ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО
|
Введение 2
I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей
старшего дошкольного возраста 6
1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 6
1.2. Условия формирования основ здорового образа жизни и роль ДОУ в
формировании здорового образа жизни у старших дошкольников 14
1.3. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного
возраста в условиях введения федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования 27
II. Опытно-практическая частт 31
2.1. Констатирующий этап 31
2.2. Организация работы по формированию основ здорового обнова жизни
у детей группы старшего дошкольного возраста 36
2.3. Результаты эксперимента 39
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения 51
I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей
старшего дошкольного возраста 6
1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 6
1.2. Условия формирования основ здорового образа жизни и роль ДОУ в
формировании здорового образа жизни у старших дошкольников 14
1.3. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного
возраста в условиях введения федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования 27
II. Опытно-практическая частт 31
2.1. Констатирующий этап 31
2.2. Организация работы по формированию основ здорового обнова жизни
у детей группы старшего дошкольного возраста 36
2.3. Результаты эксперимента 39
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения 51
На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно.
Последними данными Министерства образования и науки Российской Федерации: XXI век начался в России с резкого ухудшения показателя здоровья дошкольников. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии,предрасположенностью к различным патологиям. На 1,5% возросла численность детей третьей группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями [2].
Педагог - новатор в дошкольном образовании по проблемам здоровья современного ребенка Вера Алямовская отмечает: «Хотя много лет в практике дошкольного образования проповедуется необходимость комплексного подхода к оздоровлению детей, эта проблема до сих пор должным образом не решена» [3, с.5].
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни,осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег,гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание - все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм, поэтому требуется контролировать интенсивность нагрузок на детей при оздоровительных занятиях.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я»,правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Отношение ребенка к своему здоровью является «фундаментом», на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности его сознаний этого понятия.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяется наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима дня, гигиенические процедуры,двигательной активности), и умением реализовать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки,делать зарядку) [9, с. 25].
Современное общество многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие всегда является, образцом для ребенка в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушается уже сложившиеся представления.
Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.А.Бодалева, А.Л.Венгера, В.Д.Давыдова, М.И.Лисиной, В.А.Сластенина,Е.О.Смирновой. Анализ работ В.А. Деркунской, С.А.Козловой,Л.Г.Касьяновой, О.А.Князевой, И.М.Новиковой и др. показывают, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.
Несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования основ здорового образа жизни у дошкольников требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации задач по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в практической деятельности дошкольных образовательных организаций, что обусловливает выбор темы дипломной работы.
Цель исследования: изучение формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Гипотеза исследования: работа по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО будет эффективной, если:
- создавать ДОО условия для формирования основ здорового образа жизни;
- систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Изучить теоретические основы процесса формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть содержание и формы работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников.
3. Определить критерии и показатели сформированности здорового образа жизни и экспериментально проводить эффективность работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОО.
Методы исследования: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ результатов исследования.
Последними данными Министерства образования и науки Российской Федерации: XXI век начался в России с резкого ухудшения показателя здоровья дошкольников. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии,предрасположенностью к различным патологиям. На 1,5% возросла численность детей третьей группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями [2].
Педагог - новатор в дошкольном образовании по проблемам здоровья современного ребенка Вера Алямовская отмечает: «Хотя много лет в практике дошкольного образования проповедуется необходимость комплексного подхода к оздоровлению детей, эта проблема до сих пор должным образом не решена» [3, с.5].
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни,осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег,гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание - все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм, поэтому требуется контролировать интенсивность нагрузок на детей при оздоровительных занятиях.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я»,правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Отношение ребенка к своему здоровью является «фундаментом», на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности его сознаний этого понятия.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяется наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима дня, гигиенические процедуры,двигательной активности), и умением реализовать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки,делать зарядку) [9, с. 25].
Современное общество многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие всегда является, образцом для ребенка в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушается уже сложившиеся представления.
Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.А.Бодалева, А.Л.Венгера, В.Д.Давыдова, М.И.Лисиной, В.А.Сластенина,Е.О.Смирновой. Анализ работ В.А. Деркунской, С.А.Козловой,Л.Г.Касьяновой, О.А.Князевой, И.М.Новиковой и др. показывают, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.
Несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования основ здорового образа жизни у дошкольников требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации задач по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в практической деятельности дошкольных образовательных организаций, что обусловливает выбор темы дипломной работы.
Цель исследования: изучение формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Гипотеза исследования: работа по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО будет эффективной, если:
- создавать ДОО условия для формирования основ здорового образа жизни;
- систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Изучить теоретические основы процесса формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть содержание и формы работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников.
3. Определить критерии и показатели сформированности здорового образа жизни и экспериментально проводить эффективность работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОО.
Методы исследования: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ результатов исследования.
В дипломной работе рассматривается проблема формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Реализация работы по формированию основ здорового образа жизни у детей в условиях ДОО осуществляется через НОД, занятия, режим, игру,прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Большое значение в работе по формированию основ ЗОЖ приобретает организация работы с родителями, ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если семья не будет придерживаться принципов здорового образа жизни.
Важными составляющими экспериментальной работы стали: личная гигиена детей; проветривание; влажная уборка; правильное мытье рук;обучение детей элементарным приемам представлений здорового образа жизни.
Диагностика показала, что в результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования представлений здорового образа жизни у детей является пример взрослого. Таким образом,экспериментально установлено,что правильно организовать развивающую среду, привлекать к работе по ЗОЖ родителей, систематическая работа по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста, способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни, что и подтверждает выдвинутую гипотезу.
Реализация работы по формированию основ здорового образа жизни у детей в условиях ДОО осуществляется через НОД, занятия, режим, игру,прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Большое значение в работе по формированию основ ЗОЖ приобретает организация работы с родителями, ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если семья не будет придерживаться принципов здорового образа жизни.
Важными составляющими экспериментальной работы стали: личная гигиена детей; проветривание; влажная уборка; правильное мытье рук;обучение детей элементарным приемам представлений здорового образа жизни.
Диагностика показала, что в результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования представлений здорового образа жизни у детей является пример взрослого. Таким образом,экспериментально установлено,что правильно организовать развивающую среду, привлекать к работе по ЗОЖ родителей, систематическая работа по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста, способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни, что и подтверждает выдвинутую гипотезу.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - Пути формирования основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2021 - Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности дошкольной образовательной организации по формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - Развитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Особенности сформированности здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (Методика организации образовательной деятельности в ДОО, Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



