Введение 3
Глава 1. Свободный ассоциативный эксперимент как метод исследования языкового сознания 7
1.1. История возникновения ассоциативной лингвистики 7
1.2. Ассоциативный словарь как источник экстралингвистических знаний при
ассоциативном анализе 9
1.3. Ядро языкового сознания человека 13
1.4. Гражданская идентичность как элемент языкового сознания 15
Глава 2. Анализ ассоциативного эксперимента 18
2.1. Методика свободного ассоциативного эксперимента 18
2.2. Анализ ассоциативных полей на конкретные слова-стимулы 21
2.2.1. Анализ ассоциативного поля на стимул «СВО» 24
2.2.2. Анализ ассоциативного поля на стимул «гражданин» 27
2.2.3. Анализ ассоциативного поля на стимул «родина» 29
2.2.4. Анализ ассоциативного поля на стимул «гимн» 32
2.2.5. Анализ ассоциативного поля на стимул «выборы» 34
2.2.6. Анализ ассоциативного поля на стимул «герб» 37
2.2.7. Анализ ассоциативного поля на стимул «президент» 39
2.2.8. Анализ ассоциативного поля на стимул «конституция» 42
2.2.9. Анализ ассоциативного поля на стимул «победа» 44
2.2.10. Анализ ассоциативного поля на стимул «9 мая» 47
2.3. Фрагмент «гражданская идентичность» в языковом сознании обучающихся гимназии № 11 49
Глава 3. Методический потенциал ассоциативного эксперимента 53
3.1. Проектная деятельность в школе 53
3.2. Описание школьного проекта «Ассоциативный эксперимент» 55
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 65
Исследование современного русского языка позволяет нам, как носителям этого языка, уникальную возможность самопознания - мы можем рассмотреть наше собственное состояние души и наше мировоззрение, отраженное в языке. Более того, анализируя современный русский язык, мы можем понять, какие ценности и представления преобладают в нашем обществе, какие тенденции и изменения происходят в нашем мышлении, и какому влиянию мы подвержены больше всего. Таким образом, изучение языка может помочь нам лучше понять себя, своих собратьев по языку, и мир, в котором мы живем - составить уникальный портрет нашего языкового сознания.
Одним из самых востребованных способов изучения языкового сознания является ассоциативный эксперимент. Принято считать, что проведение такого эксперимента считается более точным способом получения информации о неосознаваемом уровне языкового сознания по сравнению с лексикографическими описаниями. В ходе такого эксперимента участники получают стимулы в виде слов или фраз и отвечают первым приходящим на ум словом или фразой, что позволяет изучить ассоциации, с которыми связаны данные понятия в сознании участников.
Актуальность темы.
Гражданская идентичность - это осознание себя как части общества, принятие его ценностей, норм и правил, а также активное участие в жизни общества. Это понятие описывает чувство принадлежности к определенной социокультурной среде, стране или региону, а также готовность вкладывать усилия в общие дела и стремление к участию в гражданской жизни. По этой причине, изучение гражданской идентичности в языковом сознании молодого поколения, видится нам актуальным и востребованным в современном мире.
Ассоциативный анализ языкового сознания обучающихся гимназии № 11 напрямую свидетельствует о специфической взаимосвязи языка и предметного мира, окружающего молодое поколения. Мы можем утверждать, что слово является моделью или, если угодно, «образом» существующим в действительности, оно может быть катализатором для мышления, тем самым провоцируя разум достроить шаблон ситуации.
Аналогия, которая проведена между стимулом и реакцией, проявляется как в подобии формы и категориальных признаков, так и в сходстве их содержания. Больше всего внимания лингвисты в исследованиях ассоциативных связей уделяют именно содержательной стороне, проводя анализ семантических и синтаксических отношений между реакцией и стимулом. Кроме того, формальное уподобление в паре S - R носит столь же важную роль в функционировании и организации ассоциативной вербальной сети.
Новизна исследования. Новизна и ценность полученного в результате ассоциативного эксперимента ассоциативного словаря заключается в анализе такой единицы, как ассоциативное поле или, если коротко - АП. В качестве нового материала для анализа языкового сознания носителя определённой национальной ментальности стало использоваться ассоциативное поле - экспериментально создаваемый артефакт, оно ставится в один ряд с такими формами фиксации общенационального словаря, как академические грамматики и толковые словари.
В данной работе представлены результаты анкетирования учеников по проекту «Гражданская идентичность в языковом сознании молодого поколения Красноярского края». Исследование посвящено описанию языкового сознания обучающихся гимназии № 11, расположенной в г. Красноярск, путем анализа ассоциативных полей.
...
В ходе работы были рассмотрены основные аспекты методики проведения свободного ассоциативного эксперимента. Являясь одним из наиболее распространенных методов исследования языкового сознания, позволяет выявить особенности восприятия языковых единиц.
Свободный ассоциативный эксперимент, проведенный среди
школьников гимназии №11, показывает, что современное поколение подростков имеет свое особенное понимание мира, хотя их нельзя отделить от остальной социальной среды России, поскольку культурный код коррелируется не настолько разобщенно, исходя из исторических фундаментальных составляющих, к примеру, древних национальных традиций, особых характерных качеств и черт.
Кроме того, у каждого носителя языка за словом стоит образ, отражающий его представление, духовный мир. С помощью психолингвистических методик, в частности, в свободном ассоциативном эксперименте, мы получили данные, отражающие современное состояние языка, связи и отношения слов, и закрепленные за ними понятия.
Методика проведения свободного ассоциативного эксперимента может быть применена в школьной практике в рамках реализации проектной деятельности. Нами был предложен один из вариантов научно - исследовательского проекта, направленного на изучение языкового сознания школьников. В ходе проекта планируется изучение теоретических основ психолингвистики, проведение ассоциативного эксперимента среди обучающихся 5 - 11 классов, анализ результатов и дальнейшее представление полученных данных в форме доклада на научно-практической конференции. На наш взгляд, проект может способствовать повышению интереса школьников к изучению русского языка и культуры речи, что является важным аспектом формирования личности и развития интеллектуального потенциала молодежи.
В целом, методика проведения свободного ассоциативного эксперимента является актуальным и перспективным направлением исследования языкового сознания. Дальнейшие исследования могут быть дополнены за счет расширения выборки участников, а также применения современных технологий для проведения эксперимента, что позволит ускорить процесс сбора данных и сделать его более удобным для исследователя.
1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. 7-е изд., стереотип. М.: Русские словари, 1999. 360 с.
2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Изд. 4-е. М., 1975. 600 с.
3. Артыкбаева Ф.И. Отражение базовых ценностей в ядре ментального лексикона носителей языка и культуры: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2016. 19 с.
4. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
5. Ассоциативный словарь Приенисейской Сибири // авт.-сост.: С.П. Васильева, А.Д. Васильев, М.В. Шибаев, А.В. Кипчатова, А.Г. Тимченко, Н.Н. Бебриш. Красноярск, 2014. 258 с. (АСПС).
6. Ассоциативный словарь профессиональной группы «педагог» Красноярского края. URL: https://et2.kspu.ru/ (дата обращения 01.12.2023) - АСП.
7. Белянин В.П. Психолингвистика: учебник. М.: Флинта, 2004. 226 с.
8. Березович Е.Л. Топонимия Русского Севера:
Этнолингвистические исследования. Екатеринбург, 1998. 338 с.
9. Борисова Ю.А. Ассоциативный эксперимент в современных психолингвистических исследованиях // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, 2019. Т. 8. № 1А. С. 265-275
10. Васильев А.Д. ЖИЗНЬ в системе ценностей жителей Приенисейской Сибири // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 4.
11. Васильев А.Д. Игры в слова. Манипулятивные операции в текстах СМИ. СПб., 2013. 660 с.
12. Васильев А.Д. Историко-культурный аспект динамики слова. Красноярск, 1994. 196 с.
13. Водолажская Т. В. Идентичность гражданская // Образовательная политика, 2010. №5. С. 140-142.
14. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В.С. Магун. М.: Издательство Института социологии РАН, 2006. 327 с.
15. Залевская А.А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека: учеб. пособие / Калинин. гос. ун-т. Калинин, 1977. 83 с.
16. Залевская А.А. Психолингвистические проблемы семантики слова. Психолингвистические исследования. Избранные труды. М.: Гнозис, 2005. С. 111-112.
... всего 41 источников