Средства и способы профилактики школьной неуспеваемости младших школьников
|
Введение 3
Глава I . Теоретические подходы к изучению проблемы неуспеваемости младших школьников 6
1.1. Особенности познавательной сферы младших школьников 6
1.2. Психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости в начальных классах 13
1.3. Основные средства и способы профилактики школьной неуспеваемости в младшем школьном возрасте 22
Выводы по первой главе 28
Глава 2 . Эмпирическое исследование средств и способов профилактики школьной неуспеваемости младших школьников на примере МБОУ СОШ №3 г. Кызыла 30
2.1. Профилактика школьной неуспеваемости младших школьников в условиях массовой школы 30
2.2. Программа по развитию познавательных процессов и предупреждению школьной неуспеваемости младших школьников 41
2.3. Результативность профилактической работы по предупреждению неуспеваемости младших школьников 44
Выводы по второй главе 50
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложение 1. Методики для диагностики познавательных процессов 61
Приложение 2 Результаты методики «Заучивание 10 слов» 72
Приложение 3 Результаты методики «Корректурная проба» 73
Приложение 4 Результаты методики «Исключение липшего» 74
Приложение 5 Результаты методики «Гpaфичеcкий« диктант» 75
Приложение 6 Результаты сравнения средних значений 76
Приложение 7 1 Программа по развитию познавательных процессов 78
Глава I . Теоретические подходы к изучению проблемы неуспеваемости младших школьников 6
1.1. Особенности познавательной сферы младших школьников 6
1.2. Психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости в начальных классах 13
1.3. Основные средства и способы профилактики школьной неуспеваемости в младшем школьном возрасте 22
Выводы по первой главе 28
Глава 2 . Эмпирическое исследование средств и способов профилактики школьной неуспеваемости младших школьников на примере МБОУ СОШ №3 г. Кызыла 30
2.1. Профилактика школьной неуспеваемости младших школьников в условиях массовой школы 30
2.2. Программа по развитию познавательных процессов и предупреждению школьной неуспеваемости младших школьников 41
2.3. Результативность профилактической работы по предупреждению неуспеваемости младших школьников 44
Выводы по второй главе 50
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложение 1. Методики для диагностики познавательных процессов 61
Приложение 2 Результаты методики «Заучивание 10 слов» 72
Приложение 3 Результаты методики «Корректурная проба» 73
Приложение 4 Результаты методики «Исключение липшего» 74
Приложение 5 Результаты методики «Гpaфичеcкий« диктант» 75
Приложение 6 Результаты сравнения средних значений 76
Приложение 7 1 Программа по развитию познавательных процессов 78
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае и уметь устранить их.
Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А. Данилов, ІІ.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер,А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Ю.К. Бабанский) [18, 64].
Для предупреждения школьной неуспеваемости и ее профилактики необходимо применение ряда психолого-педагогических средств и способов.
Важно отметить, что в последнее время модернизация образования требует организации в образовательной среде профилактических мероприятий,
направленных на предупреждение школьной неуспеваемости.
Цель исследования: изучение средств и способов профилактики школьной неуспеваемости младших школьников.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические подходы к изучению проблемы неуспеваемости младших школьников;
- изучить особенности познавательной сферы младших школьников;
- выделить психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости у младших школьников;
- рассмотреть основные средства и способы профилактики школьной неуспеваемости в младшем школьном возрасте;
- изучить опыт работы ОУ по профилактике школьной неуспеваемости младших школьников;
- разработать рекомендации педагогам по совершенствованию мер предупреждения школьной неуспеваемости младших школьников.
Объект исследования: школьная неуспеваемость как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования: средства и способы профилактики школьной неуспеваемости учащихся начальных классов.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ документации);
- эмпирические (тестирование по методикам «Корректурная проба»,«Заучивание 10 слов», «Исключение лишнего», «Графический диктант»;
количественный и качественный анализ);
- статистические (t-критерий Стьюдента для зависимых выборок).
База исследования: МБОУ COIII №3 г. Кызыла.
Выборка: 2 «г» класс, всего 23 школьника.
В данном исследовании выдвигается гипотеза о том, что применяя разные средства и способы профилактической работы можно предупредить школьную неуспеваемость.
Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические и экспериментальные исследования проблемы школьной неуспеваемости М.Н. Даниловой, II.A. Менчинской, Т.А. Власовой,Н.К.Корсаковой, Ю.К. Бабанского.
Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты позволили разработать комплекс психолого-педагогических рекомендаций по устранению школьной неуспеваемости. Предложенный комплекс рекомендаций может быть использован практическими психологами, родителями и педагогами школы.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А. Данилов, ІІ.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер,А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Ю.К. Бабанский) [18, 64].
Для предупреждения школьной неуспеваемости и ее профилактики необходимо применение ряда психолого-педагогических средств и способов.
Важно отметить, что в последнее время модернизация образования требует организации в образовательной среде профилактических мероприятий,
направленных на предупреждение школьной неуспеваемости.
Цель исследования: изучение средств и способов профилактики школьной неуспеваемости младших школьников.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические подходы к изучению проблемы неуспеваемости младших школьников;
- изучить особенности познавательной сферы младших школьников;
- выделить психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости у младших школьников;
- рассмотреть основные средства и способы профилактики школьной неуспеваемости в младшем школьном возрасте;
- изучить опыт работы ОУ по профилактике школьной неуспеваемости младших школьников;
- разработать рекомендации педагогам по совершенствованию мер предупреждения школьной неуспеваемости младших школьников.
Объект исследования: школьная неуспеваемость как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования: средства и способы профилактики школьной неуспеваемости учащихся начальных классов.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ документации);
- эмпирические (тестирование по методикам «Корректурная проба»,«Заучивание 10 слов», «Исключение лишнего», «Графический диктант»;
количественный и качественный анализ);
- статистические (t-критерий Стьюдента для зависимых выборок).
База исследования: МБОУ COIII №3 г. Кызыла.
Выборка: 2 «г» класс, всего 23 школьника.
В данном исследовании выдвигается гипотеза о том, что применяя разные средства и способы профилактической работы можно предупредить школьную неуспеваемость.
Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические и экспериментальные исследования проблемы школьной неуспеваемости М.Н. Даниловой, II.A. Менчинской, Т.А. Власовой,Н.К.Корсаковой, Ю.К. Бабанского.
Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты позволили разработать комплекс психолого-педагогических рекомендаций по устранению школьной неуспеваемости. Предложенный комплекс рекомендаций может быть использован практическими психологами, родителями и педагогами школы.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Неуспеваемость можно трактовать как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы об усвоении знаний, развитии умений, формировании навыков творческой деятельности и воспитанности.
В данной работе сделана попытка показать, что применение разных средств и способов профилактики школьной неуспеваемости младших школьников является необходимой частью современного учебно-воспитательного процесса.
Зная средства и способы профилактики школьной неуспеваемости,такие как самостоятельная работа, индивидуальные беседы, дополнительные задания, встречи с родителями можно заблаговременно предупреждать ее.
Для более эффективного процесса предупреждения трудностей в учебной деятельности младшего школьника необходима интенсивная совместная работа с родителями. Младший школьный возраст является самым важным этапом привития личности к учебной деятельности. Как показал анализ психолого-педагогической литературы, ведущей деятельностью на данном возрастном этапе, является учебная деятельность. Хочется сказать, что школьная неуспеваемость проблема вполне решаемая, но требуется создание определенных условий и применение психолого-педагогических средств и способов ее предупреждения. Дополнительные занятия с неуспевающими или отстающими учащимися, применение различного рода игровых и учебных технологий на уроках и внеклассных занятиях способствуют профилактике школьной неуспеваемости. Кроме того, для предупреждения школьной неуспеваемости младших школьников необходима организация работы с родителями. В качестве основных способов профилактики неуспеваемости может выступать родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями, тематические классные часы. Общешкольные тематические профилактические мероприятия по предупреждению неуспеваемости привлекают внимание родителей к проблеме успеваемости своих детей.
Эмпирическое исследование показало, что результаты диагностики в конце I и III четверти отличаются, показатели повторной диагностики лучше,чем на первом этапе. Это дает основание полагать, что применение в учебно-воспитательном процессе средств и способов профилактики, а также программы по развитию познавательных процессов позволяет предупредить школьную неуспеваемость у младших школьников.
Таким образом, можно заключить, что поставленная цель достигнута,выдвинутая гипотеза подтвердилась.
В данной работе сделана попытка показать, что применение разных средств и способов профилактики школьной неуспеваемости младших школьников является необходимой частью современного учебно-воспитательного процесса.
Зная средства и способы профилактики школьной неуспеваемости,такие как самостоятельная работа, индивидуальные беседы, дополнительные задания, встречи с родителями можно заблаговременно предупреждать ее.
Для более эффективного процесса предупреждения трудностей в учебной деятельности младшего школьника необходима интенсивная совместная работа с родителями. Младший школьный возраст является самым важным этапом привития личности к учебной деятельности. Как показал анализ психолого-педагогической литературы, ведущей деятельностью на данном возрастном этапе, является учебная деятельность. Хочется сказать, что школьная неуспеваемость проблема вполне решаемая, но требуется создание определенных условий и применение психолого-педагогических средств и способов ее предупреждения. Дополнительные занятия с неуспевающими или отстающими учащимися, применение различного рода игровых и учебных технологий на уроках и внеклассных занятиях способствуют профилактике школьной неуспеваемости. Кроме того, для предупреждения школьной неуспеваемости младших школьников необходима организация работы с родителями. В качестве основных способов профилактики неуспеваемости может выступать родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями, тематические классные часы. Общешкольные тематические профилактические мероприятия по предупреждению неуспеваемости привлекают внимание родителей к проблеме успеваемости своих детей.
Эмпирическое исследование показало, что результаты диагностики в конце I и III четверти отличаются, показатели повторной диагностики лучше,чем на первом этапе. Это дает основание полагать, что применение в учебно-воспитательном процессе средств и способов профилактики, а также программы по развитию познавательных процессов позволяет предупредить школьную неуспеваемость у младших школьников.
Таким образом, можно заключить, что поставленная цель достигнута,выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Особенности учебной мотивации к школьному обучению младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция неуспеваемости учащихся начальной школы
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь между учебной самостоятельностью младших школьников и типом
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
У ПЯТИКЛАССНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5670 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по формированию кинетико-кинестетического
самоконтроля речи у младших школьников с дизартрией
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Информационно-коммуникативные технологии как средство коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с дизартрией в условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021 - Преодоление нарушений письма у младших школьников
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работы по формированию кинетико-кинестетического самоконтроля речи у младших школьников с дизартрией
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2022



