Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование технологии критического мышления на уроках обществознания в 8 классе

Работа №170949

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

технология

Объем работы89
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования 7
1. Возрастные и мыслительные особенности восьмиклассников 7
1.1. Психологические новообразования и специфика возраста 7
1.2. Особенности развития мышления в подростковом возрасте 9
1.3. Особенности развития учебной деятельности в подростковом
возрасте 13
2. Критическое мышление: понятие, сущность 16
3. Содержание, цели и задачи технологии развития критического
мышления через чтение и письмо 22
3.1. Сущность технологии РКМЧП 24
3.2. Особенности концепции технологии РКМЧП 26
4. Организация обучения по технологии РКМЧП 28
4.1. Базовая модель технологии РКМЧП 29
4.2. Приемы технологии РКМЧП 32
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 49
1. Общая характеристика учебного предмета «Обществознание» на
примере программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И 49
1.1. Общие положения 49
1.2. Содержание программы 8 класса по учебной программе
«Обществознание» 59
2. Описание опыта разработки технологических карт уроков обществознания
с использованием приемов технологии РКМЧП 62
Заключение 65
Список используемой литературы 67
Приложение 70


Новые социально - экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость совершенствования образовательной системы при решении новых задач .
Если в традиционном обществе обучение строилось путем трансляции учителем информации. В наш век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться, получать знания самостоятельно, через освоение способов работы с информацией. Сделать это, при сохранении традиционных методов обучения, когда ученик выступал в роли объекта, невозможно. При таком подходе знания, умения, навыки сами по себе перестают быть главной целью образовательного процесса. В этой ситуации целью обучения становится развитие способностей и творческих возможностей ученика. Процесс приобретения знаний, умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка. В таких условиях нужны новые технологии, позволяющие сделать процесс обучения гуманистически ориентированным.
В этой ситуации, получая новую информацию, учащиеся должны уметь рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности, значимости и ценности. Решить эту задачу позволяет образовательная технология развития критического мышления.
В основу технологии РКМ положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребёнка; Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребёнка; К. Поппера и Р.Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ТКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.
Под критическим мышлением американские авторы понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. О необходимости обучения критическому мышлению говорили и отечественные педагоги: П.П. Блонский, А.И. Липкина, А.С. Байрамов, В.М. Синельников, Л.А. Рыбак, С.И. Векслер.
Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, но и соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом, сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или важность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для её применения, рассматривает возможности решения проблемы.
Именно такие ориентиры задает образованию ФГОС второго поколения: формирование универсальных видов учебной деятельности, так необходимых для развития личности, её самореализации, готовности к непрерывному образованию, способной ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Определяя предметное наполнение исследования, обратимся к актуализации изучения обществознания в подростковом возрасте.
Современное общество находится в ситуации постоянной трансформации, меняя условия жизни и сознание людей. Признание ограниченности своих представлений и взглядов об обществе и возможности их пересмотра, самостоятельность мышления в решении экономических, политических и социальных проблем становится важной частью жизнедеятельности индивида.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. В этой ситуации мы, конечно же, говорим о необходимости формирования у подростков критического мышления.
Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю [19]. Технология развития критического мышления является общепедагогической, надпредметной, представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической,
естественнонаучной и т.д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации) [18]. Данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Именно на материале учебной программы «Обществознание» наиболее ярко и наглядно можно увидеть возможности технологии РКМПЧ.
В процессе изучения общественно-научных дисциплин важно все: и благоприятная психологическая атмосфера на уроке, и сформированность мотивации на его изучение, и осознание необходимости использования полученных знаний в повседневной жизни (не только знать, но и применять). В этой ситуации важно давать ученику не максимальное количество всевозможных знаний, а умения действовать в определенных ситуациях, способы работы с информацией, усвоенные в систематичной деятельности.
В соответствии с поставленными целями исследования нами был проведен анализ методической и теоретической литературы по содержанию и специфике применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Проанализировав технологию развития критического мышления, были выделены основные фазы структуры урока: вызов, осмысление содержания и рефлексия, а так же описаны методические приемы для организации работы на уроке на всех трех этапах технологии. Было точно сформулировано понятие критического мышления, лежащего в основе исследуемой технологии.
В настоящее время вопрос о развитии критического мышления у учащихся является важной ступенью в современной системе образования. Взяв в расчет способность данного типа мышления у детей, можно смело предугадать выявление более осознанного подхода к обработке информации. Следуя из этого получение - большего интереса в процессе чтения и умение правильно сформулировать вопрос по интересующей теме или проблеме.
Как показывает практика, самые сложные задания для учащихся - классификация, соотнесение информации, сравнение разнородных явлений, выяснение причинно-следственных связей (выбрать причину и следствие).
С. Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве педагогов и учеников, работающих с использованием новых технологий обучения... Достигнуты ли цели урока, которые сформулировал я, как учитель и мои ученики? ... если на него можно ответить утвердительно, то это означает, что выбранная стратегия обучения была эффективной независимо от того, являлась ли она классической в рамках данной педагогической технологии или возникла как продукт творческого поиска» .
...


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2009. - 672 с.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2008. - 318с
3. Богатенкова Н. В., Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. - СПб.: СПб ГУПМ, 2011.
4. Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах. // «Преподавание истории и обществознания в школе» - 2005 № 3.
5. Выготский Л.С. Проблема возраста. - М.: Изд-во МГУ, 2008.
6. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. - Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. - М.: изд-во «Бонфи», 2012. - 239 с.
7. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2013.
8. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Издательство «Скифия», «Альянс - Дельта». СПб. 2013г.
9. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.
10. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская.- М.: Просвещение, 2014 г. - 236 с.
11. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 2004.
12. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена 2001, № 4
13. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Издательство «Каро», - СПб.2012.
14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. - М.: Изд-во РОУ, 2006.
15. Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. - СПб.: СПб ГУПМ, 2003.
... всего 29 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ