Введение 4
Глава 1. Теоретические основы подготовки детей к обучению в школе 9
1.1 Понятие «подготовка детей к обучению в школе» как психолого-
педагогическая составляющая 9
1.2 Характеристика состояния готовности ребёнка к обучению в школе 22
1.3 Обзор методик диагностики готовности ребёнка к обучению в школе 36
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по изучению готовности ребёнка к обучению в школе 42
2.1 Констатирующий этап 42
2.2 Формирующий этап 53
2.3 Контрольный этап 57
Заключение 60
Список литератур 66
Глоссарий 64
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка,вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребёнка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути к коррекционной работе.
Изучение уровня развития психики детей является основной как организация всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.
Актуальность исследования и диагностики готовности ребенка к школе объясняется необходимостью с одной стороны тщательно продумывать и взвешивать решение о поступлении в школу, а с другой стороны — необходимостью активной подготовки ребенка к школьному обучению. К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства “Я должен” над мотивом “Я хочу”. К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.
Большинство учёных считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода - год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и, при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.
Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И. Божович назвал «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе [5,61].
Проблема исследования заключается в следующем противоречии: с одной стороны многие дети приходят в первый класс неготовыми к обучению, с другой стороны нет единого теоретико-методологического подхода к диагностике психологической готовности детей к школьному обучению. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению.
Целью исследования:выявить проблемы подготовки ребенка в школе.
Объект исследования: подготовка ребенка в школе.
Предмет исследования: проблема готовности детей к обучению в школе.
Гипотеза: мы предполагаем, что подготовка ребенка к школе будет более эффективным, если во время обнаружить проблемы готовности к школе.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, методологическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести диагностику готовности детей к школе детей.
3. Провести сравнительный анализ результатов исследования и представить выводы по данной проблеме.
База исследования: МБОУ СОШ №11г. Кызыла. В исследовании приняли участие учащиеся «минишколы»: контрольная группа - 10 человек,экспериментальная группа - 10 человек, в возрасте 6 лет.
Методы исследования: теоретические - анализ и обобщение содержания психологической, педагогической, научно-методической литературы, по проблеме исследования; эмпирические - тестирование,индивидуальные беседы с детьми, обобщение психолого-педагогического опыта; статистические - качественный и количественный анализ
результатов исследования, метод математической статистики. В работе были использованы следующие диагностические методики: тест школьной зрелости Керна-Йирасека, методики «Графический диктант», «Образец и правило».
Структура работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения,списка литератур и приложений.
Подготовка к школе - одна из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В понятие «готовность ребёнка к школе» входят три составляющие - готовность физиологическая, психологическая,социальная или личностная. Все они тесно взаимосвязаны; недостатки в формировании любой из них сказываются на успешности. К тому же «готовность к школе» - понятие, в равной степени зависящее от физиологического и психического развития ребёнка. Это не разные виды, а разные проявления готовности в различных формах активности.
На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
В разных школах существуют свои способы и методы организации приёма детей. Сегодня практически во всех школах определяется уровень психологической готовности детей к школьному обучению. При этом каждый педагог в меру своей компетентности, теоретических предпочтений использует различный набор методических процедур, позволяющих получать данные о сформированности готовности к школьному обучению.
Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребёнка и учитывают специфику его стартовой готовности к обучению в школе. Только в этом случае педагог и родители маленького ученика совместными усилиями помогут ему преодолеть школьные трудности,освоиться в школьной жизни, стать настоящим школьником.
Согласно, выявленного уровня готовности к обучению, с учетом у учащихся задатков и способностей, необходима система определенных мер,обеспечивающих развитие младших школьников в оптимальном режиме.
Такой системой, может быть дифференциация. Специфика организации дифференцированного подхода будет зависеть: от уровня готовности учащихся; от специфики развития познавательных процессов и речевого развития первоклассников; от эффективности использования основных воспитательных и развивающих возможностей учебных программ; от рационального сочетания ведущего вида деятельности (учебной) с другими видами деятельности, при оптимальном сочетании форм, методов и средств обучения; от знания форм и методов дифференцированного подхода при обучении младших школьников.
Таким образом, в опытно-педагогической работе мы выявили некоторые проблемы подготовки ребенка к школе:
1. Слабое речевое развитие. Ребенок пользуется ими, но на прямой вопрос, что означает данное слово. Особенно часто такое использование лексики наблюдается при заучивании стихотворений, пересказе текстов: Это связано с излишним упором на ускоренное вербальное (речевое) развитие ребенка, выступающее для взрослых показателем его интеллектуального развития.
2. Неразвитость тонкой моторики. В определенной мере неразвитость руки появляются при вырезании фигур по контуру, в несоразмерности частей фигуры при лепке, неточности склеивания и пр.
3. Неправильное формирование способов учебной работы. Многие дети испытывают трудности, связанные с усвоением правил. Умея применять правило при выполнении задания, дети с трудом запоминают его формулировку. Более того, многие сначала делают упражнение, а потом учат правило, на выполнение которого и было направлено данное упражнение.
4. Отсутствие у детей ориентировки на способ действия т.е. слабое владение операциональными навыками. Дети, хорошо умеющие считать к моменту поступления в школу, испытывают затруднения при решении задач,когда необходимо показать ход решения в развернутом виде.
5. Слабое развитие произвольного внимания, памяти. Дети несобранны,легко отвлекаются, с трудом следят за ходом коллективной работы, за ответами других ребят, особенно при чтении или пересказе цепочкой, друг за другом.
6. Низкий уровень развития самоконтроля. Дети испытывают затруднения в тех случаях, когда взрослый просит сравнить выполнение с поставленной задачей, найти собственные ошибки, т.е. умения, необходимые для действия проверки, сформированы, но применить эти навыки к контролю за собственной работой ребенок еще не может [17, 73].
Сравнительный анализ по результатам исследования позволил сделать вывод о том, что подготовка ребенка к школе будет более эффективным, если во время обнаружить проблемы готовности к школе.
1. Авраменко Н.К. Подготовка ребёнка к школе. - М., 2004.- 148 с.
2. Айзман Р. И., Жарова Г. Н., Савенков А. И., Забрамная С.Д.Ддрихинская И. Е. Подготовка ребенка к школе. - М.: Издательство Новосибирского государственного педагогического института, 2004. - 134 с.
3. Белова Е. Размышления перед школой: Советы родителям.//Дошкольное воспитание. - 2005. - №8. - С. 80.
4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы
ребёнка/Хрестоматия по психологии: Учебное пособие для студентов
пединститутов (сост. В.В. Мироненко; под ред. А.В. Петровского. - М.-2005.- 185 с.
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М., 2008. - 260 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 2006. - 383 с.
7. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л, К.Н. Поливанова, Сушкова Е.Ю.
Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов.- М., 2007.- 276 с.
8. Венгер А.Л. Психологические особенности шестилетних детей. - М.,2004. - Ж с.
9. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. -М., 2004. - 289 с.
10. Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста.- Томск, 2005 -. 234 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 2. Проблемы общей психологии / под ред. В.В. Давыдова.- М.: Просвещение, 2004.- 278 с..
12. Галагузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.- М., 2004 - 157 с.
13. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога./Под ред. Слободчикова В.В. - Томск: Обь, 2004. - 240 с.
14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: НПО «Образование», 2006.- 143 с.
15. Гуткина Н. И. Диагностика и коррекция готовности детей к обучению в школе. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М., 2005.- с. 193 с.
16. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 2005.- 163 с.
17. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте//Возрастная и педагогическая психология. - М., 2006.- 169 с.
18. Ермолова Т.В., Комогорцева И.С. Временный аспект образа себя у старших дошкольников. //Вопросы психологии.// №2, 2008. С.12.
19. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией Запорожца А.В., Марковой Г.А. - М., 2007.-250 с.
20. Кардашенко В.Н., Вишневецкая Т.Ю. Биологический уровень развития и “школьная зрелость” детей 6-7 лет.// Новые исследования по возрастной физиологии. - 2007. - № 1(6).- С.14.
21. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 2002.- 125 с.
22. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 2005.- 245 с.
23. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе.//Дошкольное воспитание. - 2006. - №7. - С. 81.
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология.- М., 2008 - 335 с.
25. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Избранное//Психологические проблемы: В 2 т. - М., 2005.-185 с.
26. Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе.- Кишинёв, 2004. 167 с..
27. Луньков А.И. Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома. -М.,2005. - 135 с.
28. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе. М.: Просвещение, 2006.-182 с.
29. Мухина В. С. Детская психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2007. - 352 с.
30. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту. - М., 2007.- 168 с.
31. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 3., 2005. - 640 с.
32. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 3., 2005. - 640 с.
33. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Воронин Н.П. Готовность детей к учебной деятельности: теория и методы исследования. Ярославль,2004.- 158 с.
34. Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. М.:Педагогика, 2007. 216 с.
35. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.,2004. 255 с.
36. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 летнего возраста и подготовка их к школе. М., 2004. 291 с.
37. Подьяков Н.М. Мышление дошкольника. М., 2004.-122 с.
38. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий.- М.: Высшая школа, 2008.-175 с.
39. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? //Дошкольное воспитание. - 2007. - №8. - С.25-28.
40. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста //Вопросы психологии. 2006. С.36.
41. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2006.- 336 с.
42. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. - М.:Просвещение, 2008.- 291 с.
43. Фолькельт Г. Экспериментальная психология дошкольника. - М.:Государственное издательство, 2005.180 с .
44. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей./Популярное пособие для педагогов и родителей. - Ярославль, 2007.- 132 с.
45. Эльконин Д.Б., Вагнер А.Л. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста. - М., 2005.-189 с.
46. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М., 2005.- 167 с.