Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения
как средство формирования коммуникативных универсальных учебных
действий у учащихся 5 класса
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных
учебных действий у школьников 8
1.1. Сущность понятия универсальных учебных действий 8
1.2. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
школьников 15
1.3. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных
действий на уроках литературного чтения 18
1.4. Театрализация как способ формирования коммуникативных УУД на
уроках литературного чтения 24
ГЛАВА 2. Исследование и формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5 класса посредством использования элементов театрализации на уроках литературного чтения 30
2.1 Выявление уровня сформированности коммуникативных универсальных
учебных действий у учащихся 5 класса 31
2.2 Разработка и обоснование конспектов уроков формирования
коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5 класса посредством использования элементов театрализации на уроках литературного чтения 33
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5 класса 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Актуальность исследования обусловлена самой образовательной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием методов самостоятельного приобретения знаний и развитием деятельности школьников среднего звена, а также Положением о Совете Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам создания и развития школьных театров в образовательных организациях субъектов Российской Федерации . Развитие коммуникативных действий является одним из важнейших вопросов в педагогике и психологии. В современном обществе часто отсутствует культура доброты, доброжелательности, а также речевая культура между людьми. Устранить этот недочет может помочь использование элементов театрализации на уроках литературного чтения.
В ФГОС ООО к учащимся школы предъявляются следующие требования к овладению коммуникативными универсальными учебными действиями:
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
-выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
-в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
-сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
-публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
-самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
-понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
-формулировать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
-планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы.
Успех и интенсивность формирования коммуникативных навыков зависят от того, насколько многого достиг учащийся, какой он сам внес вклад в их развитие и насколько целенаправленно участвует в этом процессе. Для этого необходимо использовать театрализованные элементы на занятиях по литературному чтению. Следовательно, актуальность формирования коммуникативных умений у детей возрастает.
Рассмотрим историю изучения темы. Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5 класса изучалось многими отечественными и зарубежными учеными. При этом учитывается, что отношения с другими людьми интенсивно развиваются в средней школе и становятся основой для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. По словам Л.С. Выготского, коммуникативные навыки человека позволяют ему комфортно жить в обществе других людей .
Е.А. Игумнова считает, что коммуникация - это процесс обмена информацией между партнерами по общению. Коммуникативная способность - это врожденная или приобретенная способность, которая может правильно передавать мысли, чувства и эмоции человека так, чтобы они могли быть правильно поняты и восприняты другим человеком.
...
На основе целенаправленного исследования по формированию коммуникативных УУД у учащихся 5 класса было определено, что этот вопрос актуален в настоящее время. Педагоги и психологи доказали необходимость теоретических разработок и образовательной практики по этому вопросу.
В рамках проделанной работы был проанализирован перечень ключевых понятий, в том числе понятия «универсальное учебное действие», «театрализованное действие», «коммуникативные навыки», также были подробно рассмотрены методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникативные способности, реальное умение общаться с окружающими - необходимая часть самореализации человека, его успеха в различных видах деятельности и во взаимоотношениях с окружающими его людьми. Формирование этих способностей является важным условием нормального интеллектуального развития детей, а также одной из главных задач подготовки к дальнейшей жизни. Способность общаться, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а также взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с другими, в целом, являются необходимыми компонентами полностью развитой, самореализующейся личности.
Анализ литературных источников, выполненный перед фактической частью работы, обеспечил возможность построить отобранные материалы наиболее логичным и приемлемым образом в соответствии с целями исследования.
На базе МБОУ «Средняя школа № 5» города Ачинска проводилось
исследование уровня сформированности коммуникативных УУД у учащихся 5 класса.
Результатами диагностики по методике «Флаг моего класса» в классе стала демонстрация среднего уровня универсальных коммуникативных учебных навыков в соответствии с этой исследовательской методикой.
В рамках исследования проведена разработка конспектов уроков по формированию коммуникативных УУД у учеников 5 класса с помощью применения элементов театрализации в ходе уроков литературного чтения.
По выявлению уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5 «А» класса получены следующие результаты: на высоком уровне находятся 3 человека (12%), на среднем уровне - 13 человек (52%), на низком уровне - 9 (36 %).
Для успешного формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5 «А» класса мы разработали конспекты уроков «Сказка о великой силе любви. Г.Х. Андерсен “Снежная королева”», «Басня как литературный жанр. И.А. Крылов. Басня “Квартет”», «Басня как литературный жанр. И. А. Крылов. Басня “Волк на псарне”», «Лирическое послание. А.С. Пушкин “Няне”» по литературному чтению. Данные уроки проходят с элементами театрализации.
Таким образом, мы пришли к выводу, что если в уроки литературного чтения включать приемы театрализации, то это будет способствовать формированию коммуникативных универсальных учебных действий у школьников 5 класса.
При дальнейшей работе над данным исследованием планируется разработать систему уроков по литературному чтению.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.03.2023).
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020) «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785). URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ (дата обращения: 20.03.2023).
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 17 февраля 2022 г. № 83 «О Совете
Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам создания и развития школьных театров в образовательных организациях субъектов Российской Федерации». URL:
https://base.garant.ru/404474284/?ysclid=lj80xfzn4t324293112/ (дата
обращения: 20.05.2023).
Специальная и научная литература
4. Андреева И. М. Театральность в культуре. Ростов-на-Дону: ЮжноРоссийский гуманитарный институт, 2002. 184 с.
5. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.:
Просвещение, 2008. 151 с.
6. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Академия, 2016. 129 с.
7. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий - от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2017. 159 с.
8. Ахтырская Е. Н. Универсальные учебные действия в системе начального образования в рамках реализации ФГОС НОО / Инновации в науке. 2018. С. 67-71.
9. Балл Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 2000. 208 с.
10. Баранова А. С. Развитие коммуникативных УУД через групповую деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе. Символ науки. 2018. С. 146-148.
11. Блонский П. П. Педология: учебник для высших педагогических учебных
заведений. Изд.2-е. М.: Государственное учебно-педагогическое
издательство, 1936. 336 с.
12. Брунер Дж. Психология познания. М.: Просвещение, 2016. 423 с.
13. Вазякова И. М. Игра как средство формирования коммуникативных УУД / Вестник научных конференций. 2019. С. 28-29.
14. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2016.
15. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. В.А. Петровского. М.: Наука, 2009. 285 с.
... всего 50 источников