Введение 3-8
Глава 1.Место темы «Коллективизация в СССР» в школьном курсе истории России 9
1.1. Коллективизация в СССР в оценках отечественных
историков 9-17
1.2. . Коллективизация в СССР в нормативных документах школьного
исторического образования 17-18
Глава 2. Сравнительный анализ репрезентации темы в школьных учебниках 1990-2000-х гг 19
2.1 Коллективизация в учебных изданиях 1990-2000-х годов 19-22
2.1. Коллективизация в СССР в современных учебниках истории.22-27
Глава 3. Методические разработки по теме «Коллективизация в СССР». 27-31
3.1. Методическая разработка урока по теме "Коллективизация в
СССР" 31-35
3.2. Формы внедрения темы "Коллективизация в СССР" во
внеурочную деятельность обучающихся 35-41
Заключение 42-43
Список источников и литературы 44-47
Приложения
Актуальность темы исследования. В современной России образование
претерпело множество изменений, в том числе и в части преподавания истории. Сейчас содержание школьного образования построено на Федеральных государственных образовательных стандартах, которые требуют от учителя использования и применения определенных методик, технологий обучения. Данные стандарты определяют организацию образовательного процесса, который должен формировать общую культуру обучающихся, влиять на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создавать основу для самостоятельного осуществления учебной деятельности. Школа должна обеспечить учащимся социальную успешность, развитие критического мышления и творческие способности, помогать совершенствоваться и саморазвиваться.
Историческое образование основано на Историко-культурном стандарте, которое систематизирует исторические знания: оценки ключевых событий, подходы к преподаванию отечественной истории, рекомендации по темам, понятиям, терминам, событиям и персоналиям.
На ФГОС и Историко-культурном стандарте основаны все уроки истории в современном учебном процессе. История один из важных предметов в школьной программе, не зря его включат в ОГЭ в 2022 году и ЕГЭ с 2020 года, как третий обязательный предмет для сдачи государственного экзамена. История воспитывает личностную и гражданскую позицию, формирует мировоззрение и ценностно-смысловые установки, воспитание патриотичных чувств.
В школах история советской деревни 1930-х годов, коллективизация и раскулачивание изучается именно по этим стандартам, им соответствуют учебники, рабочие тетради и прочие компоненты УМК, и не всегда они отражают сложность и противоречивость этих процессов. Пока еще не во всех школах перешли на эти стандарты. В ближайшие годы переход на стандарты завершится.
Коллективизация и раскулачивание являются одними из самых сложных тем в школьном курсе истории. Наполненная разнообразными, порой противоречивыми фактами, сложными причинно-следственными связями, эта весьма трагичная тема трудна и в морально -психологическом плане для восприятия школьниками. Ее понимание усложняется и тем, что по сей день в отечественной исторической науке и общественном сознании существуют разноречивые, порой диаметрально противоположные оценки процесса коллективизации и ее роли в развитии сельского хозяйства и в целом экономики страны.
Поэтому в своей работе мы попытаемся предложить взвешенный подход к изучению данной темы в школе, чтобы донести важность, противоречивость и трагизм темы, используя разные методы, технологии обучения.
Целью данного исследования является выявление оптимальных форм и методов изучения темы «Коллективизация сельского хозяйства в СССР» на уроках истории.
На основе этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить место рассматриваемой темы в школьном курсе истории, ее познавательный и воспитательный потенциал
2. Проанализировать трактовки коллективизации в
отечественной историографии с целью выявления дискуссионных аспектов темы
3. Провести анализ репрезентации темы «Коллективизация в советской деревне» в учебниках по истории России последних десятилетий с содержательной и методической сторон
4. Разработать методические рекомендации по изучению темы в школе в соответствии с требованиями современного ФГОС и ИКС Объектом исследования является процесс изучения коллективизации в
советской деревне в школьном курсе истории в 10 классе. При определении классов мы учитываем совершаемый современной школой процесс перехода к линейной системе обучения истории, в связи с которым изучаемая ранее в 9 и 11 классах тема коллективизации будет изучаться в 10 классе.
Предметом изучения будут формы, методы и приемы преподавания рассматриваемой темы на уроках истории в 10 классе.
Степень изученности темы. Тема нашей дипломной работы слабо исследована, методически не подкреплена никакими статьями, исследованиями, монографиями. В связи с этим к исследованию нами была привлечена, во-первых, литература по методике преподавания истории, во- вторых, научные публикации о коллективизации.
...
Данная работа была посвящена проблемам и методике преподавания темы «Коллективизации в советской деревне».
В исследовании были предложены соответствующие современным требованиям и стандартам формы и методы изучения данной темы на уроках истории. В итоге были достигнуты следующие результаты:
1. Первоначально было определено место рассматриваемой темы в школьной программе по истории, её познавательный и воспитательный потенциал. Был проведен исторический экскурс, представлены историографические мнения, исследованы ИКС, ФГОС, рассмотрены основные задания в ЕГЭ. Из вышеизложенного следует сделать выводы, что тема в истории и до настоящего времени до конца не исследована, дискуссионна, проблематична, сложна в изучении и в обучении.
2. Проведен сравнительный анализ репрезентации темы «Коллективизация в советской деревне» в учебниках по истории России последних десятилетий с содержательной и методической сторон, что позволило выявить слабые и сильные стороны современных школьных учебных пособий и наметить необходимые дополнения и корректировки их использования . В результате анализа учебников мы пришли к выводу, что тема урока раскрывается глубже в современных учебниках, необходимая информация была представлена, однако методические аспекты раскрываются недостаточно, мало внимания уделено дополнительным материалам, таким как работа с источниками, поэтому учителю стоит привлекать в работе иные источники для раскрытия требуемой темы. Учебник издания «Просвещение», на наш взгляд, больше подходит для создания эффективного урока.
3. Разработаны методические рекомендации к уроку по рассматриваемой теме в соответствии с требованиями современного ФГОС и ИКС в форме технологической карты урока. В методических рекомендациях предложено использование при изучении столь дискуссионной и многоаспектной темы, коей является тема «Коллективизация в СССР», таких современных технологий, как кейс- метод, интеллект-картирование и проблемное обучение, сочетание которых, на наш взгляд, может быть оптимальным и эффективным вариантом организации урока. Также представлены методы интегрированного урока с интеграцией литературного произведения, как один из вариантов проведения урока.
4. Рассмотрены были и другие способы изучения данной темы во внеурочной деятельности - организация внеурочной проектной деятельности (исследовательские, информационные, творческие проекты, в том числе направленные на реализацию регионального компонента), мероприятия с применением художественных литературных и киноисточников, позволяющие осуществлять межпредметную интеграцию и способствующие формированию и развитию критического мышления школьников, их общекультурного потенциала.
Важность темы коллективизации и особое внимание к содержательному и методическому аспекту ее преподавания связала с ее огромным познавательным и воспитательным потенциалом. Ее изучение дает возможность познавать историю родной страны не только через ее победы, но и ее трагические страницы, воспитывать истинный патриотизм молодежи через осознание сложности и противоречивости исторического пути российского, советского народа, стойко прошедшего через самые тяжелые исторические испытания.
1. Анисков В.Т., Рутковский М.А. История Ярославского края (1928-1998) - Ярославль, 2000.
2. Анисков В.Т. Жертвенный подвиг деревни - Новосибирск, 1993
3. Афанасьев Ю.Н. Голод 1932-1933 годов - М., 1995.
4. Булдаков В.П. Неистовства «черного передела» // Красная смута. Природа и последствия революционного насилия - М., 1997
5. Булдаков В. Красная книга. Природа и последствия революционного насилия - М., 1997.
6. Галкина Л. А., Григорович Д. Б., Дайитбегов Д. М., Торопцов В. С. Метод интеллекткарт как инновационная педагогическая технология // Дистанционное и виртуальное обучение. 2009. № 4. М. : Издательство СГУ..
7. Гончарова И.В Современные концептуальные подходы в историографии коллективизации//Ученые записки Орловского государственного университета №1 (64) - Орлов, 2015.
8. Гришина Т.А. Метод кейс-стадии как современная технология обучения в курсе гуманитарных предметов школьной программы// наука и школа: науч. - теорет. и метод. журн. М., - 2018. - № 3.
9. Добрица М.В. Использование исторического кино на уроках [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-osnova.ru/PDF/osnova 11 30 8924.pdf (дата обращения: 19.02.2018).
10. Ибрагимова Д.Х. Нэп и перестройка. Массовое сознание сельского населения в условиях перехода к рынку - М., 1997
11. История ВКП (б). Краткий курс - М., 1997.
12. Красильщиков В.А. Вдогонку за прошедшим веком: Развитие России в XX веке сточки зрения мировых модернизаций - М., 1998
13. Кудюкина М.М. Отношение российского крестьянства к власти во второй половине 20-х гг. // Мировосприятие и самосознание русского общества. Вып.
1. Российская ментальность: методы и проблемы изучения - М., 1999.
14. Кузин Д.В. К проблеме формирования аналитических умений школьников в процессе преподавания истории//Актуальные проблемы методики обучения истории и обществознанию - Спб., 2013.
15. Кулаченко, М. В. Интегрированный урок литературы и истории как один из способов формирования меж-предметных связей. Санкт-Петербург-2015. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9300/ (дата обращения: 15.06.2020)
... всего 31 источник