Реферат
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования позитивного самоотношения у женщин в период средней зрелости
1.1. Основы становления и развития самоотношения личности с позиций отечественных и зарубежных исследователей
1.2 Психологические особенности женщин в период средней зрелости и факторы, влияющие на их самоотношение в данный жизненный период
1.3 Использование когнитивных техник в индивидуальном консультировании как средства формирования позитивного самоотношения женщин в период средней зрелости
Выводы по главе I:
Глава II. Формирование позитивного самоотношения у женщин в период средней зрелости посредством когнитивных техник консультирования
2.1 Организация, методы исследования и анализ результатов констатирующего эксперимента
2.2 Организация и проведение формирующего эксперимента
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента
Выводы по главе II:
Заключение
Список использованных литературных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема самоотношения в настоящее время приобретает все большую актуальность в современной психологической науке в связи с расширением сфер социальной активности, возрастания роли коммуникативной культуры, а также с усилением интеграции современного человека в социальную среду, ведь именно через принятие Образа «Я» осуществляется наиболее эффективная связь с внешним миром.
Отношение человека к себе является базовым конструктом личности, оказывающим свое влияние на все сферы жизни человека и аспекты его поведения, являясь регулятором и побудительной причиной поступков и действий индивида.
Самоотношение играет важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах создания и выхода из кризисных ситуаций (С.Р. Пантилеев , В.В. Столин ). По мнению А.П. Корнилова , позитивное устойчивое самоотношение лежит в основании веры человека в свои возможности, в свою самостоятельность, энергичность, обуславливает оптимизм в отношении ожидания успешности своих действий в ситуациях неопределенности. С.Г. Якобсон и Г.И. Морева считают, что люди с позитивным самоотношением реже поглощены своими внутренними проблемами, не так часто страдают психосоматическими расстройствами. Негативное же самоотношение, по мнению С. Куперсмита , является источником психологических проблем и причиной обращения за помощью к психологу.
В современном мире женщина обретает новый статус, связанный с ее востребованностью во всех сферах жизнедеятельности. Это явление тесно связано с изменениями, происходящими в ее самосознании. Именно отношение к себе становится для нее главным субъективным основанием, ориентирующим ее во всех значимых областях жизни.
В период средней зрелости женщина сталкивается с интенсивными изменениями в своем внутреннем и внешнем мире, которые определяют ее отношение к собственному «Я» и отдельным его компонентам. На данный возрастной период - 35-45 лет, приходится кризис среднего возраста, в этот период происходит оценка индивидом того, что он смог осуществить и достичь в жизни и того, какими он видит свои достижения: достаточными, существенными или же нет. Эта оценка себя очень сильно влияет на отношение женщины к себе как к личности, как к субъекту жизнедеятельности.
А. А. Королёва, рассматривая особенности самоотношения женщин в период кризиса середины жизни, отмечает, что одним из основных показателей, свидетельствующих о глубокой внутренней трансформации женщины, является изменение структуры самоотношения. В период ранней зрелости отмечается пик становления самосознания, тесно связанного с самопознанием. Именно в этот период проблема самоотношения заявляет о себе наиболее остро.
Так же в этот период многие женщины отмечают тревогу и страх как базовые эмоции, испытываемые по отношению к собственному здоровью и внешности. Отмечается, что в период средней зрелости многие женщины начинают отмечать возрастные изменения в собственной внешности и первые изменения в здоровье, связанные с обострением хронических заболеваний, возрастающей усталостью, и это является одним из параметров, вызывающих наиболее широкий диапазон эмоций: от безразличия до ярости.
В связи с этим перед женщиной встают психологические задачи содержательного осмысления телесности, углубления своего контакта с собственным телом, что непосредственно оказывает влияние на ее самоотношение. Происходящие изменения во многом проявляются в ценностно-смысловой сфере личности и порождают значимые для женщины переживания, свидетельствующие о рассогласовании в прежней системе самоотношения, где новый формат самоотношения еще не сформирован.
Таким образом, основными факторами формирования позитивного самоотношения современной женщины в период средней зрелости могут выступать положительное отношение к собственному телу, к внешности, а также достаточно высокий уровень субъективного благополучия, отражающийся в удовлетворенности собственной жизнью, в тех сферах своей жизни, которые являются для нее личностно значимыми.
Современная психологическая наука предлагает множество подходов для реализации индивидуальной работы с клиентом в рамках психологического консультирования для решения его личностных проблем. Однако в рамках формирования позитивного самоотношения, основу работы будут составлять проработка определенных установок, убеждений и верований, лежащих в основе Образа «Я», которые зачастую являются искаженными при негативном самоотношении и препятствуют становлению адекватного представления о себе. В рамках современной психологической практики наиболее эффективным подходом в такого рода работе считается психологическое консультирование с использованием когнитивных техник, в основе которого лежит работа с базовыми основами мировоззрения клиента.
...
исследовательских задач.
Так, в рамках теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования нами были рассмотрены основы становления и развития самоотношения женщин в период средней зрелости с позиций различных отечественных и зарубежных исследователей.
Самоотношение является проявлением специфики отношения личности к собственному «Я», отражающее тип самопознания, который связан с широким диапазоном соответствующих характеристик физического, эмоционального и психического благополучия/здоровья, конструктивного личностного развития и определяется субъективным переживанием гармоничного, успешного, свободного (непосредственного) функционирования.
Исходя из этого, позитивное самоотношение возможно при достаточно высоком уровне самореализации и стремлении к самоактуализации.
Основными критериями сформированности позитивного самоотношения современной женщины в период средней зрелости могут выступать положительное отношение к собственному телу, к внешности, а также достаточно высокий уровень субъективного благополучия, отражающийся в удовлетворенности собственной жизнью, в тех сферах своей жизни, которые являются для нее личностно значимыми.
Также мы рассмотрели основные взгляды, позиции и идеи в научной литературе о сущности и особенностях психологического консультирования с использованием когнитивных техник, а также возможности применения данного вида консультирования в рамках коррекции самоотношения личности.
Мы выявили, что основу психологического консультирования с использованием когнитивных техник составляют базовые основы мировоззрения клиента: установки и убеждения, верования, жизненные теории. Одним из наиболее эффективных инструментов в рамках психологического консультирования с использованием когнитивных техник можно выделить критическое мышление, представляющее собой научное, организованное мышление высокого порядка в противовес обыденному, случайному, предвзятому мышлению. Критическое мышление позволяет эффективно выявлять «искажения мышления», которые лежат в основе иррациональных убеждений клиента, для дальнейшей их проработки и замены более адаптивными, рациональными установками и убеждениями.
Формирование позитивного самоотношения с использованием когнитивных техник консультирования будет состоять из анализа когнитивных искажений относительно образа «Я», применении приёмов и техник, позволяющих устранить искажения мышления, корректировке представлений клиента о взаимоотношениях внешнего мира с собственным «Я».
На этапе констатирующего эксперимента проведено эмпирическое исследование актуального уровня самоотношения у группы женщин в период средней зрелости, испытывающих сложности в проявлении позитивного самоотношения и показателей их субъективного благополучия.
По результатам проведения диагностики самоотношения на этапе констатирующего эксперимента, у женщин, принявших участие в исследовании, были выявлены следующие особенности: высокие и средние значения по шкале «самопривязанность»; средний уровень выраженности по шкалам «отраженное самоотношение» и «самоценность»; средний и высокий уровень выраженности по шкале «замкнутость»; средний уровень выраженности по шкалам «самообвинение», «самоуверенность», «саморуководство», «самопринятие».
По результатам проведения диагностики субъективного благополучия на этапе констатирующего эксперимента нам удалось выявить, что испытуемые испытывают неудовлетворенность относительно собственного психологического и физического здоровья, а также неудовлетворенность собственной повседневной деятельностью.
...
1. Авдеева H.H. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни / H.H. Авдеева // Вопросы психологии. 1996. - №4. - С. 5-13.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. / А. Адлер. — М.: Книга, 1993.-407с.
3. Азарова Е. А. Особенности самоотношения студентов с разным уровнем самоактуализации [Текст] / Е. А. Азарова, М. А. Вышквыркина, Н. Н. Мозговая // Психология обучения. - 2016. - № 11. - С. 51-62
4. Анисимов, О. С. Рефлексивные основы самопознания [Текст] / О. С. Анисимов // Мир психологии. - 2016. - № 3. - С. 84-96
5. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. СПб., 2009. 304 с.
6. Архиреева Т.В. Системный подход к пониманию структуры Я- концепции и закономерностей ее развития в детском возрасте // Культурноисторическая психология. 2008. № 4. С. 48-55.
7. Белянин, В. П. Трудности работы с иррациональными убеждениями в когнитивно-поведенческой терапии [Текст] / В. П. Белянин // Журнал практического психолога. - 2014. - № 6: Специальный выпуск: Когнитивноповеденческая терапия: теория и практика. - С. 38-48
8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 420 с.
9. Волков, Е.Н. Критический рационализм, критическое мышление и когнитивная картография: основания, метод и чертежи когнитивноповеденческого консультирования [Текст] / Е. Н. Волков // Журнал практического психолога. - 2014. - № 6: Специальный выпуск: Когнитивноповеденческая терапия: теория и практика. - С. 19-37
10. Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей / Г.К. Валицкас // Вопросы психологии. 1989. - № 1.- С.45-62.
11. Выготский Л. С. Собр. сочинений в 6 т.: Т. 4. М., 1984.
12. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова; под общ. ред. М. В. Гамезо. - Москва: Педагогическое общество России, 2004. - 508, [3] с.
13. Голубева, И. В. Самоотношение как психологическое условие успешности самореализации лиц с ограниченными психофизическими возможностями / И. В. Голубева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: матер, междунар. заоч. науч.-практ. конф. (29 мая 2013 г.) - Новосибирск, 2013. - С. 140-146.
14. Деркач, А. А. Деятельность как основание акмеологического развития субъекта и надситуативная активность субъекта как действенный фактор ее развития/А. А. Деркач, Э. В. Сайко// Мир психологии. - 2008. - №
1. - С. 193-205.
15. Деркач, А. А. Потребность в самореализации как феномен социального мира и основание акмеологического развития / А.А. Деркач, Э.
A. Сайко // Мир психологии. - 2008. - № 1. - С. 218-229.
... всего 91 источников