ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА 7
1.1. Профессиональная компетентность педагогов дошкольных
образовательных организаций с позиции введения профессионального
стандарта педагогов 7
1.2. Характеристика коммуникативной компетентности педагогов
дошкольных образовательных организаций 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ результатов 38
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию
коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
Система Российского образования на современном этапе развития претерпевает существенные изменения, связанные, прежде всего, со сменой образовательных парадигм, переходом со знаниевого уровня на компетентностный. Реализация компетентностного подхода, в свою очередь, осуществляется посредством таких явлений как: введение федеральных государственных требований в дошкольное образование, а также начального, среднего и высшего профессионального образования, развитие региональных систем оценки качества образования. Эффективность и одновременно безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его психологической готовности строить компетентные, психологически целесообразные взаимоотношения с ребенком в контексте воспитательного и образовательного процесса. Поэтому требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, возрастают.
Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам коммуникативной компетентности.
В современной психолого-педагогической построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения. Успешность формирования конструктивных моделей поведения определяется способностью педагога находить и реализовывать действенный способ коммуникативного решения задач воспитания.
Значимость коммуникативной компетентности как важной характеристики педагога дошкольного учреждения декларируется сегодня на нормативном, научно-теоретическом и методическом уровне. На сегодняшний день накоплен достаточный теоретический и эмпирический материал как в отечественной психологии (JI.A. Петровская, М.И. Лукьянова, Ю.Н. Емельянов, С.В. Кондратьева, Т.Н. Щербакова), так и в зарубежной психологии (Дж. Равен, Р. Селман, Г.А. Шредер).
В данных исследованиях отражена характеристика коммуникативной компетентности, выявлена структура, механизмы и факторы его развития, но область проблематики профессиональной коммуникативной компетентности работающих с детьми дошкольного возраста педагогов недостаточно изучена.
В психологии традиционно подчеркивается роль конструктивного общения со взрослыми в становлении личности дошкольника и оптимизации его психического развития (А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, B.C. Петровский и др.), но само пространство общения, в котором происходит развитие ребенка, включающее безопасность и позитивность в плане поддержки конструктивных преобразований в его психике, определяется уровнем коммуникативной компетентности педагога.
Стандартизация дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь педагогу дошкольного образования в решении новых стоящих перед ним проблем.
Профессиональный стандарт дошкольного образования выдвигает требования к личностным качествам педагога, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как, готовность, учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей здоровья.
Профессиональный стандарт педагога (воспитателя) отражает квалификационные характеристики, которые предусматривают трудовые функции: трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания. Следовательно, введение профессионального стандарта дошкольного образования потребует существенных изменений в системе повышения квалификации и подготовки самих педагогов.
Все вышесказанное позволяет выделить следующие противоречия:
- с одной стороны, требования профессионального стандарта дошкольных образовательных организаций требует от педагогов профессионально значимых компетенций, с другой - трудности в преодолении сложившихся стереотипов в методах, формах и технологиях работы с детьми;
- с одной стороны потребность дошкольных образовательных организаций в квалифицированных кадрах, способных быстро реагировать на происходящие изменения, с другой - низкая мотивация выпускников к будущей профессиональной деятельности.
...
В настоящее время в системе образования России фиксируется компетентностный подход, в результате чего меняются и условия деятельности (в частности, происходит широкое распространение инновационных образовательных технологий). Это требует от педагога активности, самостоятельности, инициативности, умения принимать сложные решения и ответственность за них. В связи с этим возникает необходимость изучения особенностей коммуникативной компетентности педагога.
В ходе выполнения диссертационной работы были решены все задачи. Решение первой задачи позволило сделать выводы на основе анализа литературы по проблеме развития коммуникативной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации. Обобщив имеющиеся научные разработки по проблеме коммуникативной компетентности, можно констатировать, что коммуникативная компетентность - это система знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющая строить эффективное общение в соответствии с целями и условиями профессионального и межличностного взаимодействия.
Коммуникативная компетентность является одним из
фундаментальных качеств в работе педагогов; коммуникативные знания, умения, навыки обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в их профессиональной деятельности.
Развитие коммуникативной компетентности предполагает на первом этапе формирование определенного уровня социально-перцептивных умений. Наилучший обучающий эффект, по мнению педагогов, педагогов- психологов имеют тренинги, игры, упражнения на снятие эмоционального напряжения, барьеров в общении, распознавания эмоций, навыков вербального и невербального общения, конструктивного разрешения конфликтов, рефлексивных навыков.
В рамках решения задач исследования была проведена диагностика коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций, определен уровень развития коммуникативной компетентности, разработан комплекс тренинговых упражнений, игр по формированию коммуникативных умений, обучающих семинаров. Предполагается, что формирование коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций может происходить эффективно при соблюдении комплекса педагогических условий:
- развитие у педагога определенных личностных коммуникативных качеств (доброжелательности, эмпатии, толерантности, коммуникабельности, рефлексии);
- профессионально значимых коммуникативных качеств (владение нормами литературного языка, культуры речи; знание формул речевого этикета).
С этой целью были предложен комплекс тренинговых упражнений, включающий моделирование ситуаций, групповую дискуссию, ролевые игры; комплекс обучающих семинаров, включающий дискуссии на тему: «Какой педагог нам нужен?», «Инновации, нововведения, новшества в деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций».
Проверка эффективности программ развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций не входила в цели и задачи исследования.
Выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, не претендуют на окончательное решение рассматриваемой проблемы. Её разработка может быть продолжена в аспекте изучения инновационных форм и методов, условий организации обучения специалистов дошкольного профиля.
1. Асаева И.Н. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в системе повышения квалификации. Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2008. № 5. С. 6067.
2. Байбанова Ф.А. Развитие профессиональной компетентности дошкольного педагога в условиях последипломного образования. Ставрополь: Северо-Кавказский гос. технич. ун-т, 2005. 46 с.
3. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 285 с.
4. Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность: аспекты
формирования. М.: Московский психолого-социальный институт,
Федеральный институт развития образования. 2005. 82 с.
5. Боброва М.П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности: автореф. дис. канд.пед.наук. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. 93 с.
6. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. М.: Педагогика, 2003. № 10. С. 8-14.
7. Бондаревская Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций. М.: Педагогика, 2004. 31 с.
8. Борисова Н.В. Конструирование деловой игры. Новые методы и средства обучения. М.: Педагогика, 2010. 18 с.
9. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М.: Академия педагогических наук, 1979. 704 с.
10. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием. М.: Просвещение, 1999. 353 с.
11. Виноградова И.А. Коммуникативная компетентность в социализации личности. Н.Новгород: Издательство НИСОЦ, 2002. 8 с.
12. Деятельность органов управления образованием, руководителей дошкольных образовательных учреждений по организации, содержанию и методическому обеспечению образования детей старшего дошкольного возраста: матер. Всероссийского совещания // Дошкольное воспитание. 2007. № 8. 127 с.
13. Ермолаева М.Г. Разработка образовательных программ в системе повышения квалификации педагогов. М.: Педагогика, 2005. № 7. С. 55-59.
14. Загвоздкин В.К. Реформирование преподавания и обучения на основе компетентностного подхода. На материалах немецких источников // Компетентностный подход, как способ достижения нового качества образования. М.: ИЦ Академия, 2003. С. 184-198.
15. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: ИЦ Академия, 2003. 280 с.
... всего 46 истчоников