ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ГРОЗЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АВИАЦИИ 6
1.1 Гроза как опасное явление для авиации 6
1.2 Стадии развития кучево-дождевого облака и возникновение в нем
грозы 7
1.3 Классификация гроз 9
ГЛАВА 2. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ АЭРОДРОМА НАЛЬЧИК, СИНОПТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И КЛИМАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 14
2.1 Физико-географическое описание района аэродрома 14
2.2 Климатическая характеристика ародрома Нальчик 15
2.3 Синоптические процессы, обуславливающие сложные условия на
аэродроме Нальчик 17
ГЛАВА 3 ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ, МЕТОДЫ ЕГО ОБРАБОТКИ,
МЕТОДЫ ПРОГНОЗА ГРОЗ 22
3.1 Характеристика исходного материала 22
3.2 Прогноз гроз методом Вайтинга 22
3.3 Расчет индексов неустойчивости 23
3.3 Прогноз гроз по методу Гидрометцентра (используемый на АМСГ
Нальчик) 25
3.4 Результаты обработки данных 33
3.5 Результаты расчета гроз по методам Вайтинга, ГМЦ и расчет индексов
неустойчивости 36
3.6 Построение матриц сопряженности и расчет критериев успешности
прогноза 38
3.7 Типовые синоптические ситуации для образования гроз на аэродроме
Нальчик 48
Заключение 55
Список использованных источников 56
В течение суток на Земле зарождается около 200 тысяч гроз, ежесекундно вспыхивает около 100 молний. Чаще грозы наблюдаются в тропиках. На суше грозы возникают наиболее часто, чем над океаном. В горах их повторяемость больше. Этому способствует нагревание воздуха от склонов гор, а затем его охлаждение при вынужденном подъеме вдоль склонов.
Грозы недолговременны, редко продолжаются более 2 ч. Они образуются при появлении электрических разрядов (молний) между облаками или поверхностью земли, которые сопровождаются громом. Грозы связаны с развитием мощных кучево-дождевых облаков, основания которых лежат на высоте 0,5-1,5 км, а вершины достигают 7-10, а иногда и 16 км. В процессе образования таких облаков важную роль играет перенос влаги восходящими потоками воздуха из нижнего слоя атмосферы вверх. Поднимаясь, воздух расширяется, охлаждается и достигает уровня, на котором находящийся в нем водяной пар конденсируется и превращается в облачные капли.
Гроза подразумевает под собой достаточно много опасных для человеческой жизнедеятельности и, в частности, авиации опасных явлений, таких как: электрические разряды, мощные восходящие (30 м/с и более) и нисходящие (15 м/с и более) вертикальные потоки, сильная турбулентность, сильное обледенение, ливни, град, шквал, сдвиг ветра, что нередко может привести к авиапроисшествиям и авиакатастрофам.
Грозы в районе Нальчика и плато Бермамыт-Эльбрус могут быть вызваны уникальными метеорологическими условиями. Термическая конвекция, возникающая из-за нагрева земной поверхности, усиливается вынужденной конвекцией вдоль горных склонов. Это приводит к образованию мощных грозовых облаков, которые затем перемещаются в предгорные и равнинные районы, где воздух более теплый и способствует дальнейшему развитию гроз. Северо-восточные и северо-западные ветры в нижних слоях атмосферы могут усиливать этот процесс, создавая благоприятные условия для возникновения гроз. Это интересный пример взаимодействия различных метеорологических факторов, влияющих на погоду в горных и прилегающих районах.
Таким образом, орография местности играет значительную роль в формировании погодных условий, особенно в предгорных районах. В районе Нальчика, из-за его расположения и окружающих его гор, грозы действительно могут быть более частыми и интенсивными. Северо-западное и юго-западное направления ветров способствуют перемещению грозовых облаков в этот район, в то время как восточная часть горизонта защищена горными хребтами, что препятствует перемещению гроз с этой стороны. Это явление ярко иллюстрирует, как местная топография может влиять на погодные процессы...
В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:
1. Максимум гроз за выбранный период - в июне. На этот месяц приходится почти половина среднегодового числа гроз - 31 гроза, чуть меньше количество гроз в августе - 20 и июле -18. Меньше всего гроз в сентябре - 8 и октябре - 1.
2. Чаще всего грозы отмечаются в период с 18 до 00 часов, после 00 часов грозовая деятельность стихает и минимум повторяемости наступает в первую половину дня с 06 до 12 часов.
3. За 3 года на аэродроме Нальчик было зафиксировано 56% фронтальных и 44% внутримассовых гроз.
4. В течение выбранного периода времени (2021-2023 гг.) наиболее часто грозы наблюдались при следующих синоптических условиях: холодный фронт с волнами - 43 случая, теплый сектор циклона - 20 случаев, фронт окклюзии - 13 случаев, ось гребня - 11 случаев, ось ложбины - 4 случая. Меньше всего было случаев грозы в малоградиентном поле повышенного давления - 9 случаев.
5. В результате анализа расчета успешности прогноза гроз по различным методам видно, что успешнее всего прогнозируются грозы по методу Вайтинга, успешность прогноза от общего количества гроз составляет 94%. Менее успешны прогнозы по расчету индекса неустойчивости Vertical Total index успешность прогноза составляет 34%.
6. В результате построения матриц сопряженности и расчета критериев успешности успешным для всех методов расчета гроз является инерционный прогноз, это связано с тем что ошибка страховка во всех матрицах велика.