ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 7
1.1. Сущностная характеристика понятия «тревожность» 7
1.2. Социально - психологическая характеристика периода ранней взрослости 13
1.3. Психологическая коррекция тревожности в период ранней взрослости 17
Выводы по Главе 1 23
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 24
2.1. Обоснование необходимости проекта программы 24
2.2. Реализация программы 34
Выводы по Главе 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
Приложение 1 51
Приложение 2 53
Изменение социально-экономических условий в современном обществе приводит к возникновению эмоционального напряжения у людей, что непосредственно влияет на их поведение. Одним из наиболее распространенных проявлений неблагоприятных эмоциональных состояний личности является повышенная тревожность.
Тревожность в период ранней взрослости представляет собой серьезную проблему для психического и психологического здоровья. Этот период характеризуется многочисленными проблемами и изменениями в жизни молодых людей, такими как получение высшего образования, начало трудовой деятельности, формирование интимных отношений и принятие на себя новых обязанностей. Следовательно, понимание и коррекция тревожности в период ранней взрослости имеет первостепенное значение для укрепления благополучия и обеспечения оптимальной психологической адаптации.
Молодые люди постепенно вступают во взрослую жизнь. Перед ними стоят множество серьезных задач, включая профессиональное и личностное самоопределение, планирование жизненного пути. Все это может привести к кризисным ситуациям, которые способствуют развитию тревожности
В обществе часто делается акцент на достижении успеха, что может оказывать сильное давление на молодых людей. Ожидания и нормы, навязанные обществом, семьей и сверстниками, могут способствовать возникновению беспокойства, страха неудачи и внутреннего напряжения.
В современном обществе тревожность становится все более распространенным психологическим состоянием. Молодые люди, находящиеся на стыке детства и зрелости, сталкиваются с множеством изменений и вызовов, которые могут вызвать тревожность и негативное воздействие на их физическое и психологическое благополучие. В свете этого возникает необходимость разработки эффективных программ коррекции тревожности, которые бы способствовали развитию здоровой психической адаптации в ранней взрослости.
Актуальность данной работы заключается в высокой распространенности тревожных расстройств в период ранней взрослости. Кроме того, тревожность в раннем взрослом возрасте ассоциируется с долгосрочными негативными последствиями, такими как повышенный риск развития хронических тревожных расстройств и других психических заболеваний. Учитывая потенциальное влияние на личную и профессиональную жизнь людей, крайне важно разработать эффективные стратегии психологической коррекции, учитывающие специфические потребности и проблемы этой возрастной группы.
Объект: тревожность в период ранней взрослости
Предмет: тревожность
Цель данной работы заключается в исследовании тревожности в период ранней взрослости и разработке программы психологической коррекции.
Задачи:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблемам проявления тревожности в период ранней взрослости.
2. Выявить и охарактеризовать уровни тревожности в период ранней взрослости.
3. Организовать эмпирическое исследование тревожности в период ранней взрослости.
4. Проанализировать результаты эмпирического исследования
5. Разработать проект программы психологической коррекции тревожности в период ранней взрослости....
Цель выполнения выпускной квалификационной работы заключалась в теоретическом исследовании проблемы тревожности в период ранней взрослости и разработке проекта программы психологической коррекции тревожности в период ранней взрослости.
В данной работе были исследованы теоретические аспекты и разработан проект программы коррекции тревожности в период ранней взрослости. В свете растущей проблемы тревожности среди молодых людей разработка такой программы представляет существенную значимость.
Были рассмотрены теоретические аспекты изучения программ коррекции тревожности в период ранней взрослости. Были проанализированы работы авторов, которые посвящены данной теме. Это позволило получить обзор существующих подходов и теорий, а также определить основные принципы и компоненты программы коррекции тревожности.
Также был представлен проект программы коррекции тревожности в период ранней взрослости. В рамках данного проекта была обоснована необходимость разработки программы и определены цели и задачи. Также было представлено основное содержание программы, включающее плана программы, психологические техники и методы, групповую работу и индивидуальное консультирование. Оценка эффективности программы также была выделена в качестве важного аспекта.
Разработка программы коррекции тревожности в период ранней взрослости имеет значительное практическое значение. Она позволит молодым людям научиться эффективно управлять своими эмоциями, снижать уровень тревожности и развивать психологическую устойчивость.
Программа может быть реализована в различных образовательных и психологических учреждениях, а также использоваться в индивидуальной работе с клиентами.
В заключение, разработка программы коррекции тревожности в период ранней взрослости является актуальной и важной задачей. Такая программа может помочь молодым людям эффективно справляться с тревожностью и развивать психологическую устойчивость, что будет способствовать их психологическому благополучию и успешной адаптации во взрослой жизни.
1. Давыдова Р.Р. Оценка уровня и характера тревожности у студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинского вуза / Р.Р. Давыдова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 5. С. 670.
2. Габдулхакова М. В. Соотношение толерантности к неопределённости, мотивации к успеху, мировосприятия и тревожности у студентов мужского и женского пола в высших учебных заведениях г. Казани / М.В. Габдулхакова // Образование и саморазвитие. 2019. Т. 14. № 1. С. 45-56
3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - М.:Просвещение, 2010. - 560 с.
4. Курденко А.Н. Прокрастинация и лень: психологическое содержание понятий / А. Н. Курденко. // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2019. №1. С. 128-135.
5. Козлов Н.И. «Самоактуализация», URL https://psychologos.ru/articles/view/samoaktualizaciya(дата обращения: 03.01.2023)
6. Мещерякова Ирина, «Тревожность: почему она возникает и как ее преодолеть?», URLhttps://careofsoul.ru/trevozhnosty-simptom-pritchin-vid-kak-preodolety-tot-nedug/ (дата обращения: 21.12.2022)
7. Алексей Дедов, «Период ранней взрослости», URL http://dedovkgu.narod.ru/porm/porm17.htm(дата обращения: 19.12.2022)
8. Константинова, О. В. Тревожность как фактор развития личности. Ученые записки Республиканского научно-методического центра развития образования, 3(64), 2020 183-188.
9. Кузнецова, Н. А., & Королева, А. В. Особенности проявления тревожности у студентов с разным уровнем самооценки. Научный вестник Лесного государственного университета, 1 (150), 2020 59-63.
10. Магомедова, С. С. Изучение психологических особенностей личности с высоким уровнем тревожности. Молодой ученый, 14(359), 2021 101- 103.
11. Мамонтов, И. В. Тревожность в период становления личности. Мир науки и практики, 2(2), 2021 75-77.23
12. Письменская, Е. В. Тревожность у студентов высшего учебного заведения: причины и способы преодоления. Известия Южного федерального университета. Технические науки, 11(207), 2021 73-79.
13. Пономарева, Е. С. Тревожность как показатель адаптации личности. Молодой ученый, 13(358), 2021 109-111.
14. Черкасова, Ю. С. Тревожность как психологическая проблема современного общества. Интеллектуальная собственность, 8(20), 2020 123¬125
15. Андреева, И.Н. Проблема тревожности в психологии / И.Н. Андреева. - М.: Издательство "Смысл", 2008....(33)