ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ
1.1 Понятие «перцептивные действия» в психолого-педагогических
исследованиях 6
1.2 Особенности формирования перцептивных действий у детей
старшего дошкольного возраста 13
1.3 Конструирование как средство развития перцептивных действий у
детей старшего дошкольного возраста 17
1.4. Педагогические условия развития перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования 23
Выводы по Главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ
2.1. Организация и методика исследования уровня сформированности
перцептивных действий у старших дошкольников на констатирующем этапе 29
2.2. Разработка педагогического руководства, направленного на
формирование перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования 41
2.3. Оценка эффективности формирующей работы, направленной на развитие перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста в
процессе конструирования 55
Выводы по Главе 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) период дошкольного детства считается первой ступенью образования , а не предварительным этапом перед обучением ребенка в школе. При этом, обучение ребенка осуществляется на основе особых специфических видов деятельности, присущих детям дошкольного возраста, акцент делается на обучение ребенка в процессе игровой деятельности, используя игровые формы и методы. Кроме того, одним из принципов дошкольного образования является «формирование познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» . В связи с этим, конструирование, как один из особых специфических видов детской продуктивной деятельности, становится одним из приоритетных направлений обучения ребенка на ступени дошкольного образования и основой развития перцептивных действий детей старшего дошкольного возраста .
Значение этой деятельности было подчеркнуто в учении выдающихся российских физиологов И.П. Павлова и И.М. Сеченова, которые говорили, что конструктивная деятельность влияет на развитие двигательного анализатора. Такие понятия, как пространство, форма, величина дошкольники приобретают на визуальных и кинетических ощущениях, которые исполняют важную роль в развитии интеллекта. Отмечая большую познавательную ценность деятельности рук, И.П. Павлов считал ее критерием «разрешающим иметь крайне сложные взаимоотношения с окружающими объектами» .
Было проведено множество психолого-педагогических исследований, накоплен богатый опыт по обучению конструированию из строительных материалов (Л.А. Венгер., А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, А.Р. Лурия, Л.А. Парамонова, С.В. Петрушина, Н.Н. Поддьяков, В.В. Холмовская и др.). Были предложены разные формы организации обучения: по образцу, модели, условиям, теме, замыслу. На данном этапе развития конструирования в педагогической практике широко используются другие виды конструирования - из деталей конструкторов, из бумаги, крупногабаритных модулей, природных и бросовых материалов и др.
На сегодняшний день в дошкольных образовательных учреждениях конструирование - один из самых распространенных видов детской деятельности. Это не случайно, ведь детское конструирование обладает высоким потенциалом для развития дошкольника. В процессе конструирования из различных материалов развиваются творческое мышление, мелкая моторика рук детей, формируются обобщенные средства построения деятельности, умения и навыки исследовательского поведения, что чрезвычайно важно для осуществления других видов деятельности. Также, происходит становление личности ребенка, ведь эта деятельность дает возможность детям для творческого выражения своих замыслов, проявления себя. Все это позволяет рассматривать конструирование не только как средство создания конкретных изделий, но и как деятельность, внутри которой формируется общая способность к мыслительным операциям различного типа.
Таким образом, конструирование для детей старшего дошкольного возраста является необходимой частью их личностного становления, а развитие перцептивных действий становится особенно актуальным в настоящий период, что определило тему исследования.
Объект исследования: развитие перцептивных действий детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие перцептивных действий детей старшего дошкольного возраста в процессе специально организованных занятий по конструированию
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность специально организованных занятий по конструированию, направленных на развитие перцептивных действий детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования.
Гипотеза исследования:
Педагогическое руководство развитием перцептивных действий детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования будет эффективным, если:
- последовательность применения различных видов конструирования
соответствует этапам развития перцептивных действий;
- используются различные виды конструкторов, обладающие
специфическими свойствами;
...
Развитие перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования позволяет сделать период дошкольного детства бесценным периодом для всестороннего и гармоничного развития ребенка, а также способствует формированию у него готовности к школьному обучению. В результате изучения проблемы развития перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования были изучены ее теоретические аспекты. Перцептивные действия являются структурными единицами восприятия, они участвуют в построении образов, реализуясь посредством наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Кроме того, было охарактеризовано конструирование как средство развития перцептивных действий детей старшего дошкольного возраста, теоретически обоснована возможность его использования. Конструирование является благоприятной деятельностью для развития перцептивных действий, ведь его развитие соответствует этапам развития умственных, перцептивных действий. При этом, обучение детей происходит в естественном для их возраста виде продуктивной деятельности, в ходе которой происходит также становление личности ребенка, развитие творческого воображения, произвольности, личностно-значимых качеств.
Был подобран диагностический инструментарий и выявлен уровень развития перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста. С результатами на констатирующем и контрольном этапах можно ознакомиться в §2.1, §2.3 соответственно. По результатам контрольного эксперимента была определена эффективность мероприятий. Ознакомиться с содержанием формирующих мероприятий можно в §2.2. Обеспечение таких педагогических условий, как последовательность применения различных видов конструирования соответствует этапам развития перцептивных действий, использование различных виды конструкторов, обладающих специфическими свойствами, обеспечение единства конструкторской и игровой деятельности
детей, способствует повышению уровня развития перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста, о чем свидетельствуют результаты экспериментального исследования. У большего количества детей
закрепилось умение делить целый образ на части, а также умение соотносить целый образ с его частями, дети могут мысленно оперировать пространственными объектами, устанавливать пространственное
соотношение частей целого с учетом их формы, местоположения в конструкции. Кроме того, дети стремятся самостоятельно преодолевать ситуации затруднения разными способами, в зависимости от ситуации могут преобразовывать способы решения задач, самостоятельно применяют уже знакомые приемы (изменение пространственного положения основы, дополнение ее и убирание лишнего) в разных условиях. Также, дети уважительно относятся к продуктам конструктивной деятельности детей группы, способны к совместному конструированию в микрогруппах.
Проблема развития перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования не теряет своей актуальности, поскольку в настоящее время компьютеризации и усиленной подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, времени на деятельность, свойственную детям дошкольного возраста и регламентированную в ФГОС ДО, остается все меньше и меньше. Перцептивные действия, а в особенности, перцептивные действия моделирующего типа, которые включают в себя целый комплекс взаимосвязанных перцептивных операций, развиваются замедленными темпами. А значит и осуществление перцептивных операций в умственном плане действий у детей будет затруднено, а восприятие будет недостаточно дифференцированным. Таким образом, роль специально организованных занятий по конструированию для развития перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста невозможно переоценить, ведь развитие перцептивных действий напрямую влияет на дальнейшее развитие ребенка и его успешность в различных видах деятельности.
1. Ананьев Б.Г Теория ощущений. Л.: Изд. ЛГУ, 1961. 455 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. 486 с.
3. Ананьев Б.Г. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. 200 с.
4. Балич Ф.Ш. Формирование конструктивных умений у детей с умственной отсталостью // Молодой ученый. 2018. № 20. С. 376-378;
5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991. 207 с.
6. Брофман В.В. Об опосредствованном решении познавательных задач // Вопросы психологии. 1993. №5. С. 30-38.
7. Брунер Дж. Исследование развития познавательной деятельности. М.: Педагогика, 1971. 383 с.
8. Валеева Р.С. Педагогический проект «Конструирование из бумаги как средство развития конструктивных способностей и образного мышления у детей с нарушениями зрения» // Дошкольная педагогика. 2017. №4. С.36-40.
9. Величковский Б.М. Функциональная структура перцептивных процессов. // Познавательные процессы. Ощущения, восприятие. М.: Педагогика, 1982. С. 219-246.
10. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Теория перцептивных действий. Психология восприятия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. С. 1939.
11. Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей. М.: Педагогика, 1976. 256 с.
12. Венгер JI.A. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Педагогика, 1986. 224 с.
13. Венгер Л.А. Диагностика умственного развития дошкольников. М.:Педагогика, 1978. 248 с.
14. Венгер JI.A. Готов ли ваш ребенок к школе / Под ред. JI.A. Венгер, Т.Д. Марцинковская, A.JI. Венгер. М. : Знание, 1994. 192с.
15. Венгер Л.А. к проблеме формирования высших психических функций. // Научное творчество Выготского Л.С. и современная психология. М. 1981. С.176 -183
... всего 57 источников