Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические аспекты использования песенных материалов при обучении русскому языку как иностранному 9
1.1. Основные проблемы и положения методики РКИ
на современном этапе 9
1.2. Культурологическая направленность обучения РКИ 11
1.3. Песенный материал в методике РКИ 14
1.3.1. Специфика песенного материала 14
1.3.2. Песенный текст как средство обучения 18
1.3.3. Принципы и критерии отбора песенного материала
для работы на учебных занятиях 24
1.3.4. Основания использования песенного материала 27
Глава 2. Популярная песня на занятиях по русскому языку как иностранному 31
2.1. Практическое использование песенного материала
на занятиях по РКИ 31
2.2. Методические разработки использования популярной песни
на занятиях по РКИ 38
2.2.1. Предтекстовый этап работы 38
2.2.2. Текстовый этап работы 41
2.2.3. Послетекстовый этап работы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Классификация популярных песен 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Образцы перевода популярных песен на русский язык 83
Современная методика преподавания русского языка как иностранного предполагает различные подходы, направленные на ускорение усвоения языковых единиц, увеличение объема изучаемого материала, усвоение страноведческих и культурологических основ. По мнению Л.А. Зубаревой, только при учете социокультурного фактора возможно реальное общение.
Преподавание русского языка как иностранного предполагает изучение языковых явлений в неразрывном единстве с культурой. В связи с этим в последнее десятилетие стали особо популярны такие средства обучения, как мультимедиа. Средства современной методики, рассчитанные на печатные и звуковые источники, считаются наиболее эффективными и оптимальными. По данным причинам настоящая работа посвящена анализу дидактического потенциала песенных материалов, которые одновременно сочетают в себе черты печатного текста и аудиосредства обучения, что повышает качество и скорость усвоения материала.
О. В. Кудравец отмечает, что на песенной основе грамматическое явление усваивается значительно легче; использование песен способствует совершенствованию навыков иноязычного произношения. Преимущество работы с песней состоит и в том, что она способствует развитию различных видов речевой деятельности студентов, помогает более прочному усвоению нового лексического запаса и активизации изученного материала. Песенные тексты включают в себя как новые слова и выражения, так и культурологическую информацию.
В качестве дидактического средства песня рассматривается в работах современных лингвистов и методистов, таких как Д.А. Будник, В.Я. Труфанова, Г.Н. Трофимова, Т.А. Потапенко, О.В. Максимова [Будник, 2008; Труфанова, 2002; Трофимова, 2001; Потапенко, 2010; Максимова, 2005].
Актуальность исследуемой проблемы использования песен в обучении русскому языку как иностранному заключается в том, что это средство изучается и применяется лишь немногими методистами, такими как Т.А. Потапенко, О.В. Максимова, Г.Н. Трофимова. При этом большинство исследований российских методистов посвящено детским песням на начальном уровне подготовки. В современной методике русского языка как иностранного такой материал, как популярная песня, затронут незначительно.
Новизна результатов, добытых автором, усматривается не только во введении в методику преподавания руского языка как иностранного целой коллекции песен как готового языкового и текстового материала, но и в предложенных способах его грамматического и коммуникативного анализа.
Цель исследования - выявить и описать возможности применения популярной песни в обучении русскому языку как иностранному. При этом особый акцент сделан на способах повышения эффективности такого обучения, и, что особенно важно, на средствах формирования языковых навыков.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
1) рассмотреть проблемы и положения современной методики РКИ;
2) раскрыть целесообразность использования песенных материалов в качестве дидактических средств;
3) классифицировать отобранный материал популярных песен по темам и уровням подготовки учащихся;
4) создать методические разработки по использованию популярных песен на занятиях по русскому языку как иностранному.
Объект исследования настоящей работы - песенный материал в контексте обучения русскому языку как иностранному.
...
как иностранному, позволяющее формировать коммуникативную компетенцию (языковую, речевую и культурологическую).
1.
Современная методика РКИ ориентируется на коммуникативно- культурологическую концепцию иноязычного образования (тезис Е.И. Пассова). Под обучением понимается формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя языковую, речевую и социокультурную компетенции.
Песня выступает в качестве образца звучащей иноязычной речи, адекватно отражающей особенности жизни, культуры и быта страны изучаемого языка.
2.
Песенный текст как средство обучения обладает рядом преимуществ: это ритмически хорошо организованный, рифмованный, с неоднократно повторяющимися элементами, небольшой по объёму эмоциональный текст, сопровождаемый музыкой.
Песенные материалы являются средством удовлетворения познавательно-коммуникативных потребностей и интересов учащихся. Все тексты песен могут быть использованы на разных этапах обучения иностранцев русскому языку.
В зависимости от целей обучения популярный песенный материал может применяться при решении самых различных задач и в самых различных объемах:
• вводиться фрагментарно или комплексно;
• выступать в качестве средства формирования фонологической компетенции;
• использоваться для введения, первичного закрепления и тренировки учащихся в употреблении лексического и грамматического материала;
• применяться как стимул развития речевых навыков и умений или как способ создания комфортной психологической атмосферы.
3.
При отборе песенного материала для работы на занятиях по русскому языку как иностранному необходимо учитывать уровень подготовки учащихся, который соотносится с выбором содержания песни, манеры исполнения, темпа и мелодичности.
В ходе исследования 142 текста современных популярных песен классифицированы по темам и уровням подготовки учащихся.
4.
Методические разработки по использованию современных песен предполагают комплексную работу с этим специфическим материалом, так как применяются для формирования не только языковой и речевой компетенции, но и социокультурной.
В результате проведенного исследования определена
последовательность работы с современными песнями на занятиях по РКИ:
• сообщение о песенном жанре, его особенностях и видах. Преподаватель предоставляет информацию об изучаемой песне и ее исполнителе (авторе);
• первичное прослушивание без зрительной опоры на текст с установкой на настроение песни, в процессе которого учащиеся обращают внимание на следующие моменты: мелодия, знакомые слова как основа для понимания содержания и настроения песни, эмоций автора и исполнителя, проявленные в ней;
• повторное прослушивание песни с опорой на текст, когда учащиеся заполняют содержательные пропуски, стараясь услышать и понять каждое слово песни;
• работа с текстом песни, в процессе которой выполняются фонетические упражнения и перевод отдельных слов и выражений; при этом целесообразно обращать внимание учащихся на интересные формулировки, стилистические особенности текста песни;
...
1. Акишина А.А., Каган, О.Е. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 2002. - 256 с.
2. Амирова А.Ф. Музыкальная фонетика: формирование певческой артикуляции. - Самара, 2005. - 50 с.
3. Арутюнов А.Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. М.: Русский язык, 1990. 166 с.
4. Арутюнова Ж.М., Винарская Л.С. Проверьте свои знания: методическое пособие. - РГГУ, 2000.
5. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2007. - 185 с.
6. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М., 1986.
7. Бердичевский А.Л. Современные тенденции в обучении иностранному языку в Европе // Русский язык за рубежом. - 2002. - № 2. - С. 60-65.
8. Будник Д.А., Векуа Н.Н. Особенности
лингвокультурологического анализа текста в методике преподавания РКИ: учебно-методическое пособие. - Сочи, 2008.
9. Васильева В.В., Андронаки Г.Д. Опыт
лингвокультурологического анализа: песенный текст //
Антропоцентрический подход к языку: межвуз. сб. научн. тр. в 2 ч. Ч.1. - Пермь, 1998. - С.5-24.
10. Векуа Н.Н., Матвеенко В.Е. Особенности изучения лексики современного русского языка иностранным студентам с использованием аудиовидеосредств: учебно-методическое пособие - Сочи, 2006.- 56 с.
11. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: 1981. - 137 с.
12. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с
13. Гапочка И.К. Программа-справочник по русскому (иностранному) языку для аспирантов и соискателей нефилологических специальностей: Научно-методическое издание. - М.: Изд-во РУДН,
1. - 67 с.
14. Гебель С.Ф. Использование песни на уроке иностранного языка. // Иностранный язык в школе. - 2009. - № 5. - С. 28-30.
15. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень / Нахабина М.М. и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.-СПб.: Златоуст, 2001. - 32 с.
... всего 72 источников