Использование мобильных приложений в сфере иноязычного образования в процессе формирования познавательных универсальных
учебных действий на уровне основного общего образования
Введение 4
1. Результаты образовательного процесса в контексте новых
стандартов 9
1.1. Структура учебных результатов по Федеральному
государственному образовательному стандарту основного общего образования 9
1.2. Ключевые компетенции человека 21 века и их проекция на
образовательные результаты по требованиям ФГОС 12
1.3. Дескрипторы познавательной компетенции обучающегося в
теории Б. Блума 15
1.4. Технология формирования универсальных учебных действий 19
1.5. ИКТ-компетентность в современном образовании 22
Выводы по главе 1 26
2. Интеграция мобильных технологий в практику
образовательного процесса Российской
школы 27
2.1. Понятие смешанного обучения 27
2.2. Перспективы, преимущества и риски включения (ИКТ) в
образовательный процесс 30
2.3. Мобильные приложения в образовательном процессе 34
2.3.1. Использование мобильных приложений в образовании по результатам опроса 37
2.3.2. Инвентаризация цифровых приложений с возможностями формирования познавательных универсальных учебных действий 39
2.4. Из опыта использования мобильных приложений на уроке иностранного языка 48
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложение А 58
Приложение Б 61
Приложение В 68
В современном мире все большее внимание привлекают различные технологии. Широкое распространение получают различные гаджеты и устройства, которые применяются в разных научных областях. Россия не отстает от всего мира. Так, по данным доклада Всемирного банка «О глобальном финансовом развитии-2014» на 100 россиян приходилось 179 мобильных телефонов [Благовещенский, 2013]. Без сомнения за прошедший период количество пользователей услугами мобильной связи возрастает, как возрастает и качество этих пользователей. Так, все большее количество людей совершают покупки, банковские трансакции, общаются в социальных сетях, обучаются, используя мобильную связь.
С развитием интернета и информационных технологий появилось много возможностей для создания новых способов обучения, упростился процесс взаимодействия обучаемого с наставником или преподавателем, упростился поиск информации, расширились формы взаимодействия, возможности совместной проектной деятельности.
Помимо использования различных новых форм обучения при помощи интерактивных платформ, досок наиболее востребованы и популярны сейчас различные мобильные приложения, которые обладают разнообразными функциями и позволяют пользователю использовать его в полной мере. Под мобильным обучением понимается обучение с использованием мобильных и портативных устройств (телефонов, карманных компьютеров, ноутбуков и планшетов).
Портативные устройства позволили сделать процесс обучения повсеместным, доступа к информации постоянным и мгновенным. Рынок моментально отреагировал на возрастающую потребность использовать мобильные устройства в образовательных целях: появилось много различных видов приложений: специально разработанные образовательные приложения; приложения, расширяющие функционал телефона; навигаторы; приложения для развлечений, словари и т. д.
В педагогическом сообществе существует глубокий интерес к изучению возможностей использования портативных устройств в образовательный процесс. Так, были созданы международные проекты использования мобильных технологий в обучении через всю жизнь, разработаны критерии оценивания мобильных приложений для образовательных целей [Титова, 2016], описан алгоритм использования приложений для контроля и оценки образовательных результатов [Титова, Данилина, 2018], изучены возможности и пользования приложений для организации самостоятельной работы школьников [Спиридонова, Янкина, 2017], студентов.
Распространение мобильного обучения затронуло сферу иноязычного образования, в которой распространение получил новый термин “Mobile Assisted Language Learning” (MALL). В сентябре 2013 года аналитики одного из мировых лидеров в электронном обучении иностранному языку - busuu подсчитали, что среди их более чем 60- миллионой аудитории подписчиков, изучающих двенадцать языков, число мобильных пользователей превосходит тех, кто использует компьютер. Мобильным версиям обучающих программ отдают предпочтение индивидуальные покупатели, а компьютерным версиям - компании и организации. Среди лидеров по загрузке мобильных приложений с сайта busuu.com потребители из США, Германии и России.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости выявить образовательный потенциал мобильных приложений для последующей интеграции мобильного обучения в сферу иноязычного образования.
Объектом данного исследования являются приложения, предназначенные для образовательных целей.
...
Представленная работа была посвящена проблеме использования MALL-технологии (Mobile-Assisted-Language-Learning) в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий.
В процессе исследования были рассмотрены требования к образовательным результатам, описанные в ФГОС, и способы их достижения посредством включения мобильных приложений в урок иностранного языка. Был проведен анализ степени интегрированности мобильных приложений в образовательный процесс и сделан вывод о готовности обучающихся основной школы использовать мобильные приложения в качестве образовательного ресурса.
В рамках работы был проведен обзор мобильных приложений с описанием их дидактического потенциала. В качестве апробации теоретических положений в ходе педагогической практики было организовано сотрудничество учеников и учителя посредством мессенджера Whatsapp, который использовался для рассылки заданий, обмена результатами работы, то есть организации интерактивного режима взаимодействия. В процессе работы состоялось знакомство обучающихся с другими мобильными приложениями и проведена рефлексия по поводу возможности их использования в обучении.
Продолжением работы может стать организация постоянного сопровождения самостоятельной работы школьников с использованием образовательных платформ Edmodo, Googleclass Class Dojo и прочих ресурсов. Эффективность данных платформ может быть проверена при сравнении образовательных результатов двух контрольных групп, обучающихся по традиционной технологии и по MALL-технологии. Предположительно, включение элементов смешанного обучения позволит учителю сэкономить временной ресурс на уроке, развить способность учеников к самообучению и самоконтролю и формировать цифровую компетенцию, являющуюся частью коммуникативной компетенции.
1. Ахмедова А. Мобильное обучение как новая технология обучения иностранному языку//Теория и практика современной науки.
1. №5(23). С. 99-102.
2. Бабанина Е.П. Проблемы и перспективы использования икт-технологий в условиях реформирования школьного образования //Наука 2013: Итоги, Перспективы.2014. №1. С.10-17.
3. Битнер М.А., Кармазина А.С. Использование комиксов в обучении чтению//Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества: сб. науч. тр./ КГПУ им. Астафьева. Красноярск,2018. С.35-40.
4. Благовещенский А. Россия стала лидером по числу мобильников на душу населения [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/11/13/russia-mobilesite.html (дата обращения: 20.03.18).
5. Борисевич Н.А. Икт-компетентность как метапредметный образовательный результат// Информатизация образования: теория и практика.2014. C.252-254.
6. Веревкина Е. Ю., Кизогян Д. А., Фалалеева Д. А., Щербатых М. П., Яценко В. В. Новые зарубежные технологии в обучении: смешанное обучение//Современные научные исследования и разработки.2017. № 9 (17) C. 90-94.
7. Глухова Т.В., Бажанова С.В. ИКТ-Компетентность в современном образовании // Интеграция образования. № 2. 2013. С. 130-134
8. Данилина Е.К. Анализ опыта внедрения мобильных технологий для обучения иностранному языку на университетском уровне в России и за рубежом// Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 4. С. 99-104.
9. Дорожкин Е. М. Психолого-педагогические проблемы использования электронного обучения / Е. М. Дорожкин, М. Д. Щербин // Научный диалог. 2016. № 5 (53). С. 199—213.
10. Карасёва И.Д. Таксономия Блума и пути реализации смешанного обучения на уроках физики//урок рф[Электронный ресурс].НКЕ:
https://xnj 1 ahfl .xnp 1 ai/library/taksonomiya_bluma_i_puti_realizatcii_smesh annogo_obuch_093233.html(дата обращения: 20.03.18).
11. Лучшие мобильные приложения для изучения иностранных
языков [Электронный ресурса/URL:
https://hitech.mail.ru/review/best_apps_for_language_leaming/(дата обращения: 22.04.18).
12. Мобильное приложение [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мобильное_приложение(дата обращения: 15.02.18).
13. Мобильные приложения: Государство. Бизнес. ИТ:
электрон.журн. 2017. №2 [Электронный ресурс]. URL:
http://www.tadviser.ru/index.php/Статья %3AМобильные_приложения#.D0.91.D0.B5.D0.B7.D0.BE.D0.BF.D0.B0 .D1.81.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C (дата обращения: 20.03.18).
14. Нестерова И.А. ИКТ-компетентность // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru [Электронный ресурс]. URL: http://odiplom.ru/lab/ikt-kompetentnost.html (дата обращения: 18.02.18)
15. Нестерова И.А. Способы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru [Электронный ресурс]. URL: http://odiplom.ru/lab/sposob-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deistvii- na-urokah-russkogo-yazyka.html (дата обращения: 15.02.18).
... всего 42 истчоника