Введение 3
1 Теоретические основы проблемы использования песенного материала
на уроках иностранного языка для формирования лексического навыка говорения у обучающихся 3 класса средней общеобразовательной школы 1.1Формирование лексических навыков в процессе обучения иностранному языку 5
1.2Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста 11
1.3Роль песни на уроке иностранного языка 14
1.4Принципы отбора песенного материала 18
Вывод по главе 1 21
2 Методика работы с песенным материалом на уроке иностранного языка в средней школе
2.1Этапы работы с песенным материалом на уроке иностранного языка 23
2.2. Комплекс упражнений для обучающихся в 3 классе на основе песенного материла “Old MacDonald had a farm” 29
2.3Анализ практических результатов работы с песенным материалом на уроках иностранного языка 33
Вывод по главе 2 35
Заключение 37
Список литературы 40
Приложение А 43
Приложение Б 45
Приложение В 46
Приложение Г 47
Приложение Д 48
Приложение Е 49
Приложение Ж 50
Приложение И 51
Приложение К 52
Преподавание иностранного языка в начальных классах необходимо строить с учетом особенностей учащихся младшего школьного возраста. Существенная роль в обучение иностранному языку в младшей школе отводится упражнениям игрового характера: стихам, рифмовкам, песням. В возрасте 6-8 лет внимание детей часто бывает неустойчиво. Поэтому, при планировании урока в начальной школе, учителю необходимо продумывать такие виды работы, которые снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение, но, и в то же время способствуют формированию лексических навыков.
Актуальность настоящей дипломной работы обусловлена тем, что песенный материал служит средством формирования лексического навыка говорения, может быть использован как образец современной аутентичной разговорно-литературной речи. Именно песня может способствовать достижению основных целей обучения и повысить мотивацию к изучению иностранного языка у учеников. Несмотря на то, что песенный материал способствует расширению лексического запаса школьников, он еще и обогащает внутренний мир обучающихся. Но, часто, на практике работе с песенным материалом отводится небольшое количество времени и в большинстве случаев, используются однотипные задания, например чтение и перевод текста.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в средней школе.
Предметом исследования данной работы - является изучение использования песенного материала на уроках иностранного языка для формирования лексического навыка говорения у обучающихся 3 класса средней общеобразовательной школы.
Цель данной работы - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность использования песенного материала для формирования лексического навыка говорения учащихся 3 класса на уроке иностранного языка.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. проанализировать формирование лексического навыка в процессе обучения иностранному языку;
2. проанализировать психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста;
3. определить роль песенного материала на уроках иностранного языка в 3 классе;
4. изучить принципы отбора песенного материала и охарактеризовать этапы работы с песней на уроке иностранного языка;
5. разработать комплекс упражнений для обучения иностранному языку в 3 классе в средней общеобразовательной школе и апробировать его на уроках английского языка.
Данная работа представляет ценность в практическом плане, поскольку материалы и методические рекомендации могут быть использованы в профессиональной деятельности учителя английского языка.
Структура работы включает введение, теоретическую и практическую часть, заключение, список использованной литературы.
Младший школьный возраст является самым значимым этапом в формировании лексического навыка и развития ребенка, в целом. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия происходит становление учебной деятельности, в частности, ее мотивации и базовых учебных умений, которые во многом определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьника.
Главной функцией учителя является организация учебной деятельности школьника, в рамках которой активность детей будет носить поисковоисследовательский характер. Для этого учителю требуется тщательно отбирать материал при подготовке к уроку. Ему следует учитывать возрастные особенности учащихся, подбирать материал в соответствии с интересами школьников и школьной программы.
Так как, дети в данном возрасте часто являются неусидчивыми, а так же быстро могут потерять интерес к освоению учебного материала, то на данном этапе обучения будет целесообразно применять в ходе урока различные виды деятельности. Главной задачей учителя будет заинтересовать ребенка и удержать его внимание на протяжении всего учебного процесса. Для этого на уроке должны присутствовать задания, которые помогают развивать и учебную деятельность, и творческие стороны ребенка, одновременно. Такие задания положительно влияют на эмоциональное состояние каждого ребенка, а так же, создают благоприятный климат в классе. Более того, школьники учатся творчески применять свои знания и умения, полученные в ходе учебной деятельности.
Одним из эффективных способов формирования у школьников учебной деятельности является использование песенного материала. Песня несет в себе культурологический компонент, который расширяет кругозор учеников, а так же, способствует формированию эстетического вкуса, что помогает развивать ребенка, как личность. Более того, песня помогает на этапе введения, отработки и закрепления фонетических, грамматических и лексических навыков.
Использование песенного материала на уроке иностранного языка является эффективным методом формирования у школьников учебной, познавательной и коммуникативной деятельностей. Так же, немало важным фактором является то, что песня способствует формированию трудного, для многих обучающихся, лексического навыка - говорения, который является одним из основных навыков в обучении иностранного языка.
Лексический навык - это автоматизированное действие, которое формируется в процессе речевой деятельности.Формирование лексического навыка направлено на усвоение всех его компонентов (речевой задачи, звуковой формы лексической единицы, операций по выбору лексической единицы и операций по сочетанию лексических единиц). Песня может содержать в себе все компоненты для успешного формирования лексического навыка, но прежде, чем использовать на уроке иностранного языка какой- либо песенный материал, учителю следует произвести тщательный отбор.
Песня должна быть не просто развлекательным этапом урока, она, прежде всего, должна развивать школьника, как личность, а так же, слова песни должны являться эффективным средством для совершенствования произносительных навыков и для формирования лексического навыка говорения. Более того, песня должна быть легко воспринимаемой на слух, т.е. иметь ритмичную мелодию и быстро запоминаемый текст, который не будет содержать сленгов. Так же, хотелось бы отметить, что песенный материал может включать в себя различные виды деятельности, которые позволят сделать урок ярким, позитивным, запоминающимся и продуктивным, что повышает не только настроение учеников, но и их мотивацию к познанию нового материала.
Таким образом, опираясь на данные исследования можно сделать вывод, что цель данной работы была достигнута, а задачи выполнены.
1. Аитов, В. Ф. Аутентичные песни, как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе // В.Ф Аитов.- Санкт-Петербург : Образование, 1992. - 160 с.
2. Аитов, В. Ф.Некоторые проблемы использования песенного материала в учебно- воспитательном процессе по иностранному языку // В.Ф Аитов.Тезисы докладов всесоюзной научно-практической конференции. - Уфа, 199О. - С. 3-5.
3. Андреева, И. А. Использование разно-жанровой молодежной музыки в обучении иноязычной монологической речи учащихся-студентов: монография / И. А. Андреева. - Армавир : РИЦ АГПУ, 2010. - 124 с.
4. Бабинская П.К., Леонтьева Т.П., Андреасян И.М., Будько А.Ф., ЧепикИ.В. Практический курс методики преподавания иностранных языков:английский, немецкий, французский: Учеб.пособие. Изд. 2-е, стер. - Минск,2003.-124 с.
5. Барашкова Е.А. Не все дети талантливые, но все способные. Играйте на уроках, и ваши ученики будут говорить правильно // «Первое сентября»Епд11зй. - 2005. - №9.- С. 10-13.
6. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 575 с.
7. Биболетова, Л. А. Цветкова // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 4. - С. 45-49.
8. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Пробл. и перспективы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2103 «Иностр. яз.» - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.
9. Брюсова Н. Г. Контрольные и проверочные работы по английскому языку в 7 — 9 классах. — М., 2000.
10. Веренинова Ж.Б. Песня как методический приём при фонетической отработке английских срединных сонантов. //Иностранные языки в школе. - 2000. - № 5, С. 26- 31.
11. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.
12. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез; учеб.пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. язвысш. пед. учеб заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
13. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2003.
14. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007.
15. Дьяченко Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка./Н.П.Дьяченко // Педагогический вестник. - 2004. - №3. - с. 30-33.
... всего 32 источника