Введение 3
Глава I. История Манского района в послевоенный период (1945-1953 гг.) ...13
1.1. Краткая характеристика развития района с 1900 по 1945 гг 13
1.2. Население района в 1945-1953 гг 17
1.3. Развитие сельского хозяйства района после войны 24
1.4. Развитие промышленности в районе 35
1.5. Социокультурная сфера района 43
Выводы к главе 1 56
Глава II. Воспитание патриотизма у школьников на основе сведений по истории
Манского района послевоенного периода 60
2.1. Теоретические аспекты патриотического воспитания школьников 60
2.2. Исследование влияния изучения истории малой родины на воспитание
патриотизма у школьников 73
Выводы к главе II 82
Заключение 86
Список использованных источников и литературы 92
Приложения 104
Актуальность темы. Современное состояние российского общества характеризуется многочисленными проявлениями системного кризиса, охватывающего все сферы социальной, экономической и духовной жизни. По мнению таких отечественных авторов, как К.А. Альбуханова, Е.Ю. Коркова, Н.Т. Селезнева, Т.Ю. Тодышева, Е.В. Манойленко и др., тревожное расслоение, разрушение устоявшихся общественных отношений, общая социальная нестабильность, конкуренция, дисгармоничность и отсутствие уверенности в завтрашнем дне порождают неадаптивные формы социализации людей, детерминируя снижение жизнеспособности, нравственности и духовности у подрастающего поколения. Поэтому в современной концепции модернизации российского образования среди важнейших качеств, которыми должны обладать выпускники школы, названы духовность, нравственность, самостоятельность, являющиеся основными условиями жизнеспособности личности.
Одним из критериев духовности и нравственности, по мнению педагогов, является патриотизм личности, трактуемый как особое социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Патриотизм предполагает гордость всеми достижениями своей родины, в том числе ее культурой, желание сохранять её характер и особенности и идентифицировать себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с соотечественниками, стремиться защищать интересы родины и своего народа.
Одной из основных учебных дисциплин, воспитывающих патриотизм у школьников, является история России. Однако история страны становится ближе и понятнее ученикам, если общий ход исторических событий подкрепляется примерами истории малой родины. Практика убедительно свидетельствует, что такая история становится ближе и понятнее ученикам, а воспитание нравствен- 3
ности и духовности у учащихся при изучении истории малой родины становится эффективнее.
Целый ряд аспектов социальной, политической, экономической и духовной жизни деревни времен советской эпохи до недавнего времени был за пределами свободного, объективного анализа, а ее основное население — колхозное крестьянство и рабочие леспромхозов, по образному и весьма точному определению Т.Шанина, по существу продолжало оставаться для исследователей «великим незнакомцем». Оно и сейчас остается во многом «не знакомым» обществу, и требует изучения на основе современных подходов и массовых источников.
Таким образом, актуальность темы данной магистерской работы определяется, прежде всего, необходимостью повышения эффективности воспитания патриотизма как составляющей нравственности, духовности и жизнеспособности личности учащихся. Кроме того, она актуализируется возросшим за последние десятилетия научным интересом к проблемам истории повседневности как части социальной истории, выделением ее в особую отрасль исторического знания, а истории повседневности российской деревни, сибирской глубинки, в том числе, - в самостоятельное направление современной исторической науки. Изучение этого вопроса актуально с научной точки зрения потому, что сельская жизнь отражала особенности всех проходивших в стране процессов. Деревня внесла огромный вклад в послевоенное восстановление и послужила основным источником средств для модернизации страны, то есть способствовала ее подъему так же, как и победе в войне.
Актуальность исследования темы в таком ракурсе усиливается еще тем, что на сегодняшний день не существует особо значимых трудов по истории сибирской деревни на уровне локальных обществ - района или отдельного поселения, которые бы позволяли увидеть жизнь простых людей их же глазами. При этом важно подчеркнуть, что актуальность темы возрастает еще и потому, что поколение людей - очевидцев событий исследуемого периода, способных передать информацию о традиционном сельском жизненном укладе, уходит из жизни. Долг молодых поколений - успеть как можно полнее изучить с их помощью наше недавнее прошлое.
Практическая значимость исследования заключается в том, данная работа имеет большое воспитательное значение, т.к. уроки истории важны для воспитания подрастающего поколения, для взращивания в них чувства патриотизма. Кроме того, до сих пор недостаточно изучена история Манского района, фактически нет выпущенных книг по его истории. Исследование этой темы расширит возможности получения какой-либо более подробной, открытой информации о Манском районе в послевоенные годы.
...
В проведенном исследовании истории Манского района в послевоенный период (1945-1953 гг.) и её использовании в воспитании патриотизма у школьников мы установили, что в первые послевоенные годы труженикам деревни пришлось решать много сложных задач. Большую роль в развитии района сыграло восстановление численности его населения. Оно явилось главным фактором всех достижений района в послевоенный период. Наивысшего показателя (38 тысяч человек) численность жителей района достигла к середине 50-х годов.
Главным и первоочередным было восстановление хозяйства и наращивание производства продукции. Сельское хозяйство в районе развивалось, но медленно - площадь обрабатываемых сельскохозяйственных земель и поголовье скота росли в первые послевоенные годы, а потом началась стагнация. Укрупнение сельскохозяйственных предприятий не помогло подъему производства. По сравнению с европейской частью страны процесс укрупнения в Манском районе не имел большого размаха. Число колхозов и животноводческих ферм лишь немного уменьшилось, общая площадь обрабатываемой земли (по данным на 1952 и 1953 гг.) увеличилась незначительно, поголовье скота «упало».
В колхозах предпринималась попытка племенной работы по улучшению пород скота, но она осталась безуспешной, как и в растениеводстве. В районе делался упор на производство собственных семян пшеницы и овса, а производство семян кормовых культур не было развито, их закупали на стороне. Возможно, с этим связана плохая обеспеченность животноводства района кормами, что приводило к падежу скота, особенно сильному в 1951-1952 гг.
Темпы развития сельского хозяйства в районе не были стабильными. Приблизившись за первые три-четыре года по основным показателям к довоенному уровню, они впоследствии снизились. Требовался новый подход к управлению сельским хозяйством. Главный же недостаток существовавшего заключался в том, что отсутствовало должное внимание к материальному стимулиро- 86
ванию тружеников деревни, игнорировалось действие важнейших экономических факторов и законов. Животноводческую продукцию у колхозов принимали по заниженным ценам. Из-за этого же малодоходным было производство картофеля и овощей. Колхозы выращивали необходимые для государства пшеницу и овес, а производство кормов для животноводства страдало. Но, несмотря на все, сельскохозяйственное производство все-таки сделало шаг вперед, в хозяйствах обновлялись производственные мощности.
Основной отраслью экономики в Манском районе в послевоенные годы оставалась лесозаготовка. Там использовался труд заключенных, ссыльнопоселенцев и свободного населения - колхозников. Причем колхозы отправляли туда на работу всех, независимо от пола и возраста.
В лесной промышленности еще преобладал ручной труд, но уже начиналась индустриализация. Исчезала универсальная специальность «лесоруб», вместо нее вырастала армия механизаторов. Отрасль считалась в какой-то степени привилегированной. Работники леспромхозов получали более высокую зарплату по сравнению с занятыми в других отраслях народного хозяйства.
Как повсюду в стране после войны, на социальную сферу у государства почти не было средств. В районе она развивалась в основном за счет леспромхозов. Для привлечения работников они строили детсады и школы, дома культуры, больницы. Большой вклад в строительства внесли местные жители.
Медицинская сеть района, как и другие отрасли, какое-то время несла на себе отпечаток войны. Но в рассматриваемый период не только восстановилась в довоенном размере, но и расширилась. Появились новые медучреждения - санитарно-эпидемиологические станции, выросло число «родильных» коек в больницах. Однако материальная база и кадры здравоохранения, особенно в деревне, укреплялись слишком медленно.
...
1. Байрамуков Ю. Б. Экспериментальная проверка системы воспитания
учебного военного центра [Текст] : [на примере УВЦ при Сибирском федеральном университете в городе Красноярске] / Ю. Б. Байрамуков, В. А. Староверов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2015. - № 3. - С. 38-42
2. Бонкало Т И. Психологические факторы развития деструктивного
национального самосознания современной молодежи [Текст] / Т И. Бонкало, С. В. Бонкало // Инициативы XXI века. - 2015. - № 4. - С. 46-48
3. Бугров. Слово держали/«Манский колхозник» бюллетень от 12 мая 1945 г.,
с.1
4. Буковшина О. Н. Школа - центр патриотического воспитания [Текст] / О.
Н. Буковшина // Воспитание школьников. - 2016. - № 1. - С. 40-42
5. Виноходова М. В. Позитивные и негативные тенденции в ориентации
современных старшеклассников на отечество как ценность [Текст] / М. В. Виноходова // Инновации в образовании. - 2015. - № 9. - С. 62-69
6. Гасанов Н. Н. Патриотическое воспитание: от исторических уроков к
механизму реализации [Текст] / Н. Н. Гасанов, М. Г. Гасанов, М. Д. Магаррамов // Социально-гуманитарные знания. - 2016. - № 3. - С. 211228
7. Головашина О. В. Ассоциативный эксперимент для измерения
гражданской идентичности [Текст] / О. В. Головашина //
Социологические исследования. - 2015. - № 7. - С. 64-71
8. Григорьев Д. В. Педагог в пространстве общественного действия [Текст] /
Д. В. Григорьев // Народное образование. - 2015. - № 10. - С. 111-116
9. Григорьев Д. В. Политика идентичности и уклад школы [Текст] / Д. В.
Григорьев // Народное образование. - 2016. - № 2/3. - С. 147-162
10. Данилов Ф. Камарчага в 60-е годы [Текст]: исследовательская работа /Ф.
Данилов // Манская жизнь. -2015. - № 2. - С.: 12
11. Дробышева-Разумовская Л. И. Содействуя гражданско-патриотическому
единению россиян [Текст] / Л. И. Дробышева-Разумовская // Вопросы культурологии. - 2016. - № 7 (июль). - С. 6-9
12. Дубровин В. Л. Патриотизм: перспективы влияния в российском обществе
[Текст] / В. Л. Дубровин // Власть. - 2015. - № 10. - С. 128-132
13. Журавлев А. Л. Патриотизм как объект изучения психологической науки
[Текст] / А. Л. Журавлев, А. В. Юревич // Психологический журнал. - 2016. - Т 37 № 3. - С. 88-98
14. Зарецкая И. И. Социальный опыт как источник становления
патриотического сознания детей и молодежи [Текст] / И. И. Зарецкая // Воспитание школьников. - 2015. - № 6. - С. 3-8
15. Из истории Нарвинской школы [Текст] // Манская жизнь. -2011. - № 51. -
С.: 11
... всего 55 источников