Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 100 респондентов (50 мужчин и 50 женщин, возраст 17-40 лет).
Есть приложения.
Текст работы имеет одинарный межстрочный интервал.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 5
1.1 Общение: понятие, основные характеристики 5
1.2 Эмоциональный интеллект как фактор общения 13
1.2.1. Эмоциональный интеллект: понятие, структура 13
1.2.2. Проявления эмоционального интеллекта в общении 19
1.3 Особенности общения в период взрослости 22
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 28
2.1 Организация эмпирического исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 35
Актуальность темы работы обусловлена значением эмоционального интеллекта для формирования межличностных отношений и социальной адаптации в переходный период. В ранней взрослости молодые люди сталкиваются с множеством изменений – от выбора профессии до построения новых социальных связей. Эмоциональный интеллект, включающий способности к самосознанию, эмпатии и управлению эмоциями, играет ключевую роль в успешной коммуникации, позволяя эффективно справляться с эмоциональными вызовами, возникающими в различных социальных контекстах.
Эмоциональный интеллект играет ключевую роль в общении, поскольку он позволяет людям лучше понимать и управлять своими эмоциями, а также распознавать чувства других. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта способны более эффективно выражать свои мысли и эмоции, что способствует более открытой и честной коммуникации. Они умеют слушать и проявлять эмпатию, что создает доверительную атмосферу в общении. Кроме того, эмоциональный интеллект помогает справляться с конфликтами и стрессовыми ситуациями, позволяя находить компромиссы и поддерживать положительные отношения. Таким образом, развитие эмоционального интеллекта значительно улучшает качество взаимодействия, делая общение более продуктивным и гармоничным.
Объект: эмоциональный интеллект.
Предмет: взаимосвязь эмоционального интеллекта и особенностей общения в период взрослости.
Цель работы – охарактеризовать взаимосвязь эмоционального интеллекта и особенностей общения в период ранней взрослости.
Для достижения поставленных целей предполагается следующие задачи:
1) дать характеристику понятию «общение»;
2) раскрыть особенности эмоционального интеллекта как фактора общения;
3) описать особенности общения в период ранней взрослости.
Теоретико-методологические основания исследования:
- концепция эмоционального интеллекта Н. Холла основывается на идее, что эмоции и интеллект взаимосвязаны, и эмоциональные навыки и компетенции являются важной составляющей нашей способности к успешной адаптации в социальном окружении. Согласно Н. Холлу, эмоциональный интеллект может быть развит и улучшен, что поможет человеку более успешно адаптироваться в различных социальных ситуациях и улучшить качество своих отношений с другими людьми [16];
- суть теории Я.Л. Коломинского о коммуникации заключается в том, что общение рассматривается как сложный и многогранный процесс, в котором взаимодействуют эмоции, когнитивные процессы и социальные факторы [14].
Метод исследования – опрос.
Методики исследования:
1) методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта (опросник EQ);
2) комплексная психологическая диагностика общения (авторы – Г.В. Акопов и Т.В. Семенова).
Методы исследования:
– теоретические методы: анализ, систематизация, классификация, метод описательной статистики, формулировка выводов;
– эмпирические методы: опрос, тестирование;
– методы математической статистики: коэффициент U-критерий Манна -Уитни, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками, а также корреляционный анализ (коэффициент Спирмена).
Выборка исследования. В исследовании примет участие 100 респондентов, из них 50 мужчин и 50 женщин. Возраст респондентов 17-40лет. Диагностика будет проводиться при личной встрече и с помощью Яндекс-формы.
Научная новизна заключается в расширении и углублении знаний, касающихся особенностей эмоционального интеллекта и особенностей общения в период ранней взрослости.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы практическими психологами в коррекционно-развивающей и просветительской работе, для разработки тренинговых и профилактических программ, спецкурсов по повышению уровня эмоционального интеллекта.
1. Андреева, Т.В. Психология современной семьи / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 434 с.
2. Байкулова, А.Н. Устное неофициальное общение и его разновидности: повседневная речь горожан / А.Н. Байкулова. – Саратов: Наука, 2014. – 216 с.
3. Бокуть, Е.Л. Изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и толерантности в общении у студентов педагогического университета / Е.Л. Бокуть // Системная психология и социология. – 2015. – № 13. – С. 77-89.
4. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология / А.К. Болотова. М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. 110 с.
5. Быков, А.О. Эмоциональные состояния и субъективное переживание одиночества в период ранней взрослости / А.О. Быков // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: материалы V Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 66-78.
6. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. – М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. – 560 c.
7. Давыдова, Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Ю.В. Давыдова. – М., 2011. – 26 с.
8. Даренских, С.С. Эмоциональный интеллект у мужчин разного возраста / С.С. Даренских // Вестник психологии и педагогики АлтГУ. – 2020. – № 2. – С. 57–65.
9. Дегтярев, А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии / А.В. Дегтярев // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 2. – С. 10–23.
10. Демина, Л.Д. Эмоциональный интеллект как системообразующий компонент психологической структуры личности / Л.Д. Демина, Т.В. Манянина // Изв. Алт. гос. ун-та. – 2010. – № 2–1. – С. 57–60.
11. Деревянко, С.П. Ситуативные аспекты актуализации эмоционального интеллекта / С.П. Деревянко // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под редакцией Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Изд-во ИП РАН, 2009. – С. 90–113.
12. Интернет-коммуникация как новая речевая формация / под. ред. Е.И. Горошко, Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. – М.: Флинта: наука, 2012. – 328 с.
13. Ковтунова, И.И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения / И.И. Ковтунова. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с.
14. Коломинский, Я.Л. Проблемы личных взаимоотношений в детском коллективе / Я.Л. Коломинский. – Мн.: Асвета, 1979. – 243 с.
15. Коньков, В.И. Принцип описания актуальной медиаречи / В.И. Коньков // Актуальные проблемы стилистики. – 2016. – № 2. – С. 106–115.
16. Кочетова, Ю.А. Эмоциональный интеллект и агрессия в зарубежных исследованиях / Ю.А. Кочетова, М.В. Климакова // Современная зарубежная психология. – 2019. – № 3(8). – С. 29-36.
17. Кочетова, Ю.А. Эмоциональный интеллект и тип межличностного общения на этапе ранней юности / Ю.А. Кочетова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – №5. – С. 66-79.
18. Кочетова, Ю.А. Эмоциональный интеллект старших подростков: монография / Ю.А. Кочетова. – М.: МГППУ, 2021. – 104 с.
19. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2006. – 940 с.
20. Куликова, Г.С. Способы предупреждения рисков неправильного понимания новых заимствований / Г.С. Куликов // Проблемы речевой коммуникации: межвузовский сборник научных трудов. – 2014. – Выпуск 14. – С. 76–84.
21. Митина, Г.В. Психологические особенности одиноких женщин в период ранней взрослости / Г.В. Митина, Т.В. Шайхатарова // Психолог. – 2022. – № 2. – С. 66-78.
22. Муртазина, И.Р. Особенности переживания одиночества взрослыми в связи с их личностными характеристиками / И.Р. Муртазина // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. – 2024. – №1. – С. 88-96.
23. Носенко, Е.Л. Емоційний інтелект: концептуалізація феномену, основні функції / Е.Л. Носенко, H.В. Коврига – К.: Вища школа, 2003. – 127 с.
24. Рискогенность современной коммуникации и роль коммуникативной компетентности в ее преодолении / под ред. О.Б. Сиротининой, М.А. Кормилицыной. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. – 188 с.
25. Сиротинина, О.Б. От чего зависит эффективность коммуникации? / О.Б. Сиротинина // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. трудов. – 2017. – Выпуск 17. – С. 5–17.
26. Сиротинина, О.Б. Тенденции к диффузности и синкретизму языковых единиц в их современном функционировании / О.Б. Сиротинина // Язык: поиски, факты, гипотезы: сб. ст. к 100-летию со дня рождения акад. Н.Ю. Шведовой. – 2016. – С. 121–132.
27. Сковородников, А.П. Экология русского языка / А.П. Сковородников. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. – 388 с.
28. Слободчиков, В.И. Интегральная периодизация психического развития / В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. – 1996. – № 5. – С. 38-50.
29. Суворова, О.В. Особенности личности с разным уровнем самоэффективности в период средней взрослости / О.В. Суворова // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №74-1. – С. 77-89.
30. Элкинд, Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / Д. Элкинг. – М.: Ин-т психологии РАН, 2013. – 160 с.
31. Alaei, S. The Relationship between Emotional Intelligence and Communication Skills in Ph.D. and master's degree Students of Islamic Azad University // Social Determinants of Health. – 2018. – Vol. 4, №. 2. – P. 100-104.
32. Bar-On, R. Emotional and social intelligence: insights from the emotional quotient inventory / R. Bar-On, J. Parker // The handbook of emotional intelligence: theory, development, assessment and application at home, school and in the workplace / J.D. A. Parker [et al.]. – San Francisco, 2000. – P. 363–388.
33. Choudhury Moushumi Roy, Broman Clifford L. A Review of the Recent Trends in the Relationship between Unemployment and Families // Michigan family review. – 2016. – Vol. 20. Issue 1. Р. 7 – 14.
34. Meng L., Qi J. The effect of an emotional intelligence intervention on reducing stress and improving communication skills of nursing students / L., Qi J. Meng // NeuroQuantology. – 2018. – Vol. 16, № 1. – Р. 11–21.
35. Nguyen, T. Emotional Intelligence and Managerial Communication / T. Nguyen, S. White, K. Hall, R.L. Bell, W. Ballentine // American Journal of Management. – 2019. – Vol. 19, № 2. – Р. 21–29.
36. Valor-Segura, I. Predicting Job Satisfaction in Military Organizations: Unpacking the Relationship between Emotional Intelligence / I. Valor-Segura // Teamwork Communication, and Job Attitudes in Spanish Military Cadets // Preprint. 2019. – Р. 14-19.
1. Андреева, Т.В. Психология современной семьи / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 434 с.
2. Байкулова, А.Н. Устное неофициальное общение и его разновидности: повседневная речь горожан / А.Н. Байкулова. – Саратов: Наука, 2014. – 216 с.
3. Бокуть, Е.Л. Изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и толерантности в общении у студентов педагогического университета / Е.Л. Бокуть // Системная психология и социология. – 2015. – № 13. – С. 77-89.
4. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология / А.К. Болотова. М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. 110 с.
5. Быков, А.О. Эмоциональные состояния и субъективное переживание одиночества в период ранней взрослости / А.О. Быков // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: материалы V Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 66-78.
6. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. – М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. – 560 c.
7. Давыдова, Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Ю.В. Давыдова. – М., 2011. – 26 с.
8. Даренских, С.С. Эмоциональный интеллект у мужчин разного возраста / С.С. Даренских // Вестник психологии и педагогики АлтГУ. – 2020. – № 2. – С. 57–65.
9. Дегтярев, А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии / А.В. Дегтярев // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 2. – С. 10–23.
10. Демина, Л.Д. Эмоциональный интеллект как системообразующий компонент психологической структуры личности / Л.Д. Демина, Т.В. Манянина // Изв. Алт. гос. ун-та. – 2010. – № 2–1. – С. 57–60.
11. Деревянко, С.П. Ситуативные аспекты актуализации эмоционального интеллекта / С.П. Деревянко // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под редакцией Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Изд-во ИП РАН, 2009. – С. 90–113.
12. Интернет-коммуникация как новая речевая формация / под. ред. Е.И. Горошко, Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. – М.: Флинта: наука, 2012. – 328 с.
13. Ковтунова, И.И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения / И.И. Ковтунова. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с.
14. Коломинский, Я.Л. Проблемы личных взаимоотношений в детском коллективе / Я.Л. Коломинский. – Мн.: Асвета, 1979. – 243 с.
15. Коньков, В.И. Принцип описания актуальной медиаречи / В.И. Коньков // Актуальные проблемы стилистики. – 2016. – № 2. – С. 106–115.
16. Кочетова, Ю.А. Эмоциональный интеллект и агрессия в зарубежных исследованиях / Ю.А. Кочетова, М.В. Климакова // Современная зарубежная психология. – 2019. – № 3(8). – С. 29-36.
17. Кочетова, Ю.А. Эмоциональный интеллект и тип межличностного общения на этапе ранней юности / Ю.А. Кочетова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – №5. – С. 66-79.
18. Кочетова, Ю.А. Эмоциональный интеллект старших подростков: монография / Ю.А. Кочетова. – М.: МГППУ, 2021. – 104 с.
19. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2006. – 940 с.
20. Куликова, Г.С. Способы предупреждения рисков неправильного понимания новых заимствований / Г.С. Куликов // Проблемы речевой коммуникации: межвузовский сборник научных трудов. – 2014. – Выпуск 14. – С. 76–84.
21. Митина, Г.В. Психологические особенности одиноких женщин в период ранней взрослости / Г.В. Митина, Т.В. Шайхатарова // Психолог. – 2022. – № 2. – С. 66-78.
22. Муртазина, И.Р. Особенности переживания одиночества взрослыми в связи с их личностными характеристиками / И.Р. Муртазина // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. – 2024. – №1. – С. 88-96.
23. Носенко, Е.Л. Емоційний інтелект: концептуалізація феномену, основні функції / Е.Л. Носенко, H.В. Коврига – К.: Вища школа, 2003. – 127 с.
24. Рискогенность современной коммуникации и роль коммуникативной компетентности в ее преодолении / под ред. О.Б. Сиротининой, М.А. Кормилицыной. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. – 188 с.
25. Сиротинина, О.Б. От чего зависит эффективность коммуникации? / О.Б. Сиротинина // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. трудов. – 2017. – Выпуск 17. – С. 5–17.
26. Сиротинина, О.Б. Тенденции к диффузности и синкретизму языковых единиц в их современном функционировании / О.Б. Сиротинина // Язык: поиски, факты, гипотезы: сб. ст. к 100-летию со дня рождения акад. Н.Ю. Шведовой. – 2016. – С. 121–132.
27. Сковородников, А.П. Экология русского языка / А.П. Сковородников. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. – 388 с.
28. Слободчиков, В.И. Интегральная периодизация психического развития / В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. – 1996. – № 5. – С. 38-50.
29. Суворова, О.В. Особенности личности с разным уровнем самоэффективности в период средней взрослости / О.В. Суворова // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №74-1. – С. 77-89.
30. Элкинд, Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / Д. Элкинг. – М.: Ин-т психологии РАН, 2013. – 160 с.
31. Alaei, S. The Relationship between Emotional Intelligence and Communication Skills in Ph.D. and master's degree Students of Islamic Azad University // Social Determinants of Health. – 2018. – Vol. 4, №. 2. – P. 100-104.
32. Bar-On, R. Emotional and social intelligence: insights from the emotional quotient inventory / R. Bar-On, J. Parker // The handbook of emotional intelligence: theory, development, assessment and application at home, school and in the workplace / J.D. A. Parker [et al.]. – San Francisco, 2000. – P. 363–388.
33. Choudhury Moushumi Roy, Broman Clifford L. A Review of the Recent Trends in the Relationship between Unemployment and Families // Michigan family review. – 2016. – Vol. 20. Issue 1. Р. 7 – 14.
34. Meng L., Qi J. The effect of an emotional intelligence intervention on reducing stress and improving communication skills of nursing students / L., Qi J. Meng // NeuroQuantology. – 2018. – Vol. 16, № 1. – Р. 11–21.
35. Nguyen, T. Emotional Intelligence and Managerial Communication / T. Nguyen, S. White, K. Hall, R.L. Bell, W. Ballentine // American Journal of Management. – 2019. – Vol. 19, № 2. – Р. 21–29.
36. Valor-Segura, I. Predicting Job Satisfaction in Military Organizations: Unpacking the Relationship between Emotional Intelligence / I. Valor-Segura // Teamwork Communication, and Job Attitudes in Spanish Military Cadets // Preprint. 2019. – Р. 14-19.