Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Работа №17095

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы85
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4316
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Теоретические основы изучения нарушений звукопроизношения у
детей дошкольного возраста 7
1.1. Онтогенез развития речи в норме и в патологии 7
1.2. Характеристика детей с общим недоразвитием речи 12
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния дидактических игр при
коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста 21
2.1. Значение дидактических игр при коррекции нарушений
звукопроизношения у детей дошкольного возраста 21
2.2. Экспериментальное исследование влияния дидактических игр на
коррекцию речи дошкольников 30
Глава 3. Рекомендации и предложения по коррекции нарушений
звукопроизношения детей дошкольного возраста 55
3.1. Методические рекомендации для родителей 55
Заключение
Список использованной литературы <
Приложение

Актуальность. Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развита речь. Хорошая речь важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Для детей дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами,игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Дидактические игры эффективное средство закрепления грамматических навыков. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе, без помощи логопеда.
Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно чёткое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи,её плавности-всё это, в разной степени влияет на их игровую деятельность.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. В работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения,учитель-логопед ставит перед собой следующие задачи:
• Широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственно! о, нравственного и эстетического воспитания детей;
• С помощью игры увеличивать потребность ребенка в общении,стимулировать накопление' и развитие у него речевых умений и навыков;
• При проведении игры учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами;
• Логопедическая работа должна носить характер учебно-игровой деятельности для ребёнка.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. В зависимости от того в какой момент используется игра меняется и ее значение: в начале ПООД игра организует, заинтересовывает ребёнка; в середине подводит к усвоению программы; в конце носит поисковый характер
• Игра должна опираться на программный материал;
• Игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в
первую очередь более сохранных анализаторов (зрительный и тактильный);
• Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть понятны детям;
• Пособия для игры должны быть внешне привлекательными;
• Условия игры и количество пособий,должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс. В игре ребёнок не утомляется, длительное время держит интерес, он в ней активен.
Дидактические игры имеют особое воспитательное значение. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности. Они закрепляют и уточняют' словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний , развивают объяснительную речь. Дидактические игры помогают развитию как видовых,так и родовых понятий. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Итак, совокупность перечисленных пробою, фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребёнка служит серьёзным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Игра является основной деятельностью ребёнка дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому логопедическая работа требует разнообразных игровых приёмов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями. В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребёнка, углубляются его познавательные процессы:восприятие, память, внимание, мышление и речь. Применение дидактических игр и игровых приёмов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.
Целью данной работы является исследование дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
На основе вышеизложенной цели в данной работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы изучения нарушений звука произношения детей школьного возраста;
2. провести экспериментальное исследование влияния дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста;
3. разработка методических рекомендаций для родителей детей с нарушением звукопроизношения.
является речевое развитие детей звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Гипотеза исследовании: Коррекции устной речи детей дошкольного возраста будут способствовать дидактические игры, используемые в ходе систематической, целенаправленной индивидуальной и групповой непосредственно- образовательной коррекционной деятельности по звукопроизношению.
Для решения поставленных задач были использованы следующие синтез, сравнение,констатирующий и формирующий и контрольный эксперименты, беседы и наблюдения.
В коррекционной работе, как и в иной, при работе с детьми, важными методологическими принципами являются: системность, комплексность,творческий индивидуальный подход. Главным методом было вовлечение ребенка в игровой процесс, где незаметно для него самого будет производиться коррекция нарушений речи. При диагностике, а также контроле основным методом был педагогический эксперимент с последующей обработкой полученных результатов.
Муниципальное школьное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад Х" 20 комбинированного вида г.Кызыла»
Теоретическая новизна исследования: Обоснована необходимость проведения поэтапной работы по коррекции устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в непосредственно - образовательной коррекционной деятельности средствами дидактических игр; подтверждена эффективность предложенной коррекционно-педагоги ческой работы.
Практическая значимость исследования.
Этапы коррекции устной речи дошкольников в непосредственно образовательной коррекционной деятельности, представлена серия дидактических игр на коррекцию каждой из сторон речи, которая может использоваться в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедических групп ДОУ.
Структура работы: состоит из введения; грех глав: теоретической части, практической части и рекомендательной части; заключения, списка использованной литературы и приложений. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результатом анализа теоретической 'части и проведенной практической работы становится подтверждение гипотезы выдвинутой во введении. Игра,действительно, является одним из средств или методов коррекционного воздействия и, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста,обладает и воспитывающими и обучающими характеристиками. Применение игры в логопедической работе имеет большое значение и является результативным.
Основываясь на заключение теоретиков и практиков психологии (Л.С. Выготский, Л.П.Лсонтьев, Д.І>. Ольконип), что игра является ведущим видом деятельности старших дошкольников, можно определить, две основные цели игры, как средства обучения:
1) Игра как средство обучения;
2) Игра, как работа ребенка над собой, над перестройкой и совершенствованием психики.
Игра обучает: ребенок исследует и познает предметную и социальную действительность, позволяет ему перепроверять и исследовать мир,посредством рук, глаз, слуха, речи. Игра позволяет ребенку развиваться всесторонне (физически и интеллектуально).
Роль педагога в любой игре это создание условий для нее, оказание помощи (по нс жесткого контроля), опосредованное обучение всем ходом воспитательной работы, накопление содержания игр и игровых упражнений.
Таким образом, необходимо отмстить, что перед логопедом сегодня стоят две основные задачи в коррекционной работе с детьми-логопатами:
1. Логопеду необходимо широко применять, игры в коррекционной работе, при этом, следуя целям воспитательным, общеобразовательным,которые несет в себе каждая игра: развитие наблюдательности,представлений об окружающем, знаний и навыков , правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе. 
2. При выборе игр логопеду необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности, изменения в психической сфере ребенка.
3. Задачей педагога является осуществление плавного перехода детей от игровой деятельности к учебной.Отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями,спонтанно не преодолеваются, они требуют от педагогов (и в дом числе от родителей ребенка) специально организованной работы но их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков является игра.
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств,формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего учебного процесса. Обучение с применением игротерапии должно быть развивающим,обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности,формировать познавательные интересы и способности.
Перейдем к описанию результатов из серии диагностических методик,направленных па диагностику состояния звукопроизношения старших дошкольников с задержкой психоречевого развития.
Первым пунктом мы оценивали общее состояние звукопроизношения,нами были сделаны следующие выводы. В контрольной группе но первому заданию высокий уровень продемонстрировали двое испытуемых, что составило 33%. Показатели не изменились. В экспериментальной группе высокий уровень продемонстрировали уже трое испытуемых, что составило 50%. дошкольники характеризуются высоким уровнем состояния звукопроизношения. Средний уровень продемонстрировали трое испытуемых контрольной группы, что составило 50%. Показатели изменились незначительно. В экспериментальной группе средний уровень продемонстрировали только двое испытуемых, что составило 33%).
Низкий уровень продемонстрировал один испытуемый контрольной группы, что составило 16(%. Показатели изменились. Выло двое. (3 экспериментальной группе низкий уровень никто из испытуемых не продемонстрировал, что говорит о положительной динамике но первом) заданию, показатели было трое испытуемых.
Следующим пунктом мы оценивали сформированное! ь навыков тукового анализа и синтеза. Представим полученные результаты. 13 контрольной группе' по второму заданию высокий уровень продемонстрировали двое испытуемых, что составило 33%. Показатели не изменились. В экспериментальной группе высокий уровень продемонстрировали двое испытуемых, что составило 33%. Эти школьники характеризуются безошибочным выполнением всех предложенных заданий, т.к. верно выделяют ударный гласный в начале слова, согласный звук в копне слова, правильно определяют позицию место звука в слове и безошибочно количество звуков и слогов в слове. Средний уровень продемонстрировали трое испытуемых контрольной группы, что составило 50%. Показатели не изменились. В экспериментальной группе средний уровень продемонстрировали трое испытуемых, что составило 50%. Эти дошкольники характеризуются частичным выполнением предложенных заданий, а также допускали 1-2 ошибки. Низкий уровень продемонстрировал один испытуемый контрольной группы, что составило 16%). Показатели не изменились. Эти дошкольники при выполнении заданий допускали множество ошибок, отказывались от выполнения некоторых заданий, объясняя по незнанием и неумением. В экспериментальной! группе один испытуемый с низким уровень, что говорит о положительной динамике и по второму заданию.
Последним пунктом мы оценивали восприятие и дифференциацию звуков . В контрольной труппе по третьему заданию высокий уровень продемонстрировали двое испытуемых, что составило 33%. Показатели не изменились. В экспериментальной труппе высокий уровень продемонстрировали трос испытуемых, что составило 50%. Эти дошкольники характеризуются безошибочным узнаванием и дифференциацией звуков. Средний уровень продемонстрировали трос испытуемых контрольной труппы, что составило 50%). В экспериментальной группе средний уровень продемонстрировали трое испытуемых это составило 50 %. Показатели не изменились. Низкий уровень продемонстрировал один испытуемый контрольной труппы, что составило 16%. Показатели не изменились. В экспериментальной труппе с низким уровнем испытуемых не оказалось , что говорит о положительной динамике и по третьему заданию.
Таким образом, исходя из полученных данных по контрольному эксперименту, необходимо сделать определенный вывод о том, что принимающие участие в эксперимента дошкольники (экспериментальная труппа), в большинстве продемонстрировали высокий уровень навыков. Это говорит о достаточной эффективности проведенной коррекционной работы.
Задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.



Акредоло Л., Гу, довин 68 игр для развит ия мозга - М., 2014, С. 14-23
. Александрова Г.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников - С,-
3. Алябьева Н.А. Логопедические упражнения без музыкального
сопровождения - М, 20 5, С. 36-55
4. Ьелова-Давид Р.А. Нарушение' речи у дошкольников - М., 1972, С.41-55
5. Буденная Г.В. Логопедическая гимнастика - С.-1 I., 2014-- С. 3 1-39.
6. Большакова С.Г. Речевые нарушен ия и ни преодоления М., 101 5, С.88-100
7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детских садах.
М.:1 Іросвсщтнит, 2011. Н50 с.
8. Оелова-Давид Р.А. К вопросу о медико-пе ^кгoгичeтсом комплексе //
Нарушения речи у дошкольников / Под ред. Р.А. 1>еловой-Давид и 1.
М. Гриніііііуііа. - М.: Нросвещеиие. 1969. 190 с'.
9. Волкова 1 .А. Игровая деятельность в устранении заикания у
дошкольников. М.: 1983. 102 с.
1).Волкова Л.С. Логопедия М., 2014- С. 148-156.
1 1.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка
'Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1966- С. 17 25.
12. Власова 1.М., Пфафснродт А.11. (Фонетическая ритмика. М.:
ВЛАДОС, 2006. 260 с.
13. Выявление и преодоление речевых нарушений] в дошкольном возрасте.
/ Сост. И.К). Кондрате;]ико. М.: Айрис - пресс, 2005.- 202 с.
14.1 ельфан 1 М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. М.:
Педагогика, 1971. 271с
15.1 епипг М.І ., I ерман ІІ.А. Обучение дошкольников правильной речи.
Чебоксары: 1980. 270 с.
1 6.Д,ьякова Н. .. Іоі опддичетс'ий массаж. М., 2009, С. 12-32. 
1 Чапмаепа V. Сам ссос зоѵопсд. С. 20)06, С . 20)-3>4
18.1;лагипа М.Г. Влияние некоторых особенностей общения па
возникновение активной речи в раннем детстве Вопросы психологии.- 19)7. - № 2. С. 12-19.
19.1 Ііры в логопедиччекой работе е ддтвми: Пособие для логонеддв н
воспитателе'й детсадов Оод. Ред. В.Р. Селиверстова. 3-е изд. М.:
1 Іроевещсиие, 198 1. -1 92 с.
20. Ргры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольнот возраста./ Сост. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. М.: 1989.280 с.
21. Крупккая 11. К. Роль игры в детском саду. '11ед. соч. М.: 1980). 263 с.
22. Кбваоьоо В.Р. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2009,С. 5-31
23. КузнецбBб Я.В. Рабочая логопеда и воспитателя корыткпебнных групп. Р,-па Д., 2009. С. 1)7; 115.
24. Леонтьев А.Н. Слово в речевой юятелыюсти. М.: Мысль, 1975.- 193
25. ‘Лоиухина Р. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М.: 2008. 470 с
26. Люблинская А.А. Восч питателю о развитии ребенка. М.:Oрбсвтщтнит, 1972. 256 с.
27Ланцов А.А. Рбскертйкевб речи. Клинические проявления и методы корыекпии. Гб. научи, тр. С116.: 1 Пука, 2004. 306 с.
28. ЛОГОІІЧДИЯ. /11од ред. Волковой Л. С. М.: 1 Іроевещсиие, 1989. 400 с.
29. ЛОП6ТИН6 Л.В., Серебрякова ІІ.В. Jlтгопедuче'ккая работ-а в группах
дошкольников со СТЧРТОЙ формой дизартрии. (416.: Образтвание,2004. 460 е.
30. JІяпидевский С.С., Шаховская С.ІІ. Рбсктаойствб речи и голоса в
детском возрасте. Сб. трудов. М.: Пpocвeщсиик, 1973. 440 с.
ЗКЛяховская К).С. Особенности словаря кебрших дтшкбоьников. Хрестоматия по теории и методике развития речи дегей дошкольного возраста. Мл Академия, 2009. 200 с.
32.Максаков А.И. Правильно ли говори і ваш ребенок. М., 1982, С. 52-76; 112-116.
33.Мелехова Л. В. Дифферепеация тислалии. Очерки по патологии речи и голоса. М., 1967. С. 80-85
34.1 Іеволина Л.1 . Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Л.: ЛІ ПИ, 1987. 230 е.
35. Нарушение голоеа и звуконрои зноен тельной стороны речи. /Под ред.Волковой Л.С. М.,2013 С. ,29-152.
36. Ребенок. Раннее выявление отклонении в развитии речи и их
прео юление. /1 Іод ред. 1 аркупіи ІО.Ф. М., 2014, С. 9-19.
37. Панченко И.И. Особенности фонет ико-фонема1 ического анализа
расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при диелалических и дизартрических нарушениях речи. / Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб.трудов. М. :І Іросвещсние, 1973. 160 с.
.38.Парамонова Л.1 . Логопедия. СІ Ібл Речь, 2009. 401 с.
39.Петерс В.А. Психология и педагогика. Мл Велби, Проспект, 2009.444 с.
40.1 Іарамонова Л. 1 . Логопедия іля всех. С.П.,2009 С. 97-1 17.
41.Павлова Л.П., Геречева М.І I. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. (Л I., 2009 с.20-47; 100-132.
42.1 Іоваляева М.А. Дидактический материал по логопедии (свистящие,шипящие). Сказки о ізеселом язычке. Ростов п/Д, 201.3 С. 32-51.
43.Рождественская В.И., Радина Г.И. Основные принципы воспитания
Правильного произношения у дошкольников. Хрестоматия по теории и методике развития речи іетей юшколыюго возраста. Мл Академия, 2009. 220 е.
44.1 Іравдина О.В. Логопедия. Мл I Іросвещсние, 2006. 302с.
45. Рубиіііптсиіі Л.С. Основы общей психологии: уч. пособие: в 1-х т.т. Т. 1. 2010. - с.360-480, Г. 2. 2013. - С. 78 89.
46. Спиваковская Д. С. Психотерапия: игра, детство, семья. 14. Апрель I Ірссс, ЗАО изд. ЧКСМО 1 Ірссс, 2010. 304с.
47. Усова А. 11. Роль игры в воспитании тетей. М.: 1 Іроевещеііие, 1970.206 с.
48. Филичева Г. 1., Чиркина Г. В., Туманова I. В., Миронова С. А.,
Лагутина А. В. Программы тошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.// Издательство «1 Іроевещеііие'», 2008. 300 с
49. ’Лльконин Д. Ь. Психология игры М.: Псдагогогика, 1978. 304 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ