Введение 3
Глава 1. Художественная литература как письменный источник на уроках истории 9
1.1. Литературные произведения как исторический источник 9
1.2. Работа с художественной литературой в качестве письменного исторического
источника на уроках истории в общеобразовательной школе 13
Глава 2. Рыцарский роман как исторический источник 19
2.1. Средневековый рыцарский роман 19
2.2. Ценность рыцарского романа как исторического источника 21
Глава 3. Возможность использования рыцарских романов на уроках истории 24
3.1. Представление о рыцарстве в школьной учебной литературе по истории
средних веков 24
3.2. Методы, способы и приёмы использования рыцарских романов как
исторического источника на уроках истории средних веков 34
Заключение 39
Библиография 42
Приложения 46
На сегодняшний день преподавание истории складывается в условиях модернизации общенационального образования. За последнее столетие система образования в Российской Федерации пережила колоссальные изменения и вышла на новый уровень своего развития. На данный момент государство ставит перед собой цель - воспитание всесторонне развитой личности, которая обладает умением определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
В новых демократических условиях развития российского общества перед педагогами ставятся множество образовательных задач, одной из которых является развитие у обучающегося “умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней”. На этом фоне на первый план выходит задача обучения учащихся работе с информацией на основе исторических документов. Становится очевидно, что в настоящее время в школьном историческом образовании актуальной становится проблема формирования умений и навыков работы с историческими источниками.
В свою очередь, знакомство в школе с западноевропейским рыцарством начинается в начальных классах на уроках окружающего мира и продолжается в основном звене на уроках истории Средних веков в 6 классе. Так, на данный момент в соответствии проектом концепции нового учебно-методического
комплекса по всемирной истории, на уроках истории средних веков во время прохождения зрелого средневековья (конец XI - XIII в.) обязательными к изучению являются следующие аспекты, посвященные средневековому
западноевропейскому рыцарству: “Рыцарство: социальный статус и образ жизни. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Замок сеньора. Турниры. Геральдика. Кодекс рыцарской чести. Двор и куртуазная культура. Трубадуры. Героический эпос”. При изучение данных тем учителю очень важно заинтересовать ребенка на этапе мотивации. Рыцарский роман, как исторический источник, является тем самым средством, с помощью которого учитель не только сможет активизировать детей, но и реализовать одно из положений ФГОС, о котором было упомянуто ранее.
Объектом данной работы является художественная литература как исторический источник в процессе преподавания истории средних веков в школе.
Предметом выпускной квалификационной работы выступают методы и способы использования рыцарского романа в качестве исторического источника в процессе преподавания истории в школе.
Цель: выявить возможности использования рыцарских романов как
исторического источника на уроках всеобщей истории в школе.
Задачи:
1. Определить актуальность использования художественной литературы как исторического источника в процессе преподавания истории.
2. Охарактеризовать ценность рыцарского романа как исторического источника.
3. Проанализировать, а в последствии и сравнить содержание учебной литературы по истории средних веков для учащихся 6-го класса на наличие в ней рыцарской тематики, а также её наполнения.
4. Разработать задания для работы на уроках истории в 6 классе, используя рыцарские романы в качестве исторических источников.
5. Выявить возможности использования разработанных заданий на уроках.
В процессе работы, в качестве дополнительной информации и для написания более основательного и содержательного исследования, мною были использованы следующие виды источников:
...
Данная выпускная квалификационная работа была посвящена изучению возможности использования рыцарских романов в качестве письменных исторических источников в процессе преподавания истории. Мною была поставлена и достигнута цель работы, состоявшая в выявлении возможности использования рыцарских романов как исторического источника на уроках всеобщей истории в школе, путем решения следующих задач:
1. Констатирована возможность использования литературных произведений в качестве письменного исторического источника.
2. Определена несомненная актуальность использования художественной литературы как исторического источника в процессе преподавания истории.
3. Охарактеризована ценность рыцарского романа как исторического источника.
4. Проанализирована, а в последствии и сравнена учебная литература по истории средних веков для учащихся 6-го класса на наличие и содержание в ней рыцарской тематики.
5. Разработаны задания для работы на уроках истории в 6 классе, в основе которых лежат фрагменты рыцарского романа как исторического источника.
6. Выявлены возможности использования разработанных заданий в процессе изучения истории средних веков.
Вывод:
На сегодняшний день в школьном историческом образовании актуальной становится проблема формирования умений и навыков работы с историческими источниками. На этом фоне на первый план выходит задача обучения учащихся работе с информацией на основе исторических документов.
В данной работе мною было исследована возможность использования рыцарских романов в качестве письменных исторических источников в процессе преподавания истории, причем как в контексте классно-урочной системы, так и во внеурочных формах деятельности.
Ценность рыцарского романа как исторического источника заключается в том, что в нем можно найти отражение широкого и пестрого мира феодального общества в его частных проявлениях. На их основании у исследователя, учителя или обучающегося создаётся представление об эпохе Зрелого Средневековья. На базе полученной информации есть возможность предположить причины либо выделить последствия, повлёкшие за собой те или иные события. В рыцарских романах отражены исторические события средневековой Западной Европы, а также бытовая сторона повседневной рыцарской жизни. С помощью неё мы можем увидеть определённые стереотипы поведения некоторых представителей общества глазами средневековых романистов, в нашем случае это Кретьен де Труа, и при том вся информация будет представлена в легко воспринимаемой стихотворной форме.
Из всего существующего массива рыцарских романов мною были выбраны фрагменты из романов Кретьена де Труа, которые можно использовать в обучении истории как исторический источник. Мы разработали ряд заданий, которые соответствуют возрастным особенностям шестиклассников, не идут вразрез с учебной программой по предмету «всеобщая история» в 6 классе: опросник по фрагменту из романа “Эрек и Энида”, кейс - системы по фрагментам из романов “Эрек и Энида”, либо “Клижес”, либо “Ивэйн, или рыцарь со львом”, опросник по фрагменту из произведения “Персеваль, или повесть о Граале”, также нами были предложены формы работы с рыцарскими романами Кретьена де Труа, которые можно использовать в процессе внеурочной деятельности учеников: постановка театрализованного спектакля, создание литературного кружка, создание квест - технологии.
Таким образом, можно прийти к выводу что использовать рыцарские романы в качестве исторических источников на уроках истории средних веков можно. Однако, перед их использованием, педагог должен внимательно изучить данный жанр средневековой литературы, проанализировать и подобрать романы, которые соответствуют возрасту учащихся и образовательной программе. Также, особо важным является составление понятного методического аппарата.
1. Алексашкина Л. Н., Ворожейкина Н. И. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2008. - №5. - С. 15-22.
2. Алексеев М.П. и др. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. филол. спец. вузов - 5-е изд. - М.: «Академия», 2000. 462 с.
3. Блюм А.В. Читатели и книжные работники в русской художественной литературе: Учебное пособие. - Л.: 1989. 62 с.
4. Блюм А.В. Художественная литература как историко-книговедческий источник: Автореф. дисс. ... д-ра филол. наук /СПбГИК. - СПб., 1992. 36 с.
5. Вагин А. Художественная литература в преподавании новой истории. - М.: Просвещение, 1978. 346 с.
6. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. Учение о методах. Теория урока. М.: Просвещение, 1968. 434 с.
7. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры М.: Искусство, 1984. 350 с.
8. Гумилев Л.Н. Может ли произведение изящной словесности быть историческим источником? // Русская литература. - 1972. - № 1. С 73 - 82.
9. Добиаш-Рождественская, О. А. Коллизии во французском обществе XII— XIII вв. по студенческой сатире этой эпохи. Культура западноевропейского Средневековья. М.: Наука, 1987. 143 с.
10. Думова Н.О. Художественная литература как источник для изучения социальной психологии //О подлинности и достоверности исторического источника на примере романа-эпопеи М.Горького «Жизнь Клима Самгина») - Казань, 1991. - С. 112 - 117.
11.Земляницын В.А. К вопросу о структуре и содержании современных школьных учебников по истории средних веков // Преподавание истории в школе. - 2015. - № 1. - С. 42-45
1. Кин М. Рыцарство. - М.: Научный мир, 2000. - 520 с.
2. Коэн Г. История рыцарства во Франции. Этикет, турниры, поединки. - М.: Центрополиграф, 2010. 159 с.
3. Лисова К. Использование документов на уроках истории и народоведения // Народное образование. 2001. №5. С. 145-149.
4. Луков В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. 512 с.
... всего 39 источников