Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ III УРОВНЯ С ДИЗАРТРИЕЙ И АЛАЛИЕЙ

Работа №170869

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы108
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
1.1. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе 10
1.2. Особенности сформированности фонематического восприятия у
дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня 18
1.3. Обзор методов и приемов работы, направленных на формирование
фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня 23
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ.... 30
2.1. Организация и методики проведения констатирующего
эксперимента 30
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
2.3 Методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Приложение А. Анамнестические данные детей, принявших участие в исследовании 69
Приложение Б. Протоколы изучения сформированности
фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня
Приложение В. Рабочая программа коррекционного курса «Фонематическое восприятие»
Приложение Г. Игры и упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Актуальность проблемы и темы исследования. Современная концепция дошкольного обучения и воспитания, изменение требований к содержанию и характеру дошкольного образования, связанное с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), предопределяют необходимость
совершенствования системы обучения и всестороннего
развития дошкольников, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является речевое развитие.
Для формирования у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи большое значение имеет развитое фонематическое восприятие.
Как подчеркивают отечественные психологи, педагоги (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Р.Е Левина, Н.Х Швачкин, А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, Г.Л. Розенгард-Пупко и другие) от развития фонематического восприятия зависит формирование всей фонематической системы ребёнка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью.
По данным отечественных исследователей (В.И. Бельтюков, Е.И. Исенина, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, А.Н. Леонтьев, В.К. Орфинская, Л.Ф. Спирова, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и другие), слабая сформированность фонематического восприятия служит одной из главных причин речевых нарушений у детей, а также школьной дезадаптации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говорится о необходимости обеспечения преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования. В связи с этим формирование фонематического восприятия выделяется как одна из главных задач образования дошкольников, поскольку развитое фонематическое восприятие служит предпосылкой к овладению грамотой. Программы дошкольного образования, согласно ФГОС, должны учитывать особые образовательные потребности детей всех категорий и должны быть нацелены на коррекцию недостатков в познавательном и речевом развитии детей.
У детей с речевой патологией развитие фонематического восприятия происходит со значительным опозданием и имеет свои особенности.
Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина отмечают, что дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня испытывают трудности в овладении фонематическим восприятием. Они недостаточно дифференцируют звуки родного языка, что сказывается и на понимании речи окружающих и на развитии собственной речи. Отечественные исследователи сходятся во мнении о том, что расстройства фонематического восприятия у детей с ОНР III уровня затрудняют процесс овладения ими навыками языкового анализа и синтеза, что в свою очередь влечет за собой трудности в овладении грамотой.
На фоне общего недоразвития речи у дошкольников часто встречаются такие речевые нарушения как дизартрия и моторная алалия. В работах отечественных исследователей указывается на то, что характер речевой патологии (дизартрия, моторная алалия) может оказывать влияние на становление фонематического восприятия и выражаться в специфических особенностях его развития. Однако стоит отметить, что в логопедической литературе особенности фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня описаны недостаточно, что говорит о необходимости дальнейшего изучения данной проблемы.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучению фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи посвящены исследования Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других исследователей. Авторы отмечают, что дошкольники с ОНР III уровня испытывают трудности в овладении фонематическим восприятием. При этом характер речевой патологии (дизартрия, моторная алалия) может оказывать влияние на становление данного процесса и выражаться в специфических особенностях развития фонематического восприятия. Отечественные исследователи указывают на то, что низкий уровень сформированности фонематического восприятия у дошкольников в дальнейшем может служить причиной школьной дезадаптации.
Развитие фонематического восприятия является одной из первостепенных задач, стоящих перед логопедами в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня. В отечественной логопедии накоплен значительный опыт работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников. Но в то же время, анализ литературы показал, что существует дефицит методик и приемов работы по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с учетом не только уровня речевого недоразвития, но и особенностей детей с различной речевой патологией (дизартрией, моторной алалией). Данный факт говорит о необходимости дальнейшего изучения особенностей сформированности фонематического восприятия у дошкольников с ОНР, имеющих дизартрию и моторную алалию, что позволит спланировать логопедическую работу по формированию фонематического восприятия у этих детей.
С целью изучения особенностей сформированности фонематического восприятия у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня нами проведен констатирующий эксперимент на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 26» города Ачинска. В исследовании приняли участие 12 дошкольников 5-6 лет с логопедическим заключением «Общее недоразвитие речи 3 уровня». Среди них 6 дошкольников с дизартрией, 6 дошкольников с моторной алалией.
С целью изучения особенностей фонематического слуха у старших дошкольников с ОНР III уровня нами были использованы задания протокола логопедического обследования дошкольников 5-6 лет, разработанного А.В. Мамаевой. Изучение фонематического восприятия у дошкольников с ОНР III уровня осуществлялось с помощью заданий альбома логопедического обследования старших дошкольников и младших школьников О.Б. Иншаковой. Авторский вклад заключался в адаптации процедуры обследования с учетом особенностей дошкольников с ОНР III уровня, выявленных на подготовительном этапе констатирующего эксперимента (игровое предъявление заданий, в связи с недостаточной речевой активностью детей изучаемой категории, использование в процессе обследования физминуток, в связи с повышенной утомляемостью детей), а также разработке оценочной шкалы для количественной и качественной оценки результатов эксперимента.
...


1. Белоус, Е.Н. Особенности фонематического восприятия речи и их отражение на письме: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01/ Елена Николаевна Белоус. - Коломна, 2011. - 153 с.
2. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Педагогика, 2013. - 176 с.
3. Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуковой (фонемной) системой языка/ В.И. Бельтюков, А.Д. Салахова// Вопросы психологии. - 1975. - №5. - С. 17-31.
4. Башинская, Т.В. Как превратить неговорящего ребенка в болтуна (из опыта преодоления моторной алалии)/ Т.В. Башинская, Т.В. Пятница. - М.: Белый ветер, 2014. - 122 с.
5. Винарская, Е.Н. Дизартрия/ Е.Н. Винарская. - М.: «АСТ», 2015. - 215 с.
6. Винарская, Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи/ Е.Н. Винарская // Язык и человек - М.: Изд-во МГУ, 1970. - 55-62с.
7. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы
дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные
предпосылки освоения языка/ Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 1987.
8. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедических обследования детей с нарушениями речи. Учебно-методическое пособие/ Г.А. Волкова. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 144 с.
9. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). В 2-х томах. Том 1/ Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
10. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций/Л.С. Выготский.
- М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. - 500 с.
11. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи/ Ю.Ф. Гаркуша. - М.: Сфера, 2008. - 128 с.
12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 472 с.
13. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие/ Г.Г. Голубева. - СПб.: Союз, 2000.
14. Горчакова, А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи/ А.М. Горчакова// Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии». - Самара, СГПУ, 2013 - С.70-83.
15. Гриншпун, Б.М. Дислалия: Хрестоматия по логопедии - т.1. - М.: ВЛАДОС, 1997. - С.108-120с.
... всего 84 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ