Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы развития лингвистическойкомпетенции младших школьников 7
1.1. Лингвометодические аспекты развития лингвистической
компетенции младших школьников 7
1.2.Особенности развития лингвистической компетенции младших школьников 21
1.3.Языковая игра в процессе развития лингвистической компетенции младших школьников 36
Выводы по I главе 52
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование использования языковой игры в процессе развития лингвистической компетенции младших школьников 53
2.1. Выявление актуального уровня сформированности лингвистической
компетенции младших школьников 53
2.2.Организация эффективного использование языковой игры в процессе развития лингвистической компетенции младших школьников 61
2.3.Обработка и анализ результатов опытно - экспериментального исследования 72
Вывод по II главе 81
Заключение 82
Библиографический список 84
Приложения 95
внимание стала уделяться проблеме формирования компетенции учащихся. Тезис о необходимости формирования у учащихся компетенции прописано и в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).
Включение нового понятия - компетенция в ФГОС по-новому определяет основные цели и задачи обучения русскому языку. Они состоят в том, чтобы обеспечить формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций.
Значимость понятия лингвистической компетенции учащихся в преподавании русского языка подчеркивают многие ученые - лингвисты и методисты (Н.М. Шанский, М.Т. Баранов, А.Д. Дейкина, Т.С. Кудрявцева, Л.В. Черепанова и др.).
Отнесение лингвистической компетенции в качестве одной из целей обучения русскому языку обусловлено тем, что данная компетенция обеспечивает развитие познавательных процессов обучающихся, познавательную культуру личности школьника, формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей речевой деятельности и овладение навыками самоанализа, самооценки. Кроме того, овладение учащимися лингвистической компетенцией в начальной школе способствует основе грамотного владения языком и речью, а в последующем успешному дальнейшему обучению.
Особое место, способствующее развитию речи, то есть основе грамотного владения языком и речью, занимают языковые игры, поскольку они развивают лингвистическое мышление учащихся, умение моделировать грамматические формы и конструкции, видеть и понимать отступление от норм литературного языка.
Анализ трудов В.З. Санникова, Б.Ю. Нормана, А.П. Сковородникова, Т.А. Гридиной, Е.А. Земской, Ю.О. Коноваловой и других позволяет обнаружить единство мнений и позиций оценки значимости языковых игр в развитии лингвистической компетенции младших школьников.
Языковые игры «активизируют внимание носителей языка к языковой форме, к ее структурным элементам», связаны с ситуацией неожиданности, «обусловленной нарушением в игровом тексте каких-либо норм и стереотипов и осознанием этого нарушения». При этом представляют собой «нетрадиционное, неканоническое использование языка, творчество в языке», также «ориентируют на скрытые эстетические возможности языкового знака», помогают осознать красоту языка, воздействуют на эмоции и чувства личности (в том числе и путем применения средств литературного искусства, искусства слова).
Анализ научной литературы в вопросе развития лингвистической компетенции младших школьников позволяют обнаружить имеющееся противоречие между потребностями педагогической практики в повышении эффективности работы по развитию лингвистической компетенции младших школьников, наличием научных предпосылок для методического решения этого вопроса и недостаточной разработанностью развития лингвистической компетенции младших школьников в процессе использования языковых игр.
Данное противоречие позволяет сформулировать проблему данного исследования, которое заключается в необходимости повышения эффективности работы по развитию лингвистической компетенции младших школьников в процессе использования языковых игр.
Цель исследования: выявить эффективность использования языковой игры в процессе развития лингвистической компетенции младших школьников.
Объект исследования: процесс развития лингвистической компетенции младших школьников.
Предмет исследования: использование языковой игры в процессе развития лингвистической компетенции младших школьников.
Гипотеза исследования: использование языковой игры будет
способствовать успешному развитию лингвистической компетенции младших школьников, если учащиеся в процессе языковой игры будут:
1) применять системные языковые связи и стилистические закономерности употребления единиц языка;
...
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), одной из задач обучение, является обучение на деятельностной основе, т.е. ориентирование учащихся на практическое владение речью, на искусство владения. Успешному решению этой задачи способствует использование языковой игры на уроках русского языка. Поскольку работая над языковыми играми, обучающийся должен постоянно осмысливать свои действия, анализировать, строить собственные умозаключения, обобщать, сопоставлять, делать выводы, а также осознание, осмысление собственного языкового поведения, устройства языка и его отдельных языковых фактов; осмысленное пользование языком, языковые наблюдения, соотношение своих оценок с другими, осознание.
Игры, связанные с пониманием смысла, привлекают внимание к форме, к слову, учат строить и воспринимать текст, способствуют развитию речи- основе грамотного владения языком и речью, то есть развивают лингвистическую компетенцию. При этом учащиеся осознают различные варианты норм литературного языка, пытаются свободно варьировать ими, тем самым уходят из-под жесткого декларирования норм.
В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования нами были выбраны критерии, которые в качественном и количественном отношении отражают уровень развития лингвистической компетенции младших школьников.
Результаты констатирующего среза показали, что такие компоненты лингвистической компетенции, как когнитивный и операционно - деятельностный характеризуются низкими показателями, а такой как мотивационный имеет средний уровень развития.
Разработанная нами программа была направлена на развитие лингвистической компетенции младших школьников, в качестве средства развития лингвистической компетенции мы использовали языковые игры.
После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный срез, который показал положительную динамику развития лингвистической компетенции. Показатели, полученные после проведения эксперимента, превосходили показатели констатирующего среза. Данные результаты позволяют нам говорить о том, что развитие лингвистической компетенции посредством использования языковой игры является возможным в рамках начальной школы.
Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале нашего исследования была подтверждена.
1. Александрова О. М., Львова С. И. Стратегические направления
развития школьного курса русского языка // Развитие личности учащихся в процессе обучения русскому языку: духовное, интеллектуальное,
эмоциональное. - М.; Ярославль, 2014. - С. 24-31.
2. Амири Л.П. Контаминация как разновидность
окказионального словообразования в языке рекламы // Языковая система и речевая деятельность: лингвокультурологический и прагматический аспекты. Выпуск 1. Ростов н/Д., 2007. С. 173-174.
3. Амири Л. П. Языковая игра в российской и американской рекламе: типология и функции // Тезисы докладов молодых исследователей. 2004. № 5. С. 34.
4. Аносова Л. Р. Психолиигвистическая интерпретация семантико- синтаксичееких отношений в речи (Теоретико-экспериментальное исследо вание на материале детской речи): Автореф. дис. v - канд филол. наук Саратов, 1987.
5. Арутюнова П.Д. Аномалии и язык: К проблеме языковой картины мира//Вопросы языкознания. 1987. № 3. С. 3-19.
6. Баранов К.С. Языковая игра в немецкоязычных рекламных текстах: дис. ... канд. филол. наук: 8.02.18. М., 2011. 213 c
7. Бастриков А. В. Русский язык и культура речи: практикум / А.В. Бастриков, Е.М. Бастрикова. - Изд. 2-е доп. - Казань: Изд-во Казан. унта, 2016. - 112 с.
8. Бастрикова Е.М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен. Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект/ Казан гос. ун-т. Филол.фак-т.-Казань: Казан, гос. ун-т, 2004.- С.44.
9. Баранов М.Т. Формирование лингвистического мировоззрения учащихся на уроках русского языка в IY-YIII кл.//"Русский язык в школе", 1977,№3.-С .17-26.
10. Бердичевский А.Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе. М.: Высшая школа, 1989. 103 с.
11. Болдарева Е. Ф. Языковая игра как форма выражения эмоций: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 16.02.01. Волгоград, 2002. 30 с.
12. Блонский П. Как изучать школьника / П.П. Блонский. М.: Новая Москва, 1999. - 30 с.
13. Богин Г.И. Начальные уровни развития языковой личности у школьника как формат для определения успешности его филологической подготовки (Пособие для методиста и учителя). Часть 1// Hermeneutics in Russia / Герменевтика в России.-1999.-№1.-С.29-37.
14. Божович, Е.Д. Развитие языковой компетенции младших школьников: проблемы и подходы [Текст] / Е.Д. Божович // Вопросы психологии. - 2010. - №1.- С. 33-44.
15. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к
образовательной программе [Электронный ресурс] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
... всего 122 источников