Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование художественных произведений в экологическом воспитании при обучении географии в школе

Работа №170895

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

география

Объем работы83
Год сдачи2016
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 2
Введение 4
Глава 1. Метод художественной репрезентации в экологическом воспитании на уроках географии 10
1.1. Специфика экологического воспитания на уроках географии в школе ... 10
1.2. Проблемы экологии, рассматриваемые в школьном курсе географии .... 22
1.3. Особенности и возможности использования метода художественной
репрезентации природных объектов и явлений 31
Вывод по 1 главе 34
Глава 2. Экологический кризис в произведениях русских писателей XX-XXI
века 37
2.1. Проблема вырубки и гибели лесов 37
2.2. Последствия постройки ГЭС 46
2.3. Загрязнение человеком окружающей среды и небрежное к ней
отношение 51
2.4. Принципы и нормы нравственного отношения человека к природе 56
Вывод по 2 главе 58
Глава 3. Исследование эффективности использования метода художественной репрезентации на уроках географии при изучении
экологической темы 60
3.1. Разработка и подготовка исследования 60
3.2. Структура и содержание исследования 63
3.3. Ход эксперимента и анализ результатов 65
Вывод по 3 главе 70
Заключение 72
Библиографический список 75
Приложение 79


География является одной из фундаментальных наук, на которых держится познание окружающего мира. Главным объектом географических исследований становится географическая оболочка и окружающая среда во всем многообразии и сложности, ее природа и сложные изменения, которые происходят вследствие естественных циклических колебаний и в результате усиливающегося и многократно усложняющегося антропогенного воздействия.
Школьный курс географии имеет исключительные возможности для эффективного экологического образования и воспитания школьников. При планировании уроков географии возможно усиление экологической направленности за счет более глубокого анализа и осмысления с позиций современной экологии всех процессов и явлений, которые происходят в окружающей природной среде. В настоящее время цели преподавания меняются, и педагоги обязаны готовить каждого ученика к жизни, то есть к поведению в природе, в обществе, в государстве, на производстве, осознавая всю серьезность влияния на окружающую среду.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что поиск новых методических решений в преподавании предмета географии, а именно при патриотическом и экологическом воспитании на уроках данного предмета, занимает первостепенное место, так как новые образовательные стандарты требуют нового подхода к преподаванию.
Проблема экологического воспитания является в настоящее время наиболее актуальной.
До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса.
На международной конференции в Рио-де-Жанейро в 2002 году были поставлены задачи, среди которых важнейшими являются:
• принятие практических первоочередных мер по выходу из экологического кризиса;
• воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации.
Эти задачи нашли отражение и в Постановлении Правительства Российской Федерации №1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 2004 года, в котором экологическое образование определяется как приоритетное направление работы школы.
Выдвинута гипотеза: использование на уроках географии метода художественной репрезентации природных объектов и явлений способствует:
• формированию экологической и общей культуры детей;
• повышению уровня знаний;
• наиболее яркому восприятию темы;
• углублению мотивации и активизации деятельности детей в природе.
Цель работы: определить результативность применения метода художественной репрезентации в экологическом воспитании на уроках географии в качестве методического приема.
В связи с поставленной целью вытекают следующие задачи:
1. проанализировать научную и методическую литературу по проблеме;
2. подобрать литературные произведения, освещающие экологические проблемы;
3. разработать цикл внеклассных занятий по географии для 10 класса, в котором будет воплощено использование метода художественной репрезентации;
4. провести педагогический эксперимент;
5. подвести итоги результативности данного метода путем анализа письменных работ по данной теме.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе написания данной магистерской диссертации был проведен анализ научной и методической литературы по проблеме, подобраны литературные произведения, освещающие экологические проблемы, разработан цикл внеклассных занятий по географии для 10 класса, в котором будет воплощено использование метода художественной репрезентации, проведен педагогический эксперимент и подведены итоги результативности данного метода путем анализа письменных работ по данной теме. И были сделаны следующие выводы:
• Целью экологического воспитания является формирование ответственного отношения к окружающей среде, построенного на базе экологического сознания, в которое входит соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганда идей по его оптимизации, активная деятельность по изучению и охране природы своей местности.
• Одна из основных целей на уроках географии - это способствовать экологическому воспитанию школьников посредством формирования экологического мировоззрения и экологической культуры, становлению экологически грамотной личности.
• Метод художественной репрезентации природных объектов заключается в формировании мыслеобразов природных объектов посредством искусства. Использование отрывков литературных произведений на уроках географии способствует наиболее образному восприятию любой темы, позволяет взглянуть на проблему с иной стороны, раскрывает тему более ярко и полно, привлекает к использованию на уроке творческого мышления ученика.
• В своих произведениях писатели художественными средствами
выразительности достигают максимального эффекта в описании экологических проблем, а потому их произведения оказывают сильное воздействие на самосознание читателя. В силу данного обстоятельства использование отрывков произведений этих писателей при экологическом воспитании на уроках географии в школьном курсе представляется нам эффективным для
оптимального достижения результата в экологическом образовании школьников.
• В ходе написания магистерской работы было разработано и проведено исследование, которое иллюстрирует возможность применения метода художественной репрезентации при экологическом воспитании на уроках географии и его эффективность.
• Разработанное нами исследование представляет собой цикл внеклассных занятий, состоящий из 6 уроков, которые приурочены к теме «Глобальные проблемы человечества». Данные занятия могут проводиться в рамках месяца географии и занимать время внеклассных часов.
• Эксперимент проводился на базе средней общеобразовательной школы №64 в двух 10 классах, каждый из которых составлял 24 и 25 человек соответственно. Оба класса занимаются на уроках географии по программе В.П. Максаковского.
• Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что
при равнозначных научных знаниях учащиеся
экспериментальной группы отличаются от учащихся контрольной группы:
- более полным пониманием причин и последствий экологических проблем;
...


1) Астафьев В.П. Затеси: Миниатюры. Короткие рассказы. - Красноярск: Кн.изд-во, 1982. - 336 с.
2) Астафьев В.П. Излучина: Рассказы. - М.:Современник, 1972 г. - 367 с.
3) Астафьев В.П. Царь-рыба: Повествование в рассказах. - Красноярск: Кн.изд-во, 1987. - 400 с.
4) Борзов А. А. Географические работы / Сост. и ред. Н.Е. Дика и А. И. Соловьёва. — М.: Географгиз, 1951.— 552 с.
5) Бринчук М.М. Правовая охрана атмосферного воздуха. М., 2011 - 239 с.
6) Васильев Б.П. Не стреляйте белых лебедей: Роман/Рис. А. Слепкова. - М.: Дет. лит., 1981. - 239 с.
7) Вопросы экологии на уроках географии: Учебно
методические материалы в помощь учителю / Научн. ред. Л. А. Коробейникова. - Вологда: Изд. центр ВИРО, 2005. - 196 с.
8) Дзятковская Е.Н. Методические рекомендации по
реализации экологического образования в федеральных
государственных образовательных стандартах второго поколения./ Е.Н. Дзятковская , А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров - М. : Образование и экология, 2011.
9) Дзятковская Е.Н. О понятийно-терминологическом аппарате экологического образования. - Жур-л «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы», 2012, №1.
10) Зверев И.Д., Салеева Л.Т. Компоненты экологического
образования. М., 1991, с.12-26.
11) Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования:
Материалы I Московской научно-практической конференции по непрерывному экологическому образованию. - М.: МНЭПУ, 1995. - 198 с.
12) Исаченко, А.Г. География в современном мире: Книга для учителя/ А.Г. Исаченко - М., 1998., 432 с.
13) Казимирова И.Р. Экологическое образование и воспитание школьников в изучении географии.- СШ №34, Гомель, 2000.
14) Кочуров Б. И. Интеграция географии и экологии // География в школе. - 1998. - №6.
15) Крутовская Е.А. Были заповедного леса. - Красноярск: Кн.изд-во, 1990. - 157с.
... всего 35 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ