Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения опорных конспектов в рамках изучения экономики в школе 7
1.1. Изучение экономики в школе: роль и методы 7
1.2. Сущность опорного конспекта: основные характеристики и
назначение 14
1.3. Методические рекомендации к составлению и использованию
опорных конспектов 21
Глава 2. Организация и проведение педагогического эксперимента по использованию опорного конспекта на уроках экономики 28
2.1. Аналитический аспект использования опорных конспектов в
изучении экономики 28
2.2. Методика разработки урока с использованием опорных конспектов по
теме: «Предпринимательство в экономической структуре общества» 32
2.3. Апробация и анализ результатов эксперимента 40
Заключение 52
Приложения 58
В современной парадигме основного общего образования за последние годы произошли глубинные изменения, которые затронули, в первую очередь, содержание учебных программ. Так, новые вызовы современности обуславливают потребность в углублении и расширении компетенций, которые могут пригодиться выпускнику школы на последующих этапах его личностного и профессионального самоопределения. Экономические знания - это ключевая необходимость, роль и значение которой не вызывают сомнений. Нынешняя школа создает все условия, чтобы каждый школьник мог ознакомиться с теорией экономики и сформировать первичное представление о многих экономических феноменах и процессах во всем мире.
Однако в нынешних условиях педагоги сталкиваются с необходимостью поиска новых путей для более эффективного освоения предметов школьного цикла. Некоторые технологии, которые активно используются в школе на уроках экономики, уже не способны удовлетворить образовательные и компетентные запросы современности. Именно поэтому вопрос поиска новых методов является крайне значимым для системы школьного образования.
Обращаясь к проблеме поиска эффективных технологий и методов обучения, необходимо выделить известную методику, которую разработал В.Ф. Шаталов. Важными компонентами педагогической методики Виктора Федоровича являются «опорные сигналы» и «опорные конспекты», базирующиеся на процессе распознавания устного образа и текста. Суть опорных конспектов заключается в создании визуальной модели учебного материала, где кратко излагаются основные понятия, факты и связи между ними. Это позволяет обучающимся быстрее ориентироваться в изучаемой теме и лучше усваивать информацию как на лекциях, так и на практических и семинарских занятиях.
Использование опорного конспекта помогает школьникам усвоить основные понятия в области экономики, как на уровне деятельности отдельных людей, так и на уровне экономики страны и региона. Работа с конспектами, схемами, и иллюстрациями из учебников способствует развитию экономического мышления, стимулирует интерес к экономическим знаниям. Также, комбинируя опорные конспекты с видеоматериалами и документами, обучающиеся учатся анализировать социально-политические события с экономической точки зрения.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что методика опорных конспектов целесообразна для применения в процессе изучения экономики в школе. В то же время следует отметить, что выбранная тема недостаточно исследована с позиции применения рассматриваемой методики на уроках экономики в школе, чем и обусловлена ее актуальность. В рамках настоящего исследования предпринята попытка теоретического и методического обоснования применения опорных конспектов в процессе освоения школьного курса по экономике.
Проблема исследования заключается в недостаточном использовании метода опорного конспекта в процессе обучения экономике.
Объектом исследования является изучение экономики в школе. Предметом, в свою очередь, является использование опорных конспектов при изучении экономики в школе.
Цель ВКР - исследовать теоретический и практический аспект использования опорных конспектов по дисциплине «Экономика» в старших классах на примере урока «Предпринимательство в экономической структуре общества».
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. На основе научной литературы и нормативных документов обосновать роль и методы изучения экономики в школе.
2. Изучить сущность опорного конспекта, его основные характеристики и назначение.
3. Рассмотреть методические рекомендации составления и использования опорных конспектов.
...
В современном обществе знания в области экономики играют ключевую роль в процессе обучения. Включение экономических дисциплин в школьную программу имеет большое значение, поскольку помогает учащимся получить базовые знания о функционировании общества, экономических законах и процессах принятия решений в бизнесе.
Методика преподавания экономики отличается тем, что учебный процесс тесно связан с экономической деятельностью общества. Современное понимание успешности экономики связано с использованием знаний, где информация играет ключевую роль в производстве. Настоящая экономическая компетенция требует не только понимания экономических законов, но также прикладного аспекта для развития теорий, расширения понятий и открытия новых принципов и законов.
Для эффективного обучения важно использовать разнообразные методы: устные, визуальные, практические, а также активные и интенсивные. Одним из важных инструментов является опорный конспект, который представляет собой визуальную модель учебного материала, сжато отображающую основные идеи и, использующую графические приемы для улучшения запоминания и усвоения информации. Этот инструмент делает учебный процесс более увлекательным и креативным для учащихся, что способствует повышению их мотивации и результативности. Важно при составлении опорного конспекта соблюдать лаконичность, структурность, унификацию, автономность блоков, использовать первичные ассоциации и стереотипы, следить за непохожестью и простотой представления материала.
Для определения степени использования опорного конспекта в процессе обучения экономике был проведен опрос среди учителей экономики и обществознания. В результате подтвердилась проблема исследования, в частности, недостаточное использование опорного конспекта в процессе обучения экономике. Однако удалось выяснить, что большинство опрошенных имеют представление о опорном конспекте, но редко используют его в процессе обучения. Также учителя считают данный метод эффективным для обучения экономике, так как он предоставляет больше визуальной информации, которая лучше усваивается и запоминается; упрощает сложные понятия экономики с помощью схем и графиков; предотвращает механическое заучивание материала и стимулирует учащихся к аналитическому мышлению. Среди преимуществ использования опорного конспекта можно выделить повышение мотивации, практическое применение полученных знаний, эффективное и быстрое усвоение информации, а также развитие навыков структурирования информации, однако составление опорного конспекта большинство опрошенных учителей считают трудозатратным.
Также в рамках выпускной квалификационной работы был проведен педагогический эксперимент с целью определения эффективности использования опорного конспекта в изучении экономики. Для этого был разработан урок с использованием опорного конспекта по теме: «Предпринимательство в экономической структуре общества». Важно отметить, что при работе с опорным конспектом обучающиеся активно участвуют в обучающем процессе, формулируют вопросы, высказывают свои мысли и участвуют в дискуссиях, что способствует более глубокому усвоению материала. Опорные конспекты являются более интересными и интерактивными, чем традиционные лекции, что повышает мотивацию обучающихся к изучению экономики. Результаты доказывают, что использование на уроке данного метода повышает когнитивный, мотивационный и деятельностный критерий, таким образом, мы подтвердили гипотезу, поставленную в данной выпускной квалификационной работе.
Разработанный урок с использованием опорного конспекта, полученный в процессе написания выпускной квалификационной работы, может найти применение в учебном процессе общеобразовательных школ.
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации "Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года" от 24.10.2023 № 2958-р // Официальный сайт Правительства России. - 2023.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" от 17.05.2012 № 413 // Российская газета. - 2012 г. - № 139. - с изм. и допол. в ред. от 12.08.2022.
I Литературные источники
3. Басова Е.А., Бондарчук Д.А. Методы обучения: сравнительный анализ современных концепций и взглядов Я.А. Коменского // Интерактивная наука. - 2021. - №6 (61).
4. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии / Н.М. Верзилин. - М.: Педагогика, 1974. - 224с.
5. Голант Е.Я. К теории методов обучения в советской школе / Е.Я. Голант // Сов. Педагогика. - 1956. - № 11.
6. Деркач В.В. Применение опорных схем в процессе активизации познавательной деятельности студентов вузов // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2021. - №2 (36).
7. Донцова В.И. Экономическое воспитание в современных российских школах // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. - №3.
8. Есемуратова Г.А. Методы обучения // Экономика и социум. - 2021. - №1-1 (80).
9. Зуева Л.И. Составление опорного конспекта как вид
самостоятельной работы студентов /Карьера. Общество. - 2018. - №3 (58).
10. Коджаспирова Г.М. История педагогики в схемах и таблицах: учебное пособие. - М: Проспект, 2023. - 176с.
11. Кудашова Е.А. Роль экономического образования в современном мире / Е.А. Кудашова // Научно-практические исследования. - 2020. - № 6 - 3(29).
12. Липсиц И.В., Савицкая Е.В. Экономика. Основы экономической политики : учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций (базовый уровень). - 4-е изд. изд. - М.: Вита-Пресс, 2022. - 193 с.
13. Малетин С.В., Левченко А.А., Баянкин О.В. Теоретические и практические предпосылки использования опорных конспектов в образовательном процессе // МНКО. - 2021. - №4 (89).
14. Мицук С.В. Естественные, математические и технические науки. Образование. Технологии. Инновации : материалы конференции / С.В. Мицук. - Липецк : Липецкий ГПУ, 2023. - 386 с.
15. Новикова О.Н. Экономическая грамотность и ее структура // НАУ. - 2020. - №62-2 (62).
.. всего 34 источника