Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО

Работа №17094

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей
старшего дошкольного возраста 6
1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 6
1.2. Условия формирования основ здорового образа жизни и роль ДОУ в
формировании здорового образа жизни у старших дошкольников 14
1.3. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного
возраста в условиях введения федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования 27
II. Опытно-практическая частт 31
2.1. Констатирующий этап 31
2.2. Организация работы по формированию основ здорового обнова жизни
у детей группы старшего дошкольного возраста 36
2.3. Результаты эксперимента 39
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения 51

На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно.
Последними данными Министерства образования и науки Российской Федерации: XXI век начался в России с резкого ухудшения показателя здоровья дошкольников. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии,предрасположенностью к различным патологиям. На 1,5% возросла численность детей третьей группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями [2].
Педагог - новатор в дошкольном образовании по проблемам здоровья современного ребенка Вера Алямовская отмечает: «Хотя много лет в практике дошкольного образования проповедуется необходимость комплексного подхода к оздоровлению детей, эта проблема до сих пор должным образом не решена» [3, с.5].
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни,осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. 
Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег,гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание - все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм, поэтому требуется контролировать интенсивность нагрузок на детей при оздоровительных занятиях.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я»,правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Отношение ребенка к своему здоровью является «фундаментом», на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности его сознаний этого понятия.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяется наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима дня, гигиенические процедуры,двигательной активности), и умением реализовать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки,делать зарядку) [9, с. 25].
Современное общество многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие всегда является, образцом для ребенка в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушается уже сложившиеся представления.
Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.А.Бодалева, А.Л.Венгера, В.Д.Давыдова, М.И.Лисиной, В.А.Сластенина,Е.О.Смирновой. Анализ работ В.А. Деркунской, С.А.Козловой,Л.Г.Касьяновой, О.А.Князевой, И.М.Новиковой и др. показывают, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.
Несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования основ здорового образа жизни у дошкольников требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации задач по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в практической деятельности дошкольных образовательных организаций, что обусловливает выбор темы дипломной работы.
Цель исследования: изучение формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Гипотеза исследования: работа по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО будет эффективной, если:
- создавать ДОО условия для формирования основ здорового образа жизни;
- систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.
Для достижения цели необходимо решить задачи: 
1. Изучить теоретические основы процесса формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть содержание и формы работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников.
3. Определить критерии и показатели сформированности здорового образа жизни и экспериментально проводить эффективность работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОО.
Методы исследования: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ результатов исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В дипломной работе рассматривается проблема формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Реализация работы по формированию основ здорового образа жизни у детей в условиях ДОО осуществляется через НОД, занятия, режим, игру,прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Большое значение в работе по формированию основ ЗОЖ приобретает организация работы с родителями, ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если семья не будет придерживаться принципов здорового образа жизни.
Важными составляющими экспериментальной работы стали: личная гигиена детей; проветривание; влажная уборка; правильное мытье рук;обучение детей элементарным приемам представлений здорового образа жизни.
Диагностика показала, что в результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования представлений здорового образа жизни у детей является пример взрослого. Таким образом,экспериментально установлено,что правильно организовать развивающую среду, привлекать к работе по ЗОЖ родителей, систематическая работа по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста, способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни, что и подтверждает выдвинутую гипотезу.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.:УЦ Перспектива, 2014.-32с.
3. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка/ В.Г.Алямовская. - М.:1993. - 122с.
4. Арсеньев, А.С. Научное образование и нравственное воспитание [Текст] /
А.С. Арсеньев // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. - М.: Педагогика, 2007.
5. Баль, Л.В. Букварь здоровья для дошкольника и младших школьников:
Учебное пособие/ Л.В.Баль, В.В.Ветрова. - М.: ЭКСМО, 1995. - 128 с.
6. Блонский, П.П. Вопросы педагогики [Текст] / П.П. Блонский. - СПб.:Питер, 2009.
7. Болотина, Л.Р. Комарова, Т. С. Баранов С.П. Дошкольная педагогика:
Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. Заведений. [Текст] / Л.Р.Болотина. - М.: Академия, 1998.
8. Буре, Р.С. Островская, Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для
воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников [Текст] / Р.С. Буре, Л.Ф.Островская.- 3-е изд., перераб. И доп.-М-: Издательство «Ювета», 2008.
9. Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства [Текст] / Р.С.
Буре // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду - М.:Просвещение, 2009. 
10. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студ. высш.
учеб. заведений / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. - М. :Академический Проект, 2005. - 240 с.
11. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. -М. : Академия, 2007. - 446 с.
12. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников /М.Воробьева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 5 - 9
13. Васильева,М.А., Гербова, В.В. Комарова, Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
14. Волосова, Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста [Текст] / Е.Волосова. - М.: Гардарики, 2009.
15. Выготский, Л.С программные требования / Л.Д.Глазырина. - М. :ВЛАДОС, 1999. - 365 с.
16. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду [Текст] /
Г.Н. Година // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /.Воспитание детей [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Логос, 2010.
17. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. -М.: Педагогика, 2008.
18. Глазырина, Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа иПод ред. А. М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2010.
19. Гуськова,Т.В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? [Текст] /Т.В. Гуськова //Д.в.-№8, 2009.
20. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. - М.: Просвещение, 2006.
21. Деркунская, В.А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ (опыт создания словаря)/ В.А.Деркунская // Управление дошкольным образовательном учреждением, - 2005. - № 3. - с. 119-122.
22. Доронова,Т.Н., Гербова,В.В., Гризик,Т.И. Программа Радуга. - М.:«Просвещение», 1997 
23. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред.Ядэшко, И.В. Сохина, Ф.А- 2-е
издание, исправленное и дополненное. - М.: Просвещение, 1986. - 415 с.
24. Дошкольная педагогика [Текст] / Под редакцией В.И. Логиновой, П.Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 2008.
25. Дуброва, В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника:
Методические рекомендации [Текст] / В.П. Дуброва. - М.: Просвещение,2009.
26. Ильюшенков, В.В. Здоровье и образование/ В.В.Ильюшенков,Т.А.Берсенева. - СПб.:2008.
27. Белая, К.Ю.Зимонина, В.Н.Кондрыкинская,Л.А. Куцакова, Л.В. Мерзлякова,С.И. Сахарова, В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателей дет.сада - 3-е изд. - М. :Просвещение, 2001. - 94 с.
28. Каплан, Л.И. Первые проявления самостоятельности [Текст] / Каплан Л.И. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
29. Кожухова, Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Схемы и таблицы. - М.Гуманист.изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.
30. Колбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях/ В.В.Колбанов// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 2006. - с.139-147.
31. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-96с.
32. Котырло, В.К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности[Текст] / В.К. Котырло, Т.М. Титаренко. - М.: Прогресс, 2007. 
33. Кузавкова, К.П. Формирование общественно-направленной самостоятельности у детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие [Текст] /К.П. Кузавкова. - Пермь, 2009.
34. Логинова, В.И. Бабаева, Т.И. и др. Программа Деаства . - Санкт-Петербург; «Акцент» 1997 г.
35. Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. 2-е изд. испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2000. - 108 с.
36. Мухина, а.С. Возрастная психология [Текст] / а.С. Мухина. - М.:Гардарики, 2009.
37. Нечаева, В.Г. Нравственное воспитание дошкольника [Текст] / В.Г.Нечаева. - М.: Педагогика, 2008.
38. Ожегов, И. Толковый словарь русского языка [Текст] / И. Ожегов. - М.:2-е издание, Просвещение, 2005.
39. Основы дошкольной педагогики [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Д.Маркова. - М.: Логос, 2010.
40. Педагогика и психология здоровья/ Под ред. Н.К.Смирнова. - М.:АПКиПРО, 2003.
41. Петленко, В.П. Валеология и мудрость здоровья/ В.Алексеева,а.П.Петленко. - СПб, 1994. - 301с.
42. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности [Текст] / Д. В. Сергеева. - М.: Просвещение, 2009.
43. Сигел, Э. Как воспитывать дошкольника [Текст] / Э. Сигел, Л. Сигел. -М.: Росмэн, 2008.
44. Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-синтез, 2005. - 96 с.
45. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения В 3-х т.[Текст] / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 2009, т. 1. 
46. Тулегенова, А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Тулегенова: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 2005.
47. Урунтаева, Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии:
Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся Под ред. Г.А.Урунтаевой. - М.: Просвещение: 2010.
48. Формирование нравственного здоровья дошкольников/ Е.В.Боровкова,Н.И.Водина, М.К. Ефимова и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой, Панфиловой М.А. - М., Сфера, 2003. - 62с.
49. Хакимова, Г.А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью старшего дошкольного возраста: авто-реф.дис...канд.пед.наук/ Г.А.Хакимова. - Екатеринбург, 2004. - 23с.
50. Эльконин, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Эльконин. - М.:Педагогическое общество России, 2008.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ