ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Анализ лингвистической и психолого-педагогической литературы по
вопросу речевого развития 7
1.2. Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста .... 12
1.3. Дидактическая игра и ее роль в развитии речи детей младшего
дошкольного возраста 22
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Организация исследования уровня развития компонентов речи у детей
младшего дошкольного возраста 35
2.2. Анализ результатов наличного уровня развития компонентов речи у
детей младшего дошкольного возраста 50
2.3. Создание комплекса дидактических игр и выявление динамики уровня
речевого развития детей младшего дошкольного возраста 62
Выводы по главе 2 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ 101
На сегодняшний день проблема развития речи детей является одной из актуальных, потому как уровень их речевого развития резко снижается. Об этом говорят участники Всероссийского съезда дефектологов на пленарных заседаниях последние пять лет, в котором принимают участие Министр просвещения РФ, заместитель Министра просвещения РФ, доктора педагогических и психологических наук, педагоги-дефектологи и педагоги- логопеды .
Дети, которые плохо говорят, становятся замкнутыми и молчаливыми, в связи с чем, наблюдается несоответствие их развития нормативным возрастным показателям. Поэтому, чтобы избежать таких проблем в будущем, необходимо комплексное развитие речи ребенка в благоприятный период - младшем дошкольном возрасте .
Речь детей является важнейшим фактором их полноценного развития и именно поэтому постоянно привлекает внимание многих исследователей в области детской психологии, педагогики и речевого развития, в частности, это можно увидеть в работах Л.С. Выготского, М.Р. Львова, С.Л. Рубинштейна, Е.И. Тихеевой, А.В. Запорожца, О.С. Ушаковой, М.М. Алексеевой, А.Г. Арушановой и др.
Еще в XX веке после К.Д. Ушинского Е.И. Тихеева утверждала, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы грамотной, четкой и выразительной речи .
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено содержание комплексного развития речи детей, направление работы и требования к реализации образовательной области «Речевое развитие» .
Основным принципом развития современного дошкольного образования является принцип интеграции образовательных областей.
Именно поэтому в данной работе мы предлагаем развивать речь детей младшего дошкольного возраста с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и интеграции образовательных областей посредством дидактической игры, так как игра является основным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Однако в педагогической практике существует противоречие: между тем, что в методической литературе доказано влияние дидактических игр на речевое развитие детей, но в практической работе воспитателей данный опыт используется недостаточно.
Исходя из наличия данного противоречия проблема исследования следующая: обоснование и подбор дидактических игр как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы и выявленное противоречие позволили определить тему исследования: «Комплекс дидактических игр как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить в педагогическом процессе эффективность использования комплекса дидактических игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс дидактических игр как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что созданный комплекс дидактических игр будет эффективным средством речевого развития детей младшего дошкольного возраста, если:
- отбор дидактических игр для комплекса будет произведен в соответствии с выявленными дефицитами речи;
- последовательность решения дидактических задач в играх будет связана с последовательностью развития каждого структурного компонента речи;
- в комплекс будут включены игры с разнообразными игровыми действиями.
...
Цель данной выпускной квалификационной работы состоит в разработке и апробации комплекса дидактических игр, способствующих развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
На сегодняшний день проблема развития речи детей является одной из актуальных, потому как уровень их речевого развития резко снижается. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования свидетельствует о том, что речь детей является важным фактором их полноценного развития. Для того, чтобы избежать несоответствие развития детей нормативным возрастным показателям, необходимо развивать их речь в благоприятный период - младшем дошкольном возрасте.
Для исследования уровня развития речи детей 3-4 лет, а также выявления имеющихся недостатков в их речевом развитии, были подобраны диагностические методики. Посредством данных методик изучалось развитие структурных компонентов речи детей: словарь, фонетический, грамматический строй, связность речи.
В ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по двум методикам были получены следующие результаты: 25% детей имели высокий уровень; 42% детей показали средний уровень (дети затруднялись в назывании животных и их детенышей в единственном и множественном числе, определении громкости речи, 1 ребенок не связывал слова в предложении); у 33% детей был выявлен низкий уровень (дети не смогли подобрать противоположные слова, назвать действия, связанные с движением, затруднялись в составлении короткого рассказа, определении скорости звучания речи, выделении звука в слове из ряда других слов). В экспериментальной группе у 25% детей был выявлен высокий уровень (дети затруднялись в обозначении признаков предмета, произношении сонорных и шипящих звуков); 25% детей на среднем уровне (дети затруднялись в назывании противоположных слов, животных и их детенышей в единственном и множественном числе, составлении простых и сложных предложений, составлении короткого рассказа, воспроизведении сказки (только 1 ребенок смог рассказать сказку, 1 ребенок рассказывал сказку не связно), нахождении спрятанной игрушки, произношении сонорных звуков, 1 ребенок не смог выделить слова с заданным звуком из ряда других слов); 50% детей имели низкий уровень (дети затруднялись в обобщении предметов, не заканчивали предложения по схеме, 2 ребенка не смогли воспроизвести сказку, 3 ребенка затруднялись в определении на слух громкости звучания голоса, 2 ребенка затруднялись в своих действиях при подсказывании диагностом нахождения спрятанной игрушки).
Диагностические сведения констатирующего эксперимента подтверждают, что необходима специально организованная деятельность, направленная на развитие речи детей.
Средством для развития речи детей была выбрана игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте, а именно, использование дидактических игр, направленных на развитие каждого структурного компонента речи: лексического, грамматического, фонетического строя речи и ее связности. Игра является самым простым и близким способом познания окружающей действительности .
Мы предположили, что комплекс игр будет эффективным средством развития речевого развития детей, если отбор игр будет осуществляться в соответствии с выявленными дефицитами речи, последовательность решения дидактических задач в играх будет связана с последовательностью развития каждого структурного компонента речи, а также, если в комплекс будут включены игры с разнообразными игровыми действиями.
...
1. Аббасова Л.И. Развитие фонематического слуха посредством дидактической игры в дошкольном возрасте // Аллея науки. 2019. №11. С. 63-65.
2. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. 2-е изд. М.: Просвещение, 1989. 176 с.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. 3-е изд. М.: Академия, 2000. 400 с.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. 2 -е изд. М: Мозаика-Синтез, 2005. 296 с.
5. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и дидактические материалы. 2-е изд. М.: Просвещение, 1964. 160 с.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991. 157 с.
7. Борейша О.Л., Шевцова Н.В. Повышение уровня речевого и интеллектуального развития дошкольников посредством словеснодидактических игр // Материалы IV международной научно-практической конференции «Приоритеты педагогики и современного образования» (г. Пенза, 10 декабря 2018 г.). Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 202-204.
8. Борковский В.И. Историческая грамматика русского языка. 4-е изд. М.: Ленанд, 2019. 512 с.
9. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). 4-е изд. М.: Русский язык, 2001. 719 с.
10. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. М.: Уральский государственный технический университет - УПИ, 2006. Екатеринбург. 134 с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд. М.: Лабиринт, 1999.
352 с.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961. 471 с.
13. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. 2-е изд. М.: КомКнига, 2005. 320 с.
14. Горбунова Т.В. Предупреждение задержки речевого развития детей дошкольного возраста // Филологическое образование в период детства. 2019. №11. С. 74-78.
15. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 2016. 368 с.
... всего 76 источников