ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЕТСКОЙ
ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ 6
1.1. Тревожность как свойство личности 6
1.2. Особенности проявления тревожности у мальчиков и девочек 10
1.3. Тревожность в старшем дошкольном возрасте 14
Выводы по Главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Описание экспериментальных групп и методик исследования 25
2.2. Результаты исследования гендерных особенностей проявления
тревожности у детей старшего дошкольного возраста 29
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по снижению
тревожности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста 34
Выводы по Главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 46
Современные ученые (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалева и др.) отмечают, что проблема детской тревожности является достаточно актуальной для практической детской психологии в наше время.
Современные дети часто проявляют тревогу и тревожность, имеют страхи. Зачастую выше перечисленные явления проявляются, даже когда ребенок находится в безопасности.
Анализируя литературу по данной теме (А.М. Прихожан, В.В. Суворов, Л.И. Божович), можно утверждать, что высокий уровень тревожности возникает в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, которые провоцируются при воздействии различных стрессов.
Существует несколько подходов в представлении тревоги: 1) тревога как социально обусловленное свойство личности, на проявление которой влияет социализация; 2) тревога как негативное эмоциональное состояние, которое возникает после трудной, угрожающей для ребенка ситуации .
Исследования показывают, что тревожность в старшем дошкольном возрасте проявляется у мальчиков и девочек по-разному. Есть предположения среди практических психологов, что существуют различия в содержании тревоги, а именно, мальчиков тревожит физическое насилие, физический ущерб во всех его проявлениях, а девочек тревожат отношения со сверстниками и с взрослыми.
В старшем дошкольном возрасте важно своевременно проводить диагностику и коррекцию высокой тревожности.
В связи с вышеперечисленными фактами, выбранная тема исследования является весьма актуальной.
Цель исследования: изучить гендерные особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: гендерные особенности проявления
тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что высокий уровень проявления тревожности в старшем дошкольном возрасте встречается чаще у мальчиков, чем у девочек, что связано с особенностями социализации мальчиков в современном обществе.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить особенности проявления тревожности в старшем дошкольном возрасте.
2. Подобрать методики и провести психологическую диагностику по выявлению уровня тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
3. Разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на профилактику и коррекцию тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: опрос, проективный метод.
Методики:
1. «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
2. «Шкала личностной тревожности» (А.М. Прихожан).
База исследования: данное исследование проводилось на базе МБОУ «Детский сад № Х общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»
Практическая значимость исследования определяется тем, что выявленные гендерные особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста, а также разработанные психолого-педагогические рекомендации могут быть использованы педагогами-психологами для редукции тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Структура и объем работы - дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, нами было выявлено, что личность с высоким уровнем тревожности склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. А.М. Прихожан считает, что тревожность «как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности»
Существуют гендерные различия проявления тревожности в определенных ситуациях. У девочек тревожность связана с другими людьми, их беспокоят отношения с окружающими, они беспокоятся по поводу возникновения ссоры или при разлучении с близкими людьми.
У мальчиков присутствует страх получения физической травмы, возникновение несчастного случая, а также страх наказания от родных или «начальников» вне семьи. Мальчики в дошкольном возрасте оценивают свои эмоциональные переживания сильнее, чем девочки.
В дошкольном возрасте тревожность возникает вследствие фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения и отражает неудовлетворенность именно этой потребности, которую можно рассматривать в этом возрасте как ведущую. В этот период тревожность еще не является собственно личностным образованием, она представляет собой функцию неблагоприятных взаимоотношений с близкими взрослыми.
Дальнейшая наша работа была направлена на изучение уровня тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Выявление особенностей проявления тревожности у детей происходило путем определения у них наличия уровня различных видов тревожности и выраженности признаков тревожности в поведении. Для получения достоверных объективных результатов о наличии уровня тревожности и выраженности признаков тревожности детей нами было использовано две диагностические методики. Для определения уровня тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста была использована методика «Выбери нужное лицо» (Тэммпл Р., Амен В., Дорки М.). Методика показала, что 25% мальчиков имеет низкий уровень тревожности, средний уровень тревожности обнаружен у 33% детей, а высокий уровень тревожности присущ 42% мальчиков. Что касается девочек, то у них диагностика показала следующие результаты: низкий уровень тревожности отсутствует (0%), средний уровень присущ 75% девочек, а высокий уровень имеют 25% девочек. Что касается высокого уровня тревожности у девочек и мальчиков, то сделать вывод о том, что высокий уровень тревожности у мальчиков встречается чаще (42%), чем у девочек (25%) случаев.
Для выявления преобладающего вида и уровня развития тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста использовалась также методика «Шкала тревожности ребенка» (Прихожан А.М.), Данная методика позволила выявить ситуации, области действительности, являющиеся для ребенка старшего дошкольного возраста основными причинами тревожности.
По результатам диагностики учебной тревожности было выявлено, что у мальчиков и девочек преобладает средний уровень учебной тревожности (у мальчиков 67%, у девочек 58%).
Результаты диагностики самооценочной тревожности показали, что у мальчиков и девочек преобладает средний уровень самооценочной тревожности (у мальчиков 75%, у девочек 83%). Что касается высокой самооценочной тревожности, то мальчики и девочки в равной степени (по 17% случаев), это может говорить о том, что дети испытывают конфликт между уровнем притязаний и субъективной оценкой себя.
...
1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПБ.: Союз, 2004. 320 с.
2. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учеб. для студентов вузов. Изд 6-е., перераб. и доп. М : Академический Проект, 2001. 480 с.
3. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника [Электронный ресурс]/ М.К. Апетян// Молодой ученый. 2014. №14. С. 243-244. https://moluch.ni/archive/73/l 2457/(дата обращения: 10.05.2018).
4. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции/ Н. Аркелов, Н. Шишкова // Вестник МУ, сер. Психология. 2011, № 1. С. 18.
5. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ, 2008. 98с.
6. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. 431 с.
7. Берн Ш. Гендерная психология. СПБ.: Прайм-Еврознак, 2013. 296 с.
8. Богданович В.И. Психокоррекция в повседневной жизни. СПБ., 1999. 431 с.
9. Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. / под ред. И. С. Клециной. СПб: Питер, 2009. 496 с.
10. Горюнова В.Е. Особенности профилактики школьной дезадаптации младших школьников [Электронный ресурс] / В.Е. Горюнова. - http://psv.bobrodobro.ru/22378 (дата обращения 30.01.18).
11. Груздева О.В. Детская практическая психология. Сборник методических и справочных материалов. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. 232с.
12. Детская практическая психология: Учебник / под ред. Проф. Т. Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2000. 255 с.
13. Дубовик Е.Ю. Тревожность у детей дошкольного возраста: учебное пособие по спецкурсу по психологии «Тревожность дошкольника» - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун -т им. В. П. Астафьева, 2006. 100с.
14. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов [Учебник]/О.Ю. Ермолаев - 2-е изд. испр. М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта. 2003. 336 с.
15. Жулина Г.Н., Васькина В.С. Взаимосвязь учебной мотивации и
школьной тревожности в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] /Г.Н. Жулина, В.С. Васькина // Таврический научный обозреватель. 2016. №2 (7). URL:https://cyberlenmka.ru/article/n/vzaimosvyaz-uchebnoy-motivatsii-i-
shkolnoy-trevozhnosti-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 05.05.2018).
.... всего 40 источников