Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование совладающего поведения у женщин, имеющих деструктивную привязанность в любовных отношениях

Работа №170892

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы105
Год сдачи2019
Стоимость5200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ, ВЫПОЛНЕННЫХ
В РУСЛЕ ТЕОРИИ ПРИВЯЗАННОСТИ 8
1.1. Теория привязанности в психологии развития 8
1.2. Исследование привязанности во взрослом возрасте 12
1.3. Деструктивная привязанность как специфическая модель привязанности во
взрослом возрасте 16
1.4. Понятие романтических отношений в современной психологии 22
ГЛАВА 2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В
БЛИЗКИХ ОТНОШЕНИЯХ ВЗРОСЛЫХ 28
2.1. Защитные механизмы и основные копинг-стратегии 28
2.2. Стресс и совладание с ним в близких отношениях взрослых 38
2.3. Совладающее поведение личности и ее психологическое благополучие....44
ГЛАВА 3.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ОТНОШЕНИЯХ ДЕСТРУКТИВНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ
ВЗРОСЛЫХ 49
3.1. Организация и методики эмпирического исследования 49
3.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического
исследования 56
ГЛАВА 4.ПРОГРАММА ТРЕНИНГА ПО КОРРЕКЦИИ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ЖЕНЩИН С ДЕСТРУКТИВНОЙ
ПРИВЯЗАННОСТЬЮ ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ 68
4.1. Научно-теоретические основы организации программы тренинга по
коррекции стратегий совладающего поведения 68
4.2. Программа тренинга по коррекции стратегий совладающего поведения у
женщин с деструктивной привязанностью во взрослом возрасте 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 100
ПРИЛОЖЕНИЯ 112


Актуальность исследования. Привязанность, как правило, удовлетворяет какую-то нашу потребность (потребность в безопасности, признании, радости, любви и т.д.).
Привязанность - это психологическое явление, чувство близости, основанное на глубокой симпатии, преданности кому-либо; она же - одна из причин страданий человека.
В основе привязанности лежат базовые потребности в безопасности, принадлежности и любви, эмоциональной близости; именно поэтому она является необходимой частью любых межличностных отношений.
Нарушение межличностных отношений является проблемой, поскольку затрудняют нахождение человека в социуме, его способность раскрывать свой творческий потенциал, жить легко и свободно
Значение межличностных отношений, их качество и содержание сохраняется на всех этапах жизненного пути личности, поскольку они являются необходимым условием, атрибутом существования человека с первого до последнего дня его жизни, ничуть не снижаясь со временем.
Изучение феномена привязанности является одним из наиболее популярных направлений в современной психологии.
Теория привязанности традиционно, со времен Д.Боулби, изучает взаимодействие ребенка с взрослым, называя это термином привязанность (от англ. attachment).
С точки зрения психоаналитического подхода на возрастном этапе ранней взрослости реализуется задача построения личностью близких отношений без потери собственной идентичности [Ericson, 1987; Эриксон, 1996; Мак-Вильямс, 1998]. В более зрелом возрасте при отсутствии у человека позитивного опыта решения конфликта между близостью и изоляцией может отмечаться нехватка внутренних сил для решения социальных трудностей, чрезмерное поглощение собой и своими проблемами [Bartholomew et al., 2001]. Результатом подобных состояний могут стать чувства одиночества, собственной неполноценности, отчаяния и невозможности контролировать и преобразовывать свою жизнь [Fraley, Shaver, 2000]. Частным итогом неразрешенности данного конфликта, на наш взгляд, может являться ситуация, в которой человек удерживает партнера, отношения с которым не только не приносят удовлетворения, но и вызывают сильные, регулярно возникающие негативные эмоции и состояния.
Важно понимать, что представляет собой привязанность к партнеру в подобных отношениях и как ее субъект совладает с ее негативными проявлениями [Григорова, 2013; Крюкова, Сапоровская, 2014; Екимчик, 2009; Шипова, 2014; Ювенский, 2010; и др.].
В 1980-х - начале 1990-х годов теория привязанности стала интенсивно применяться в психологии развития, клинической и социальной психологии [Bartholomew, Horowitz, 1991]. Тогда же возникла идея о том, что романтические отношения взрослых и вообще любовные отношения по сути - отношения привязанности [Fraley, Shaver, 2000]. В зарубежных исследованиях привязанности взрослых людей внимание большинства исследователей было сосредоточено на стиле привязанности - устойчивом паттерне ожиданий, эмоций и поведения, связанного с отношениями [Brennan et al., 1998; Eubanks- Carter et al., 2011].
Стили привязанности могут быть охарактеризованы посредством двух независимых параметров - тревоги по поводу привязанности и избегания близости [Bartholomew, Horowitz, 1991]. Данные особенности привязанности теоретически предсказуемым образом сопряжены с качеством отношений и адаптацией личности [Mikulincer, Shaver, 2007].
Актуальность исследования обусловлена рядом противоречий:
- наличие феномена деструктивной привязанности у женщин во взрослом возрасте и недостаточностью научных исследований механизмов изучения;
- наличие психотерапевтических методов и подходов по развитию эмоционально-личностной сферы женщины и недостаточностью программ психокоррекции деструктивной привязанности женщины во взрослом возрасте к партнеру.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Отношения привязанности являются для личности во взрослом возрасте чрезвычайно значимыми. Помимо того, что они способствуют удовлетворению
таких важных потребностей как потребности в безопасности, принятии, любви, сексуальной активности, рождении детей; их качество так же оказывает влияние на адаптационный потенциал и развитие личности в целом.
Деструктивная привязанность - тип небезопасной привязанности человека во взрослом возрасте, являющийся генерализованным результатом прошлого опыта привязанностей. Она имеет специфические проявления на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровне и вызывает активизацию совладающего поведения личности.
Нами были рассмотрены проявления деструктивной привязанности, а именно тревога, ревность, страсть, гнев, внутренняя напряженность, опустошение и др.; поведение, направленное на сближение с партнером и поведение, направленное на избегание близости с партнером. Выявлено, что данные проявления привязанности воспринимаются и переживаются субъектами как тяжелые, мучительные. Выявлено, что они могут осознаваться в большей степени и восприниматься как стресс для субъекта привязанности, либо осознаваться в меньшей степени и воспринимать субъектом диффузно в качестве высокого уровня тревожности и внутренней напряженности, переживаемых в отношениях с партнером.
Выявлено, что субъект деструктивной привязанности использует различные копинг-стратегии для совладания с ее проявлениями, что связано как с их амбивалентностью, так и со слабой способностью испытуемых к осознанию из источников. Мы считаем, что совладание происходит непродуктивно, поскольку субъекты деструктивной привязанности продолжают испытывать высокий уровень стресса на протяжении отношений с партнером, затрачивая при этом большое количество сил и ресурсов, о чем говорят данные о напряженности копинга и присущие им чувства опустошения, усталости.
Субъекту деструктивной привязанности свойственны специфические личностные особенности. Этот факт подтверждается теоретическим анализом данного феномена, а также сведениями о том, что ранняя детская привязанность является одним из факторов формирования личности и ее черт.
В тоже время, личностные особенности также оказывают влияние на формирование типа привязанности во взрослом возрасте.
Деструктивная привязанность и ее проявления вызывают трудности в жизнедеятельности субъекта данной привязанности, а также снижают способности личности к адаптации в окружающем мире, что также является выражением несовладания и непродуктивного совладания субъектов данной привязанности.
Следовательно, мы можем считать доказанными гипотезы о том, что:
1) Субъект деструктивной привязанности переживает специфические эмоциональные, поведенческие и когнитивные проявления данной привязанности, активизирующие его совладающее поведение.
2) Субъекту деструктивной привязанности свойственны специфические стратегии и динамика совладающего поведения с её проявлениями(?)
3) Субъектом деструктивной привязанности является личность, обладающая набором специфических черт и особенностей.
Однако по прежнему остаются открытыми вопросы о способности человека во взрослом возрасте к осознанию типа своей привязанности к партнёру и об уровне этого осознания, а также о возможных положительных перспективах у отношений деструктивной привязанности.
Полученные в результате исследования знания могут стать основой для построения модели оказания психологической помощи людям, страдающим от проявлений деструктивной привязанности в отношениях, что позволит им гармонизировать собственное психологическое состояние и качество отношений с партнером.



1. Абабков В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Перре - Спб.: Речь, 2004. - 166 с.
Пример (корректирова):
Абабков В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - М.- Перре - Спб.: Речь. - 2004. - 166 с.
2. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита /Л.И. Анциферова // Психологический журнал. - 1994. - № 1. - С. 13-26.
3. Белорукова Н.О. Семейные трудности и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи: Автореф. дисс... канд психол н.:19.00.13 / Белорукова Наталья Олеговна. - Кострома, 2005. - 26 с.
4. Бермант-Полякова О.В. Горькая правда о привязанности. Часть1 / О.В. Бермант-Полякова // Психотерапия: научно-практический журнал. -2014. - № 1 - С. 28-31.
5. Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации с позиций деятельностного подхода А.Н. Леонтьева / Е.В. Битюцкая // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. -2013. - №3. - С. 40-56.
6. Битюцкая Е.В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания / Е.В. Битюцкая // Психологическая наука и образование. - 2007. - №4. - С. 87-93.
7. Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание, психологическая защита и тревожность в структуре субъективного образа трудной жизненной ситуации / Е.В. Битюцкая, В.А. Петровский // Психология индивидуальности: Мат-лы третьей Всеросс. науч. конф. (Москва, 1—3 декабря 2010 г.): В 2 ч. / Отв. ред. А.Б. Орлов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010. - С.87-88.
8. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление /В.А. Бодров. - М.: ПЭР СЭ, 2006. - 528 с.
9. Боулби Дж. Привязанность / Дж. Боулби. - М.: «Гардарики»,2003 - 480 с.
10. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. - М.: Академический проект, 2004. - 232 с.
11. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта / А.В. Брушлинский. - М.: ИП РАН, 1994. - 109 с.
12. Бурменская Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития / Г.В. Бурменская // Вестник Московского Университета. Серия: Психология. - 2009. - №3. - С. 17-31.
13. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова.- Спб.: Питер, 2009. - 255 с.
14. Голованевская В.И. Характер, Я-концепции и предпочтение стратегий совладающего поведения / В.И. Голованевская // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология. - 2003. - № 4. - С. 30-36.
15. Григорова Т.П. Совладание с деструктивной привязанностью в романтических отношениях взрослых / Т.П. Григорова // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А.Некрасова. - 2014.- Т. 20. - №6. - С.271-278.
... всего 106 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ