наглядности, который позволяет воссоздать на уроке так называемую “виртуальную реальность”, то есть учебную ситуацию подобную реальности. Дали определение опоры, как способа управления высказыванием.
3. Изучили теоретические основы обучения говорению, а также выяснили, что при обучении монологу применяются два пути: «путь сверху» и «путь снизу», решение об использовании которого зависит от этапа обучения в школе.
4. Установили, что в структуру обучения диалогу входят диалогические единства и короткие диалоги, а основными подходами к изучению диалогов являются:
а) дедуктивный (изучение диалога как комплекса, состоящего из нескольких диалогических единств),
б) индуктивный (путь от усвоения элементов диалога до самостоятельного его ведения).
5. Заключительным этапом первой главы стало рассмотрение наглядности и опор в обучении иностранному языку, результатом которого стала разработка классификации опор для обучения говорению.
6. Вторая глава посвящена практической реализации рассмотренных теоретических вопросов. Мы разработали методику обучения монологической и диалогической речи с использованием опор на среднем этапе обучения, включающую в себя следующие шаги:
1. диагностика уровня сформированности коммуникативной компетенции опытной группы (в результате мы получили неудовлетворительные данные недостаточный уровень сформированности коммуникативной компетентности опытной группы).
2. анализ УМК «Enjoy English» для 5 классов общеобразовательных учреждений с точки зрения обучения говорению с использованием опор и выявление его возможностей трансформации имеющихся в УМК содержательных опор в смысловые и функциональные. Анализ показал, что обучение говорению предлагается авторами УМК преимущественно с использованием содержательных опор, практически отсутствуют смысловые. Также практически отсутствуют упражнения, направленные на развитие умений диалогической речи, как подготовленной, так и неподготовленной. Анализ выявил однотипность и отсутствие взаимообусловленности упражнений.
3. создание и разработка программы по обучению говорению в школе с использованием опор на среднем этапе обучения, а также разработка заданий в зависимости от этапа обучения монологической и диалогической речи.
В заключении, также необходимо отметить, что мы достигли поставленной в начале работы цели - анализа и описания технологии использования опор в обучении говорению на уроках английского языка на среднем этапе, с определением их дидактического потенциала, с последующей разработкой оригинальных методических материалов.
После проведенного исследования можно сделать вывод, что использование разных видов опор, в том числе и функциональных при обучении говорению положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
1. Артемов В. А. Психология наглядности при обучении иностранным языкам // Преподавание иностранных языков. Теория и практика. М. Наука, 1971, 366с.
2. Бабинская П.К., Леонтьева Т.П., Андреасян И.М. и др. Практический курс методики преподавания иностранных языков. - Мн.: Тетра Системс, 2003. - с. 92.
3. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. - М.: Высшая школа, 2002.
4. Бим И.Л. Теория практика обучения иностранному языку в средней школе - М.: Просвещение, 1998. - 116 с.
5. Бухбиндер В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения / Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках. - 2000. - №4. - 38 с.
6. Гальскова, Н. Д. Еще раз о лингводидактике / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. - 2008. - N 8. - С. 2-10
7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика, методика. - М., 2006.
8. Гез Н. И., Фролова Г. М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков. М.:Академия, 2008. 256 с.
9. Горлова Н. А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. - М, 2010.
10. Дроздова Т.И. Опоры-символы и опоры-рифмовки на английском языке.
//Иностранные языки в школе. - 1999 №6. - с. 35-39
11. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации. // Иностр. языки в школе. 2005. - №2, с. 11.
12. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М., 1991.
13. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение. -1985. - 160
14. Зимняя И.А. Условия формирования навыка говорения на иностранном языке и критерии его отработанности. // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. - М. «Русский язык». - 1991. -360 с
15. Калинина А.Г., Рябова О.А. Роль опор в обучении монологическому высказыванию на иностранном языке. / Обучение, тестирование и оценка: Материалы одиннадцатой международной конференции. - Нижний Новгород, НГЛУ, 2011.
... всего 65 источников