Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ И СТРАХОВ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ 8
1.1. Родительское отношение к часто болеющим детям: понятие, виды,
факторы, показатели. Специфика материнского отношения 8
1.2.Особенности эмоционального развития детей 4-5 лет, специфика
переживания ими страхов 18
1.3. Часто болеющие дети: особенности психосоциального развития 24
Вывод по Главе 1 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ И СТРАХОВ ЧАСТО БОЛЕЮЩЕГО РЕБЕНКА 4-5 ЛЕТ 38
2.1.Организация исследования 38
2.1. Анализ результатов исследования 49
2.2. Методические рекомендации педагогам по снежению страхов
болеющих детей в возрасте 4-5 лет 77
Выводы по Главе 2 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 100
Приложения
Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную. В результате во многих случаях можно говорить не об одной эмоции страха или тревожности, а о целом их комплексе, который охватывает сознание ребенка практически целиком и тем самым предопределяет его поведение и деятельность, зачастую весьма неэффективно.
Страх и тревожность являются наиболее опасными из всех эмоций. Обширные области исследования, посвящённые страху и тревожности, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этих важных эмоций. Литературы по данной проблеме разработано немного, но она свидетельствует о том, что изучение страхов и тревожности у дошкольников и учащихся младших классов весьма актуальна.
Проблема страхов мало используется в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
Проблемой страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста занимались многие учёные. Безруких М.М. и Ефимова С.П. указывают на большой вклад Боулби в обозначение причин детских страхов, а так же на заслуги Рэчмена, согласно концепции которого, события или ситуации, которые вызывают так же боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Черясворт предложил перечень индикаторов страха. Много методов и приёмов для снятия тревожности младших школьников разработано у А.М. Прихожан.
Актуальность темы не вызывает сомнений, и определяется широкой распространенностью эмоциональных комплексов, среди дошкольников и младших школьников. Они являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств, и с помощью психолого-педагогического исследования детского страха, возможно проведение его коррекции
A. В. Ковалев.
Родители по-разному реагируют на болезнь ребенка. Обычно отцы не склонны драматизировать ситуацию, в то время как матери часто впадают в депрессию, испытывают чувство вины. Поэтому у матерей, как правило, проявляется больше психических симптомов в связи с болезнью ребенка, чем у отцов. Многое говорит о том, что модель реакции родителей непосредственно сказывается на психологической адаптации ребенка.
Большинство исследований показывает, что появление у ребенка хронического заболевания может повлиять на функцию семьи, особенно в случаях с болезнями, которые трудно поддаются лечению, например нестабильно протекающий диабет, тяжелая астма или рак. Обычно отношения в семье ухудшаются.
Как больному ребенку, так и его родителям, особенно в период стресса, необходима связь с обществом. Обычно она ухудшается, когда ребенок заболевает. Зачастую это связано с психическими проблемами семьи, особенно при болезнях, вызывающих социальные ограничения, например муковис-цидозе, тяжелой аллергии или ревматоидном артрите.
Во время болезни родители нередко забывают о других своих детях. В то же время у них, даже если нет очевидных психических симптомов, часто наблюдаются низкая самооценка, беспокойство и неуверенность
B. Л. Рубинштейн.
...
В нашем исследовании мы рассмотрели проблему часто болеющих детей. Особую категорию таких детей составляют часто болеющие дети дошкольного возраста. Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. Важной особенностью эмоционального развития является тесная связанность с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений. В начале своей жизни ребенок опасается всего нового. Он одушевляет предметы, верит в реальность сказочных персонажей и героев мультфильмов. Психологи выявили, что очень часто причиной возникновения страха у ребенка выступают именно взрослые люди. Порой родители излишне эмоционально предупреждают ребенка о грозящей ему опасности.
Зачастую ребенок напуган не столько самой ситуаций, сколько реакцией на нее со стороны взрослого человека. Он различает тревожные нотки в голосе, ему передается волнение. Трудность диагностики у детей дошкольного возраста заключается в том, что они не говорят о своих страхах. Их наличие родители могут заметить по поведению ребенка: нервозности; капризности; беспокойному сну; некоторым привычкам.
Когда мы употребляем термин «часто болеющий ребенок», речь не идет о диагнозе, так как практикующий врач имеет дело с клинически здоровым ребенком, который периодически болен по причине временных отклонений в защитных системах организма и не имеет стойких органических нарушений в них. Социальный фактор в современных психологических исследованиях рассматривается как совокупность общественной среды, микросреды (семья, сверстники, образовательное учреждение), природной среды и экологии. В данном случае важно, что «неправильно решение проблемы среды и ее роли..., когда среда рассматривается как нечто внешнее по отношению к ребенку, как обстановка развития, как совокупность объективных, безотносительно к ребенку существующих и влияющих на него самим фактом своего существования условий. Следовательно, анализируя социальную ситуацию развития ребенка и особенности его психического развития в ситуации болезни, мы можем определить факторы социальной среды, детерминирующие развитие личности больного ребенка. Особый, качественно иной характер развития личности часто болеющего ребенка обусловлен также и его личностными особенностями, которые во многом тесно связаны с характером взаимоотношений ребенка с родителями, его субъективными знаниями и отношением к здоровью, а не только объективной тяжестью заболевания.
Родители по-разному реагируют на болезнь ребенка. Обычно отцы не склонны драматизировать ситуацию, в то время как матери часто впадают в депрессию, испытывают чувство вины. Поэтому у матерей, как правило, проявляется больше психических симптомов в связи с болезнью ребенка, чем у отцов. Многое говорит о том, что модель реакции родителей непосредственно сказывается на психологической адаптации ребенка.
Большинство исследований показывает, что появление у ребенка хронического заболевания может повлиять на функцию семьи, особенно в случаях с болезнями, которые трудно поддаются лечению, например нестабильно протекающий диабет, тяжелая астма или рак. Обычно отношения в семье ухудшаются.
Как больному ребенку, так и его родителям, особенно в период стресса, необходима связь с обществом. Обычно она ухудшается, когда ребенок заболевает. Зачастую это связано с психическими проблемами семьи, особенно при болезнях, вызывающих социальные ограничения, например муковис-цидозе, тяжелой аллергии или ревматоидном артрите.
Во время болезни родители нередко забывают о других своих детях. В то же время у них, даже если нет очевидных психических симптомов, часто наблюдаются низкая самооценка, беспокойство и неуверенность.
...
1. Авдеева Н.Н. Особенности материнского отношения и привязанность ребенка к матери // Психологическая наука и образование.2006. № 2. С. 82-92.
2. АраканцеваТ.А. Гендерные аспекты детско-родительских отношений: учебное пособие. М.: МПСИ, 2006. 57 с.
3. Альбицкий В.Ю. Часто болеющие дети: клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов, 1986. 183 с.
4. Андреева Е.И. Патогенетические основы врачебной тактики оздоровления часто болеющих детей, посещающих дошкольные учреждения // Педиатрия. 1990. № 9. С. 63-67.
5. Арина Г.А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья. - 1995. Т.2, № 3. С. 116-125.
6. Баранов А.А. Организация оздоровления часто болеющих детей в яслях-садах// Вопросы охраны материнства и детства. 1986. № 8. С. 65-67.
7. Бассин Ф.В. О современном подходе к проблеме психологических факторов болезни // Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней: Тез.докл. науч. - практ. конф. М., 1972. С. 25-33.
8. Бутенко Н.И. От формирования гигиенической и физической культуры к формированию здорового образа жизни // Здоровый ребенок - в здоровом социуме. М., Ставрополь, 1999. 320 с.
9. Варга А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Серия «Психология». 1985. №4. С.32-37.
10. Веселов Н.Г. Принципы организации и система оздоровления часто болеющих детей в условиях детских дошкольных учреждений. Л.: 1990. 55 с.
11. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение // Психология личности. Тексты. М.: Педагогика, 1982. Т. 5.
12. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 2010. 144 с.
13. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 2016. 136 с.
14. Детские невротические страхи, их диагностика и коррекция / Сост. Нелюбова Т.В., Гришпун И.Б. М.: Международная педагогическая академия, 2013. 188 с.
15. Журков Е. Г. Состояние здоровья детей, посещающих дошкольные учреждения. М., 1991. 158 с.
... всего 49 истчоников