Введение 7
Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у подростков 10
1.1. Понятие универсальных учебных действий в психологопедагогической литературе 10
1.2. Понятие элективного курса. Предназначение элективных курсов в
ФГОС ОО 12
1.3. Представление о здоровом питании у подростков 15
Глава 2. Формирование универсальных учебных действий у у
подростков на базе элективного курса «Организация здорового питания» ... 22
2.1. Диагностика исследования уровня сформированности
универсальных учебных действий у подростков 22
2.2. Структура и содержание элективного курса «Организация
здорового питания» 24
2.3. Влияние элективного курса «Организация здорового питания» на формирование универсальных учебных действий у подростков 34
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 41
Современная школа способствует интеграции, обобщению, осмыслению новых знаний, синхронизации их с жизненным опытом ребенка на основе формирования у него умения учиться. В современном российском обществе происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию педагогической функции школы. Приоритетной целью школьного образования является развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Здоровый образ жизни понимается прежде всего как сбалансированное питание. В своей работе мы поставили вопрос: Что нужно знать каждому о наборе необходимых продуктов? Как обрабатывать фрукты и овощи, и другие продукты? Мы предполагаем, что ответы на эти и другие вопросы поможет дать элективный курс «Организация здорового питания». Основная цель курса - мы видим в ознакомлении со свойствами важнейших органических соединений и минеральных веществ, способами их извлечения из пищи, принципами здорового питания.
В течение последних десятилетий произошли технологические изменения в способностях человека выращивать и перерабатывать продукты питания. Новые методы земледелия повысили урожайность ряда культур, а прогресс промышленности обеспечил транспортировку продовольствия внутри страны и между различными уголками мира. У современного человека шире возможности выбора пищи. Стремление людей вести здоровый образ жизни предполагает правильное отношение к питанию и физическую активность.
Таким образом, на базе элективного курса «Организация здорового питания» целесообразно формировать универсальные учебные действия. В элективные курсы, как элемент учебного плана дополняет содержание того или иного учебного предмета, что позволяет удовлетворить разнообразные познавательные интересы школьников и, в конечном итоге, способствует формированию универсальных учебных действий. Если же учащиеся посещают элективный курс, посвященный здоровому питанию, это не только развивает их универсальные учебные действия, но и положительно влияет на здоровье детей, что тоже очень важно.
Все эти факторы и определяют актуальность данной работы, которая базировалась на теоретических исследованиях таких ученых, как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Р.С.Немов, А.Г. Асмолов, Н.Ф. Талызина, С.И.Сабельникова, Г.И.Щукина и многих других.
Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий.
Предмет исследования: формирование универсальных учебных
действий на базе элективного курса «Организация здорового питания».
Цель исследования: Разработать содержание элективного курса «Организация здорового питания» как средства формирования универсальных учебных действий учащихся.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические источники по проблеме формирования универсальных учебных действий;
2. Выявить содержание и форму элективных курсов в Федеральном Г осударственном стандарте образования;
3. Выявить представление детей о здоровом питании;
4. Выявить критерии сформировнности универсальных учебных действий;
5. Разработать элективный курс «Организация здорового питания» и обозначить направление влияния на формирование универсальных учебных действий.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и
методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, диагностика, сравнение эмпирического материала, анализ полученных результатов.
Практическая значимость работы состоит в том, что изученные в данном исследовании теоретические и практические материалы и результаты проведенной нами диагностики, в перспективе могут быть использованы педагогами в качестве справочной информации и подготовки их к урокам.
Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В настоящее время, в связи с тем, что образовательные стандарты успели значительно измениться, педагогам была поставлена задача не просто транслировать свои знания и опыт подрастающему поколению, но и научить воспитанников самостоятельно находить нужную им информацию, стремиться познать что-то новое, а так же уметь плодотворно работать с полученными знаниями, регулируя, таким образом, собственную познавательную активность. овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться .
Поэтому сегодня так важно правильно сформировать у детей весь комплекс универсальных учебных действий, «научить ребенка учиться». А формирование этих действий происходит не только и не столько на уроках, сколько во время внеурочных или дополнительных (элективных) занятий. Элективные курсы призваны обеспечить вариативность внутри школы, параллели, класса, то есть индивидуализацию и актуализацию учения. Механизмом реализации этой идеи могут и должны стать элективные курсы. Количество данных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся, причем элективные курсы могут носить как прикладное, так и фундаментальное содержание, в зависимости от их направления.
Происходит это потому, что элективные занятия менее формальны, чем классический урок, в них учащимся можно работать как индивидуально, так и в парах друг с другом, оттачивая таким образом навык взаимодействия. Что касается выбора темы элективных занятий, то занятия, посвященные принципам здорового питания, в настоящее время являются чрезвычайно актуальными. Дело в том, в последние десятилетия отмечается устойчивая тенденция ухудшения состояния здоровья детей. Сложившаяся ситуация требует поиска новых стратегий, обеспечивающих снижение уровня заболеваемости и сохранения здоровья подрастающего поколения.
Подростки не умеют правильно воспринимать и использовать эту информацию, чаще всего не понимают ее предназначение. Поэтому так важно ознакомить их с основными принципами здорового питания в частности и сохранения здоровья вообще. Очень важно именно в этот период сформировать у ребенка принципы питания, которых он бы придерживался и во взрослой жизни. Поскольку от вредных привычек (мы имеем в виду, прежде всего, привычки питания), приобретенных еще в юношестве, бывает после очень трудно отказаться, они сохраняются у человека на всю жизнь. Неправильное питание опасно не только этим, оно является основной причиной избыточного веса и многих серьезных заболеваний.
Все мы знаем, что правильное питание, сбалансированный и разнообразный рацион, правильная кулинарная обработка продуктов и соблюдение санитарных норм при приготовлении пищи являются немаловажными факторами для людей всех возрастов. Но когда речь заходит о питании школьников, необходимо также учитывать особенности, присущие именно этому возрасту. Изучение основ здорового образа жизни и рационального питания в школе будет способствовать воспитанию физически и нравственно здорового поколения, развитию у учащихся чувства гармонии и красоты, способности воспринимать мир как единое целое.
...
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий: Пос. для учителя./ А.Г. Асмолов - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
2. Бершадский М.Е.Между двух стульев: цели и содержание образования /М.Е.Бершадский // Народное образование.-2012.-N 2.-С.153- 162.
3. Битянова М. Какой линейкой мерить УУД /М. Битянова //Начальная школа. Прил.к газ. ПС.-2012.-Л 3.-С.42-46.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И.
Божович.-М.:Педагогика, 1997. — М.: Просвещение,- 324 с.
5. Брунер Дж. Психология познания / Д. Брунер. - М.:
Просвещение, 1977.- 423 с.
6. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984 - 446 с.
7. Выготский Л.С. Психология познания / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1977.- 127 с.
8. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф.
Структура универсальных учебных действий и условия их формирования /Н.М.Горленко и др. //Народное образование.-2012.-N 4.-С.153-160.
Губанова Е.В., Веревко С.А. Новый стандарт: результаты, инновации, риски /Е.В.Губанова, С.А.Веревко //Народное образование.-2011.-N 5.-С.25-31.
9. Горшков А.И., Липатова О.В. Гигиена питания. - М.: Медицина, 1987. - С.20-69, 134-259.
10. Губарева Л.И., Мизирева О.М. Экология человека // М. Владос 2003
11. Давыдова Н.Н., Смирных О.В. Универсальные учебные действия: управление формированием /Н.Н.Давыдова, О.В.Смирных //Народное образование.-2012.-N 1.-С.167-175.
12. Ермолаева, М.В. Психолого-педагогическая практика в системе образования / М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, С.И. Наумова. - М.:Просвещение, 1998.- 336 с.
13. Запятая О.В. Планирование урока с целью формирования у обучающихся коммуникативных учебных действия /О.В.Запятая //Управление начальной школой.-2012.-N 5.-С.42-48.
14. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
15. Каневская Л.Я. Питание школьника. - М.: Медицина, 1989. - С.342.
... всего 35 источников