ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
КРЕАТИВНОСТИ ЛЕВОРУКИХ И ПРАВОРУКИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
Понятие креативности как предмета психологического исследования 7
Сущность понятий леворукости и праворукости как психологического
феномена 14
Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 27
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
Организация и методы исследования 36
Результаты диагностики креативности леворуких и праворуких детей
младшего школьного возраста 39
Психолого-педагогические рекомендации по развитию креативности
детей младшего школьного возраста 51
Выводы по главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
В последние годы наблюдается повышенный интерес к развитию креативности в педагогике. Актуальность ее изучения определяется теми изменениями, которые произошли в социальной ситуации. В этих условиях возросли требования к таким качествам личности, как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность. Желательно развивать свои способности, начиная с самого раннего возраста. Поэтому в школьном образовании необходимо уделять особое внимание развитию творческого, а не просто репродуктивного стиля мышления.
В современных условиях все большую популярность в обществе приобретает социально активная, яркая творческая личность. Развитие и формирование такой личности является одной из важнейших проблем психолого-педагогической теории и практики. Идея обучения, направленного на развитие творческих способностей, креативности личности, лежит в основе современного подхода к образовательному процессу.
При всем многообразии определений креативности (как способность генерировать новые идеи, отказываться от стереотипных способов мышления, способность формулировать гипотезы, генерировать новые комбинации и т. д.), ее общая характеристика заключается в том, что творчество - это способность создавать что-то новое, оригинальное.
Трудность изучения креативности заключается в том, что у разных людей и в различных сферах креативной активности комплекс переменных может включать в себя разные элементы.
Среди множества работ, посвященных изучению креативности, условно можно выделить два направления исследований. В рамках первого изучаются взаимоотношения между интеллектом и креативностью, второе составляют исследования личностных и мотивационных черт креативов.
Система школьного обучения не содержит в себе специальные меры, направленные на развитие у детей креативности, продуктивного воображения. Во-первых, педагоги не знают основ психологии креативности, особенностей ее формирования, развития, во-вторых, отсутствует методическое обеспечение для диагностики и развития креативности в образовательном процессе.
Младший школьный возраст - это именно тот возрастной период, в котором дети проявляют свои способности. В этом возрасте улучшается работа мозга и нервной системы, появляются личностные новообразования, формируется образ «Я». Именно поэтому так важно воспитывать творческую личность в этот период. Использование творческого потенциала ребенка позволит повысить эффективность его деятельности, успешность его обучения.
В современной психологии мало специалистов -теоретиков исследуют проблему развития креативности. В основном проблемами креативности занимаются исследователи Д. Гилфорд, Е. Торранс, С.А. Медник, В.Н. Дружинин, В.С. Юркевич, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др. Они исследуют феномен креативности с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения о природе креативности, ее критериев и условий развития.
Цель исследования: определить особенности креативности леворуких и праворуких детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть понятие креативности как предмета
психологического исследования;
2. Проанализировать сущность понятий леворукости и праворукости как психологического феномена;
3. Сделать психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
4. Выявить особенности креативности леворуких и праворуких детей младшего школьного возраста;
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию креативности леворуких и праворуких детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: креативность детей младшего школьного возраста.
...
Целью выполнения выпускной квалификационной работы являлось выявление креативности леворуких и праворуких младших школьников.
Анализ литературных источников по теме исследования показал, что феномен креативности активно исследуется в психологии с середины прошлого столетия. Опыт исследований креативности привел к появлению множества трактовок этого понятия, сформулированных в рамках психоаналитического, гештальтистского, инновационного, эстетического (или экспрессивного), проблемно-ориентированного направлений в психологии, а также в рамках иных психологических теорий и концепций.
Понятие креативности рассматривалось и продолжает рассматриваться учеными во взаимосвязи с понятием «творчество». При этом одними исследователями содержание этих двух категорий отождествляется, другими - дифференцируется, однако во всех случаях отмечается, что творчество, как вид деятельности, является неотъемлемым атрибутом креативности как личностного свойства.
Установлено, что на сегодняшний день является сложным многомерным явлением, которое трактуется как способность к генерированию новых идей, созданию оригинальных объектов материального и нематериального мира, структурно представленная тремя компонентами - творческим воображением, творческим мышлением и творческой активностью.
За последние годы интерес исследователей к феномену креативности очень сильно возрос. Основная причина этого - смена образовательной парадигмы со знаниевой на компетентностную. Во главу угла поставлена задача формирования у обучающихся функциональной грамотности, представляющей собой интегральное личностное свойство, обеспечивающее комплексное освоение ребенком научных знаний с возможностью их творческого преобразования и применения в жизни. Креативность выступает в качестве параметра функциональной грамотности, в силу чего вопросам развития креативности в образовательной деятельности уделяется повышенное внимание.
Разработка методических аспектов деятельности педагогов по развитию у обучающихся креативности предполагает учет самых разнообразных факторов, влияющих на процесс и результат развития креативности. К числу наиболее значимых факторов относятся возрастные закономерности развития ребенка на определенном этапе онтогенеза и особенности межполушарного взаимодействия в коре головного мозга.
На сегодняшний день установлено, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития креативности, что обусловлено, прежде всего, интенсивным созреванием и высокой пластичность центральной нервной системы ребенка. Кроме того, в младшем школьном возрасте, в связи с освоением ребенком учебной деятельности, наиболее отчетливо начинают проявляться признаки межполушарной асимметрии, в результате чего четко устанавливается отнесенность ребенка к праворуким или леворуким. Леворукие дети обладают целым рядом особенностей, проистекающих из доминирования у них правого полушария: они более эмоциональны, чем праворукие дети; обладают богатым воображением; выполнение операций, требующих аналитического подхода и логичности, вызывает у них затруднения; они быстрее решают задачи и способны предложить несколько вариантов решения одной и той же задачи и др. Таким образом, потенциал креативности у леворуких детей выше, чем у праворуких, однако развитие у них креативности требует особого подхода.
Целью эмпирического исследования креативности детей младшего школьного возраста являлась проверка гипотезы о том, что креативность леворуких и праворуких детей младшего школьного возраста существенно различается по таким параметрам, как творческое воображение, творческое мышление и творческая активность.
Для проведения исследования применялись следующие методики: тест креативности «Закончи рисунок» Е. Торренса (творческое воображение), тест дивергентного мышления Ф. Вильямса (творческое мышление), опросник креативности Дж. Джонсона (творческая активность).
Полученные в ходе исследования эмпирические данные свидетельствуют о наличии существенных различий в распределении младших школьников по уровням развития всех компонентов креативности в выборках леворуких и праворуких детей, а именно:
- по параметру «творческое воображение» высокий уровень демонстрирует почти вдвое больше леворуких детей, нежели праворуких; низкий уровень развития творческого воображения в выборке леворуких младших школьников, напротив, существенно меньше, чем в выборке праворуких младших школьников;
- младших школьников с высоким уровнем развития творческого мышления в выборке леворуких детей втрое больше, а с низким уровнем диагностируемого параметра в этой выборке вдвое меньше, чем в выборке праворуких младших школьников;
...
1. Алиева К.Р. Психология формирования творческого потенциала личности. СПб.: Речь, 2009. 145 с.
2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Сов. радио, 1979. 105 с.
3. Амбидекстрия - что это такое? Как развить амбидекстрию?
Плюсы и минусы амбидекстрии. URL: http://fb.ru/article/222206/ambidekstriya- --chto-eto-takoe-kak razvit%20ambidekstriyu-plyusyi-i-minusyi-ambidekstrii
(Дата обращения: 16.02.2021).
4. Барышева Т.А. Креативность. Опыт самопознания - технология рефлексивной самоорганизации студентов в информационной образовательной среде // Известия РГПУ имени А.И. Герцена. 2013. № 158. С. 26-36.
5. Блох М.А. Творчество в науке и технике // Российская Государственная библиотека. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008839465 (Дата обращения: 18.03.2021).
6. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 35-41.
7. Богоявленская Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М.: МИОО, 2005. 176 с.
8. Волкова О.В. Онтогенетический подход к исследованию феномена выученной беспомощности // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2013. № 6 (23). URL: http://mprj.ru (Дата обращения: 20.02.2021).
9. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. 244 с.
10. Горбачева В.В., Чобанян А.Р. Логика правшей и левшей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 2. С. 483487. URL: http://e-koncept.ru/2017/570096.htm (Дата обращения: 03.04.2021).
11. Гусова А.Д. Эти невероятные левши // Психология. Пермь, 2007. №11. С. 19-20.
12. Дорфман Л.Я. Дивергентное мышление и дивергентная
индивидуальность: ресурсы креативности // Личность, креативность,
искусство. Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2002. С. 89-120.
13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. 368 с.
14. Дружинин В.Н. Экспериментальное наследование
формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. 1994. № 4. С. 25-45.
15. Еремеева Е.В. Психолого-педагогические особенности младших
школьников и их учет при организации учебно-исследовательской деятельности с целью формирования метапредметных компетенций // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-mladshih- shkolnikov-i-ih-uchet-pri-organizatsii-uchebno-issledovatelskoy-deyatelnosti-s- tselyu (Дата обращения: 26.02.2021).
... всего 50 источников