Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития лексико - грамматической стороны речи 7
1.1. Развитие лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе 7
1.2. Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей с 4
уровнем общего недоразвития речи 13
1.3. Обзор программно-методического обеспечения по развитию лексико
грамматической стороны речи у детей 19
Выводы по I главе 26
Глава 2. Описание проекта «Методическое обеспечение логопедической
работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи» 28
2.1. Паспорт и жизненный цикл проекта 28
2.2. Предпроектный этап 30
2.3. Диагностический этап проекта 34
2.4. Разработческий этап проекта 46
2.5. Этап апробации 51
2.6. Результативно-оценочный этап проекта 56
Выводы по II главе 60
Заключение 62
Список использованных источников 65
Приложения 68
Актуальность проекта. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с общим недоразвитием речи, в частности детей с 4 уровнем речевого развития. Известно, что при данном нарушении сохраняется недостаточность развития лексико-грамматической стороны речи. Отмечаются ошибки при образовании слов с помощью уменьшительно - ласкательных и увеличительных суффиксов, притяжательных и относительных прилагательных, приставочных глаголов. Недостаточный запас знаний лексических единиц очень ярко выражается при объяснении детьми пословиц и поговорок. Также дети затрудняются в подборе антонимов и синонимов. Наблюдаются ошибки при построении сложных предложений с подчинительными и сочинительными союзами. В то же время, как известно, для успешного обучения в школе и для успешной социализации необходимо иметь правильно сформированный лексикограмматический строй речи.
Кроме того, с учетом вступления в силу Федеральной адаптированной образовательной программы в 2023 году, которая включает в себя обязательную рабочую программу воспитания, становится важным учесть взаимосвязанную работу различных специалистов, в том числе и учителя- логопеда. Только через тесное взаимодействие и единство требований специалистов можно преодолеть речевые нарушения у детей. Однако на данный момент отсутствует подобное методическое и дидактическое обеспечение по развитию лексико-грамматической стороны речи во взаимосвязанной работе учителя-логопеда и воспитателя, которое бы учитывало требования к федеральному плану воспитательной работы.
В связи с тем, что работа воспитателя и учителя-логопеда взаимосвязана, нами было принято решение дополнить и отредактировать рабочую программу коррекционного курса «Развитие речи», методические рекомендации и рабочую тетрадь по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 4 уровня с учетом федеральных требований к планированию воспитательной работы.
Проектная идея: использование методического комплекса для развития лексико-грамматической стороны речи с учетом федеральных требований к планированию воспитательной работы, обеспечит положительную динамику формирования лексико-грамматической стороны речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 4 уровня.
Объект проекта: лексико-грамматическая сторона речи у старших дошкольников с 4 уровнем общего недоразвития речи.
Предмет проекта: логопедическая работа по развитию лексикограмматической стороны речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 4 уровня.
Цель проекта: разработать методическое обеспечение логопедической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 4 уровня с учетом федеральных требований к планированию воспитательной работы.
Исходя из поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи проекта:
1. изучить современное состояние проблемы развития лексикограмматической стороны речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 4 уровня в психолого-педагогической и логопедической литературе;
2. выявить актуальные проблемы в образовательной организации - базе реализации проекта в плане развития лексико-грамматической стороны речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 4 уровня: изучить контингент и потребности обучающихся, дидактическое и методическое обеспечение, программу воспитания;
3. выявить особенности лексико-грамматической стороны речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 4 уровня по результатам анализа речевых карт, логопедических представлений и проведения диагностики;
4. разработать и апробировать методический комплекс: тематическое планирование рабочей программы коррекционного курса «Развитие речи», рабочую тетрадь для развития лексико-грамматической стороны речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 4 уровня с учетом федеральных требований к планированию воспитательной работы, а также методические рекомендации для их реализации.
5. Определить результаты для предложенного методического комплекса.
Целевая аудитория: дети 6-7 лет с общим недоразвитием речи 4.
Продукт проекта: методический комплекс, включающий в себя тематическое планирование рабочей программы коррекционного курса «Развитие речи», рабочую тетрадь для развития лексико-грамматической стороны речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 4 уровня с учетом федеральных требований к планированию воспитательной работы, а также методические рекомендации для их реализации.
Методы исследования:
1. Теоретические методы исследования: изучение и анализ психологопедагогической и логопедической литературы по теме исследования, анализ состояния программно-методического и дидактического обеспечения одного из образовательных учреждений города Красноярска.
2. Эмпирические методы исследования: изучение медицинской и психолого-педагогической документации в образовательной организации - базе реализации проекта, индивидуальный педагогический эксперимент, наблюдения за детьми, беседа с педагогами.
3. Интерпретационные методы исследования: количественно -
качественный анализ результатов диагностического и результативно-оценочного этапа.
Аннотация проекта: Проект направлен на разработку методического обеспечения логопедической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 4 уровня с учетом федеральных требований к планированию воспитательной работы.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: Выпускная квалификационная работа, объемом 146 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 31 литературный источник, шести приложений.
Главной целью данного проекта являлась разработка методического обеспечения логопедической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 4 уровня с учетом федеральных требований к планированию воспитательной работы.
При анализе литературных источников, посвященных проблеме исследования, мы пришли к выводу о том, что при формировании лексико - грамматического строя речи следует учитывать определённую последовательность. А также необходимо понимать и различать коррекционную работу над морфологической и синтаксической стороной речи. В тоже время, проанализировав методический материал по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей, имеющих 4 уровень речевого развития, мы не встретили программ, учитывающих федеральные требования к планированию воспитательной работы при планировании работы логопеда. На основании данных выводов, нами была предложена целесообразная идея использования рабочей тетради для логопедической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей 6-7 лет с ОНР 4 уровня с учетом федеральных требований к планированию воспитательной работы
На предпроектном этапе нами было выявлено, что у детей с 4 уровнем ОНР недостаточно развит лексико-грамматический строй речи, что соответствует описанию этой группы детей в психолого-педагогической и логопедической литературе. К тому же нами было выявлено, что в данной образовательной организации не в полной мере учитывают федеральным план воспитательной работы, поэтому есть необходимость в дополнении и корректировке рабочей программы коррекционного курса «Развитие речи» для детей, имеющих 4 уровень ОНР. А также содержащееся в организации дидактическое обеспечение не связано с федеральным планом воспитательной работы, что создает большую актуальность для создания печатной тетради для развития лексико-грамматической стороны речи во взаимосвязанной работе двух специалистов: учителя-логопеда и воспитателя.
На диагностическом этапе, проанализировав речевые карты, логопедические представления, а также по результатам проведенной нами диагностики, мы пришли к выводу о том, что у детей с 4 уровнем ОНР отмечаются трудности в формировании лексико-грамматической стороны речи. В частности, у детей наблюдается недостаточно развитый активный словарь, понимание лексических единиц находится на этапе формирования расчленённого уровня. Присутствует недостаточная сформированность навыков словоизменения и словообразования. Особая сложность состоит в использовании детьми сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Также трудности наблюдаются в понимании синтаксических конструкций. Из этого всего следует, что необходима работа по развитию лексико-грамматической стороны речи у данной категории детей.
На разработческом этапе нами была отредактирована и дополнена рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи» и разработана рабочая тетрадь по развитию лексико-грамматической стороны речи в соответствии с федеральным календарным планом воспитательной работы. Также нами были разработаны методические
рекомендации к реализации рабочей программы и использованию рабочей тетради.
На этапе апробации было проведено 12 занятий подгрупповых занятий, по результатам которых, мы сделали вывод о том, что данная рабочая тетрадь эффективно поддерживает интерес детей к занятиям, что проявляется в их старании выполнять задания правильно образовывать, изменять слова и составлять рассказы. Изученный ранее материал на занятиях с воспитателем облегчает выполнение заданий, сокращая количество ошибок.
На результативно-оценочном этапе реализации проекта была проведена повторная диагностика сформированности лексико-грамматической стороны речи у детей 6-7 лет с ОНР 4 уровня. Результаты показали, что после занятий по предложенному нами методическому обеспечению у детей появились небольшие, но положительные изменения.
На основании вышеизложенного, мы считаем, что установленная цель проекта достигнута, а поставленные задачи выполнены в полном объеме.
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
3. Воробьева А. А. Формирование грамматического строя речи у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи IV уровня речевого развития с использованием вербальных головоломок/
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации/ Материалы XIV Всероссийской научно
практической конференции. В трех частях. Том Часть I../ Отв. редакторы А.А. Андреева, И.В. Смолярчук.— Тамбов: Издательский дом
«Державинский», 2020. — С. 178-184.
4. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. М.: ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.:ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007. - 472 с.
6. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб.пособие для студентов педвузов. М.: ACT: Астрель, 2005. — 351
7. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. — 96 с.
8. Жукова Н. C., Мастюкова E. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999. - 320 с.
9. Игунова Н.В., Дюкова М.А., Алексеева М.Н. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе // Научные тенденции: педагогика и психология: матер.междунар. науч. конф. СПб., 2018. С. 9—14.
10. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999 — 160 с.
11. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Альянс, 2013. -368 с.
12. Мамаева А. В. Обследование речи младших школьников: метод.рекомендации/ Краснояр. гос. пед. Ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2015 — 118 с.
13. Мамаева А. В. Деятельность учителя-логопеда по разработке адаптированных образовательных программ: учебное пособие. Изд. 3-е, испр. / Краснояр. гос. пед. Ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2022
• 308 с.
14. Мамаева А. В., Сиско Н.В., Зиновьева Т.В. и др. Протоколы
логопедического обследования дошкольников: метод.рекомендации/
Краснояр. гос. пед. Ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2019 — 44 с.
15. Микляева Н. В. Развитие языковой способности у детей 6-7 лет с ОНР М.: Сфера, 2012 — 64 с....31