Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мониторинг сформированное™ навыков определения места звука в слове у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в интерактивной среде

Работа №170816

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы67
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы мониторинга сформированности навыков звукового анализа у обучающихся с общим недоразвитием речи III-IV уровней 8
1.1. Исследование существующих подходов к мониторингу
образовательных достижений обучающихся с общим недоразвитием речи 8
1.2. Клинико-психолого-педагогические особенности детей с общим
недоразвитием речи и их влияние на оценивание образовательных достижений обучающихся 19
1.3. Специфика формирования навыков звукового анализа и их учет
при проведении мониторинга 25
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Описание проекта «Монитоинг сформированности навыков определения места звука в слове у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи в интерактивной среде» 31
2.1. Паспорт и жизненный цикл проекта 31
2.2. Подготовительный этап 35
2.3. Разработческий этап 39
2.4. Этап апробации 43
2.5. Результативно-оценочный этап 50
Выводы по 2 главе 55
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложения 63

Актуальность. В современном мире дистанционное обучение становится довольно популярным и эффективным способом контроля образовательных достижений.
В дистанционном формате можно проводить различные виды мониторинга, в том числе и логопедические. Для современных детей такой формат является наиболее интересным, удобным и быстрым способом взаимодействия с педагогом. Для специалистов, в свою очередь, использование компьютерных технологий существенно экономит время на обработку результатов. Проведение логопедического мониторинга в детских садах и центрах психолого-медико-социальной помощи в интерактивном формате помогает отслеживать динамику речевого и познавательного развития старших дошкольников и определять уровень их подготовки к школе.
Основным элементом обучения грамоте является способность к звуковому анализу (умению определять первый и последний звук в слове, наличие и местоположение звука в слове, количество и последовательность звуков в слове и т.д.). Однако для детей с общим недоразвитием речи этот навык требует тщательной пропедевтической работы над каждым этапом его формирования.
В исследовательской лаборатории Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева «Международный институт мониторинга достижений обучающихся со значительными ограничениями» были проведены исследования на тему мониторинга формирования навыков звукового анализа, в результате которых были разработаны и апробированы задания для определения первого и последнего звуков в слове для работы с младшими школьниками с умственной отсталостью на бумажном носителе, а также задания для мониторинга сформированности умения определять первые и последние звуки в слове в интерактивной среде при работе со младшими школьниками с умственной отсталостью. Также были составлены и апробированы наборы заданий, структурированные по уровням сложности, для мониторинга сформированности навыков последовательного языкового анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи в интерактивной среде (Е.Е. Куйдина, Е.А. Зайцева, В.В. Волкова, Ю.В. Солопова, Н.В. Курлыкова).
Однако, мы не обнаружили специальных методов для определения такого важного элемента звукового анализа, как местоположение звука в слове в интерактивной среде, что подтверждает актуальность создания нового способа мониторинга, а именно определения требований к содержанию и процедуре мониторинга формирования умения определять место звука в слове у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III, III-IV, IV уровней в интерактивной среде.
Проектная идея: использование наборов заданий для мониторинга формирования умения определять место звука в слове у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III, III-IV, IV уровней в интерактивной среде, разработанных с учетом ряда требований (общих, модифицированных и узкоспециализированных), обеспечитполучение надежных, валидных и чувствительных к изменениям данных.
Объектом исследования образовательный мониторинг достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Предметом исследования является содержание и процедура мониторинга формирования навыков определения местоположения звука в слове у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель проектной дипломной работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать набор общих, модифицированных и узкоспециализированных требований к заданиям для мониторинга формирования умения определять место звука в слове у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III, III-IV, IV уровней в интерактивной среде, обеспечивающих получение надежных, валидных и чувствительных к изменениям данных.
Цель проектной дипломной работы достигается путем решения следующих задач:
1. Изучить современное состояние проблемы образовательного мониторинга достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в педагогической, психолого-педагогической и логопедической литературе.
2. Провести предпроектное исследование проблемы нарушений звукового анализа и мониторинга его формирования в организациях, на базе которых реализовывался проект.
3.Определить общие и модифицированные требования русскоязычного варианта технологии general outcome measurements (далее - GOMs) и составить узкоспециализированные требования для мониторинга формирования навыков определения местоположения звука в слове.
4. Составить и апробировать набор заданий с учетом предложенных нами требований в интерактивной среде.
5.Определить надежность, валидность и чувствительность к изменениям набора заданий, составленного с учетом предложенных нами требований.
Целевая аудитория: учителя-логопеды, работающие над формированием навыков звукового анализа у старших дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи III, III-IV, IV уровней в центрах психолого-медико­социального сопровождения и в дошкольных образовательных организациях.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами проекта:
1. Теоретические: анализ научно-методической и психолого­педагогической литературы по проблемам мониторинга и формирования навыков звукового анализа.
2. Эмпирические: изучение психолого-педагогической и логопедической документации; беседы с педагогами; наблюдение; индивидуальный педагогический эксперимент.
3. Интерпретационные: количественно-качественный анализ, статистические методы обработки данных (Тест знаков Критерий Уилкоксона, метод ранговой корреляции Спирмена).
Аннотация проекта
Проект направлен на разработку и апробацию общих, модифицированных и узкоспециализированных требований технологии GOMs к набору заданий для мониторинга формирования умения определять место звука в слове у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III, III-IV, IV уровней в интерактивной среде, обеспечивающих получение надежных, валидных и чувствительных к изменениям данных.
Для предпроектного исследования (подготовительного этапа) выделены следующие вопросы:
1. Изучение контингента старших дошкольников с общим недоразвитием речи III, III-IV, IV уровней в конкретной образовательной организации.
2. Изучение существующих методов мониторинга звукового анализа у старших дошкольников в конкретных образовательных организациях.
Механизм реализации проекта
1. Определение общих и модифицированных требований для разработки набора заданий;
2. Разработка узкоспециализированных требований, которые будут заложены в набор заданий:
3. Составление набора задний в соответствии с требованиями и размещение наборов заданий в интерактивной среде.
5. Апробация и анализ результатов апробации.
Структура исследования: работа состоит из двух глав, введения, выводов по 1 и 2 главе, заключения, списка литературы и приложения.
Ожидаемые результаты: использование в процессе мониторинга наборов заданий, разработанных с учетом предложенных нами требований, обеспечат получение надежных, валидных и чувствительных к изменениям данных.
Методы оценки:
Для определения надежности - сравнение результатов двух включений в интерактивной среде в близкий временной промежуток;
Для определения валидности - сравнение и сопоставление результатов показа ответов в интерактивной среде с результатами устных ответов;
Для определения чувствительности к изменениям - сравнение результатов первичного и итогового мониторинга.
Перспектива дальнейшего развития проекта: перемещение набора заданий» для мониторинга сформированности навыков определения местоположения звука в слове у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III, III-IV, IV уровней из Авторского показателя в общий доступ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель нашей выпускной квалификационной работы заключалась в теоретическом обосновании, разработке и апробации набора общих, модифицированных и узкоспециализированных требований к заданиям для мониторинга формирования умения определять место звука в слове у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Ш, III-IV, IV уровней в интерактивной среде, обеспечивающие получение надежных, валидных и чувствительных к изменениям данных.
В начале исследования нами была проанализирована педагогическая и логопедическая литература о существующих методах проведения диагностического мониторинга, об этапах становления звукового анализа и о клинико-педагогических особенностях детей с общим недоразвитием речи, имеющих инвалидность. Таким образом, мы подтвердили актуальность разработки интерактивного набора заданий на исследование навыков звукового анализа (а именно навыка определения местоположения звука в слове), оптимизирующего временные затраты и имеющего возможность использования на удалённых расстояниях, который позволил бы отслеживать достижения обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей.
После анализа теоретической части нашей работы, мы провели предпроектное исследование проблемы нарушений звукового анализа и мониторинга его формирования в организациях, на базе которых реализовывался проект, после чего приступили к разработке требований к набору заданий в интерактивной среде «Говорящие уроки», где:
• определили общие и модифицированные требования технологии GOMs, которые легли основу разработки нашего набора заданий;
• составили и разработали узкоспециализированные требования, применимые конкретно к нашему набору заданий на определение сформированности навыков определять место звука в слове в интерактивной среде;
Завершив разработку требований к набору заданий для мониторингаформирования умения определять место звука в слове, мы провели апробацию на двух образовательных площадках, являющимися базами для реализации проекта. В апробации приняли участие 26 респондентов старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи III, III-IV, IV уровней. В рамках апробации нашего интерактивного набора заданий нами была проведена первичная диагностика сформированности навыков определять место звука в слове, мониторинг результатов, полученных в близкий временной промежуток, а также проведение итоговой диагностики.
Помимо апробации интерактивного набора заданий, нами дополнительно была проведена диагностика с использованием устно-речевого метода для сопостовления с результатами, полученными в интерактивной среде для определения валидности набора заданий, разработанного с учетом общих, модифицированных требований технологии GOMs и узкоспециализированных требований, заложенных нами конкретно для определения сформированности навыков определения места звука в слове и для конкретной нозологии- старших дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи III, III-IV, IV уровней.
Апробировав задания и собрав необходимые данные, при помощи программного пакета «Statistica 10» с использованием непараметрических статистических критериев (теста знаков и критерия Уилкоксона), мы провели сравнение полученных результатов, которое позволило судить нам о надежности, валидности и чувствительности к изменениям нашего интерактивного набора заданий, при разработке которого были определены общие и модифицированные требования русскоязычного варианта технологии GOMs, а также составлены узкоспециализированные требования для мониторинга формирования навыков определения местоположения звука в слове.


1. Александрова И.И. Нарушение коммуникативного развития у детей с общим недоразвитием речи //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №. 3-6. - С.6-8.
2. Алтухова Т.А. и др. Результаты изучения звуковой аналитико­синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями средств общения //Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2019. - №. 2 (50). - С. 132-142.
3. Аржанова О.В., Медведева Е.Ю. Нарушения фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи //Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№. 71-2. - С. 26-29.
4. Бекоева М.И. Принципы и этапы реализации педагогической диагностики // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №. 1-1. - С. 1055­1055.
5. Бикеева Т.В. Сущность и значение педагогической диагностики // Педагогика сегодня: проблемы и решения. - 2019. - С. 32-34.
6. Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты : Учебное пособие. Владивосток : Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 150 с.
7. Васильева С.П., Сокольникова Ф.М. Мониторинг дошкольного образования // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2015. - №. 1. -С. 74-75.
8. Волкова В.В. Мониторинг сформированности навыков последовательного звукового анализа у обучающихся 1-2-х классов с общим недоразвитием речи III-IV уровней. Выпускная квалификационная работа. URL: https://elib.kspu.ru/document/72023 (Дата обращения 24.12.2023).
9. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий //М.: Просвещение. - 2013.
10. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных
11. занятий I-II периода обучения в старшей логогруппе. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 128 с. -(Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
12. Грибова О.Е., Батяева С.В. К проблеме определения понятия" тяжелые нарушения речи" //Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2015.-№. 1.-С. 59-74.
13. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика как компонент содержания подготовки будущего учителя //Человек и образование. - 2016. - №. 3 (48). - С. 111-114.
14. Зайцева Е.А., Мамаева А. В. Оценивание умения определять первый звук в слове у младших школьников с умеренной умственной отсталостью // Наука и инновации в современных условиях // Агентство международных исследований. Уфа, 2018. Ч.1. С. 43-48.
15. Зайцева Е.А. Мониторинг сформированности навыков элементарного звуко-буквенного анализа у младших школьников с умеренной умственной отсталостью. [URL: http://elib.kspu.ru/document/32689 (Дата обращения 12.02.2024)...33


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ