Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Внедрение оздоровительно-рекреационного туризма во внеучебный процесс школьников (на примере с.Солчур Овюрского кожууна)

Работа №17078

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы75
Год сдачи2015
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТУРИЗМА
6
1.1. Рекреационный потенциал национальной экономики
России 6
1.2. Содержание и формы рекреационного туризма 17
1.3. Классификация рекреационно-туристской деятельности... 21
ГЛАВА II. РЕКРЕАЦИОННЫЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ
ТУРИЗМ КАК ВИД ТУРПРОДУКТА В 26
РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
2.1. Характеристика рекреационного и оздоровительного
туризма 26
2.2. Перспектива развития оздоровительно-рекреационного
туризма в Республике Тыва 33
2.2.1. Педагогические аспекты использования целебных
источников во внеучебном процессе физического воспитания 33
2.2.2. Исследования об аржаанах и озерах Тувы 39
2.3. Этнические аспекты спортивно-рекреационного
туризма 46
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ 52
3.1. Методы исследования
3.2. Организация исследования 52
56
ГЛАВА IV. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СПОРТИВНО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТУРИЗМА
4.1. Изменения функционирования организма в процессе 60
спортивно-рекреационной туристской деятельности школьников
4.2. Результаты эксперимента и его обсуждение 60
62
ВЫВОДЫ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 75


Актуальность исследования. Признавая необходимость изучения туризма, некоторые исследователи предлагают включать данный вид спорта в содержание регионального компонента программы по физической культуре, что будет способствовать изучению природных, культурных, исторических особенностей данного региона. В настоящее время имеется положительный опыт реализации учебного предмета «Спортивно-познавательный туризм» в рамках дополнительного урока физической культуры в Красноярском крае. Данный курс разработан для учащихся 5-9 классов, рассчитан на 35 часов в год и содержит следующие разделы: «Основы туристской подготовки», при изучении которого планируется использование таких форм обучения, как прогулки, экскурсии, проведение интегрированных уроков; «Топография и ориентирование» и «Физическая подготовка».
Однако, ограниченность программно-методического обеспечения реализации спортивного туризма в физкультурном образовании школьников, существенно тормозит внедрение данного вида спорта в школьную практику. Выходом из создавшегося положения может стать разработка программы по спортивному туризму на основе имеющихся программ в системе дополнительного физкультурного образования и рекомендаций специалистов [57]. Причем изучение туризма на уроках физической культуры можно рекомендовать уже с начальной школы.
Таким образом, в летнее время наиболее доступным для детей школьного возраста в нашей республике является пешеходный туризм с оздоровительно - рекреационной направленностью.
Рекреационный туризм - одна из трех подсистем туристской деятельности. Туристские мероприятия, составляющие содержание данной подсистемы туризма направлены на расширенное восстановление физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека. Упрощенно цель рекреационного туризма можно сформулировать как полноценный отдых и оздоровление человека средствами туризма. Задачи оздоровления участников туристских рекреационных мероприятий фактически неотделимы от задач их полноценного отдыха (решаются совместно). Поэтому, не боясь сделать ошибку, можно называть рекреационный туризм одновременно и оздоровительным туризмом. При этом если в туристских мероприятиях специально применяют ту или иную технологию оздоровления (выбирается метод, средства оздоровления, планируются соответствующие мероприятия), то мы, подчеркивая данную их направленность, будем называть их рекреационно-оздоровительными. В прочих случаях, следует понимать, что любое рекреационное туристское мероприятие имеет так же и оздоровительную направленность (оздоровительный мотив), а процесс оздоровления проходит «сам по себе» в контексте пассивного или активного отдыха.
Факторы, способствующие достижению основных целей рекреационного туризма - полноценного отдыха и оздоровления участников туристской деятельности:
Рекреационный туризм, особенно его активные формы, позволяют устранить или ослабить воздействие на человека неблагоприятных факторов повседневной действительности (нервно-эмоциональной перегрузки, гипокинезии, избыточного нерационального питания и т.д.). Эффективному отдыху и оздоровлению участников рекреационно-туристской деятельности способствует всестороннему воспитанию. «Выход» человека из повседневных, однообразных условий, обеспечивает переключение нервно-эмоциональной сферы на новые объекты. Туристские походы переносят горожанина в новую ландшафтно-климатическую среду, обеспечивают «тесный контакт» с природой, учат наблюдать ее и наслаждаться ею; развивают бережное отношение к ней и облагораживают человека духовно. Именно на таком положительном эмоциональном фоне предлагаемые физические нагрузки не воспринимаются, как утомительные, однообразные. Напротив, они легко переносятся и в целом обеспечивают отдых и оздоровление участников.
Цель исследования - оптимизация физического состояния учащихся сельских школ с использованием самобытных народных средств двигательной активности (оздоровительно-рекреационного туризма в аржааны).
В основу исследования положена рабочая гипотеза о том, что внедрение в процесс физического воспитания учащихся сельских общеобразовательных школ Республики Тыва методики использования оздоровительно-рекреационного туризма учащихся старших классов сельских школ с использованием самобытных средств двигательной активности, дифференцируемой с учетом возрастных особенностей учащихся, климато-географических и материально-технических условий проживания, основанной на самобытных средствах двигательной активности коренных народов Тувы, позволит:
- повысить интерес к занятиям туризмом;
- оптимизировать физическое состояние школьников;
- приобщить детей к национальной культуре, традициям предков и на этой основе повысить их двигательную активность.
Методологическую основу исследования составили труды по общефилософским аспектам формирования личности (А.П. Оконешникова, И.С. Портнягин и др.); исследования по разработке учебных программ (Г.Б. Мейксон, Л.Б. Кофман и др.); теоретические позиции исследования вопросов регионализации системы образования (Г.И. Мызан, В.В. Понамарев)


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. По литературным источникам установлено, что турист - это человек, всесторонне развитый и подготовленный, готовый к любым катаклизмам природы и экстремальным ситуациям. Занятия туризмом способствуют физическому, умственному развитию, воспитанию волевых и нравственных качеств человека.
2. Туристско-краеведческая деятельность - это комплексное средство всестороннего развития личности. Она объединяет и включает в себя многообразие форм и методов, формирующих растущую личность. Специфические особенности детского туризма способствуют познанию социальной и природной среды и самопознанию подростка его в окружающем его мире. В походах, экспедициях подростки проходят школу жизни, развивают интеллект, формируют характер, мировоззрение, обретают жизненные ценностные ориентиры. Педагогически правильная организация туристско-краеведческой работы направляет школьников на активное познание родного края, его природных богатств, культуры и истории. Участие школьников в туристско-краеведческой деятельности создает благоприятные предпосылки для развития познавательных интересов, стремлений, потребностей личности. Опираясь на результаты опытно¬экспериментальной работы можно утверждать, что разработанная программа по спортивному туризму имеет достаточно высокий эффект по сравнению с традиционно существующей практикой дополнительного образования в МОУ СО школах Овюрского района Республики Тыва.
3. Двухлетняя целенаправленная работа по оздоровительно-рекреационной деятельности старших подростков привела к следующим результатам: - все участники приобрели систематические знания о законах существования и развития природных экосистем;
- освоили навыки выживания в природной среде, основанные на принципе оптимального взаимоотношения с ней:
- сформировали устойчивую потребность в здоровой образе жизни и
объективно улучшили состояние своего здоровья;
- глубоко изучили природу, экономику, историю аржаанов, экологию родного края, жизнь и быт тувинского народа:
- приобрели комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих ус¬пешно адаптироваться в любой природной среде;
- получили информацию и практические навыки, связанные с рекреационной и оздоровительной туристской деятельностью;
-дальнейшее развитие получили творческие способности подростков;
-сформировалось их экологически обоснованное мировоззрение* система эстетических и нравственных ценностей, активная жизненная позиция и поведение.
4. Выявлено, что оценочные характеристики и уровневые показатели всесторонней подготовки у учащихся экспериментальной группы к концу эксперимента заметно улучшились. Количество мальчиков, достигших удовлетворительной оценки уровня технико-тактической подготовленности, составило 15,6%, хорошей - 48,5% (в начале года их было соответственно 48,1% и 31,6%), отличной - 39,9% (в начале эксперимента таких учащихся было 17,0%). В группе девочек количество имеющих подобные оценочные характеристики соответственно составили: 19,4%, 43,2%, 33,4% (уровня технико-тактической подготовленности у учащихся в начале учебного года было соответственно: удовлетворительно - 58,2%, хорошо - 30,0%, отлично - 11.1%).
5. Таким образом, можно отметить достоверно положительные изменения в улучшении здоровья, физической подготовленности и в развитии специальных знаний, умений и навыков по туризму школьников экспериментальных групп, которые свидетельствуют об эффективности предложенной методики использования спортивного туризма в учебно¬воспитательном процессе старших классов как эффективного средства оздоровления и укрепления здоровья.



1. Агоол Е.М. Методическое пособие для учителей физкультуры по разделам программы (10-11 классы) на основе использования национальных игр
2. Аракчаа К. Слово об аржаанах Тыва. - М., 1995.
3. Аракчаа К.Д., Эрдыниева Л.С. Медико-социологические исследования стихийного народного лечения на некоторых прессных аржаанах Тувы // Вестник ТувГУ. - Вып. 2. Химия. - Кызыл, 2011. - С. 77 - 82.
4. Акимов В.Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика. - Минск: Полымя, 1987. - С. 78-98.
5. Акимов В.Г., Кудряшов А.А. Спортивное ориентирование. - Минск, 1977. - 96 с.
6. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. - М., 1983. - 152 с.
7. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. - М., 1985. - 37 с.
8. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
9. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.
10. Беляков Л.В., Ганюшкин А.Д., Моисеенков А.Л. Основы тренировки в ориентировании на местности. - Смоленск, 1973. - 118 с.
11. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование. - М., 1982. - 37 с.
12. Борбай-оол М.В. Спортивное ориентирование в Республике Тыва - прошлое, настоящее, будущее: Респуб. науч.-практ. конф. - Кызыл, 1999. - С. 5-17.
13. Борбай-оол М.В. Детско-юношеский туризм на стыке двух веков: Респуб. науч.- практ. конф. - Кызыл, 1999. - С. 4-10.
14. Бреггинс Анни. Ориентирование по тропам. - М.: Библиотека инвалидного спорта, 1997. - 76 с.
15. Богатырева Елена "Корпоративный отдых" "Туризм и отдых", 10, 2004.
16. Васильев Н.Д. Спортивное ориентирование: Учебное пособие. - Волгоград, 1983. - 108 с.
17. Васильев Н.Д., Рожнов А.Е. Характеристика соревновательной деятельности в спортивном ориентировании // Теория и практика
физической культуры. - 1989. - № 4. - 47 с.
18. Васильев Н.Д., Столов И.И. Взаимосвязь физической и технической
подготовки в спортивном ориентировании // Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 11. - С. 9-12.
19. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учебное пособие. - М.: Академия, 2001. - С. 130-182.
20. Ганопольский В.И. Туристская деятельность: проблемы терминологии и пути их решения применительно к моделированию и программированию системы туристского образования. - Мир спорта, 2001. -- №1. - С. 18-20.
21. Геллер Е.М. Роль игры в формировании личности юного спортсмена, гражданина социального общества и идейно-политическое воспитание физкультурников и спортсменов. - М.,1979. - 39 с.
22. Ганьшин В.Н. Простейшие измерения на местности. - М., 1973. - 27 с.
23. Гелецкий В.М., Богащенко Ю.А. Развитие устойчивости внимания средствами спортивного ориентирования // Массовая физическая культура и профессия: Тез. док. регион. науч.-практ. конф. - Омск, 1990. - 27 с.
24. Гепецкий Н.Н., Якубович В.Б. Бег с картой. - Кишинев, 1972. - С. 64¬81.
25. Гогунов Е Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособ. для студентов выс. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - С. 117-128.
26. Голицына И.И., Полякова В.П. Двигательная активность и физическое развитие школьников // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: Тез. док. регион. науч.- практ. конф. - Омск, 1996. - 54 с.
27. Голубев В.С. Техническая и тактическая подготовка юных ориен- тировщиков // Физическая культура в школе. -1969. - № 7. - С. 36-37.
28. Дажы Ч.А., Ооржак Х.Д.-Н. «Основы спортивного ориентирования» учебно-методическое пособие Кызыл -2002
29. Дажы Ч.А. «Организация многодневных походов и массовых туристических соревнований школьников» учебно-методическое пособие Кызыл-2006
30. Елаховский С.Б. Бег к невидимой цели. - М.: Физкультура и спорт,
1973. - 143 с.
31. Елаховский С.Б. Спортивное ориентирование на лыжах. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 120 с.
32. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 368с.
33. Зубков С.А. Особенности динамики внимания в ориентировании на местности // Теория и практика физической культуры. -1971. - № 12.¬26 с.
34. Иванов А.В., Ширинян А.А. Влияние скорости передвижения спортсмена-ориентировщика на способность к переключению внимания // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 93 - С. 25-27.
35. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. - М.:
Физкультура и спорт, 1985. - 159 с.
36. Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному
ориентированию. - М., 1978. - 4 с.
37. Изоп Э. Игровой метод при обучении ориентированию на местности:
Рабочая тетрадь новичка. - Таллинн: ТПИ, 1978. - 34 с.
38. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М., 1987. - С. 54¬62.
39. Ингстрем А. В лесу и на опушке. - Физкультура и спорт, 1979. - 53 с.
40. Кивистик А.К. О технике и тактике в спортивном ориентировании. - Тарту: Изд-во ТГУ, 1979. - 34 с.
41. Костылев В.В. Размышления о процессе ориентирования. - М., 1994. - 29
с.
42. Лосев А.С. Тренировка ориентировщиков-разрядников. - М.:
Физкультура и спорт, 1984. - 102 с.
43. Матвеев А.П., Алексеев Н.И., Афанасьев В.З. и др. Примерная учебная программа по физической культуре. Основная школа. - М., 1997. - С.9¬16.
44. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 240 с.
45. Методические рекомендации по составлению спортивных карт. - М.,
1974. - С. 34-35.
46. Моисеенков А.Л., Ганюшкин Л.Д. Специальная тренировка внимания спортсменов-ориентировщиков // Теория и практика физич. культуры. - 1974. № 4. - С. 14-16.
47. Новиков А.Л. Контрольно-обучающее устройство по спортивному ориентированию // Физическая культура в школе. 1985. - №11. - С. 61¬64.
48. Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО. - М., 1983. - 112 с.
49. Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов- ориентировщиков. - М., 1978. - 138 с.
50. Огородников Б.И., Моисеенков А.Л., Приймак Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. - М., 1980. - 72 с.
51. Система подготовки младших школьников в начальный период обучения спортивному ориентированию. - М., 1978. - 16 с.
52. Столов И.И., Киселев В.М. Совершенствование техники и тактики в спортивном ориентировании: Метод. рекомендации. - М.: ВНИИФК, 1988. - 33 с.
53. Титов В.В. Туристско-краеведческие кружки в школе. - М., 1988. - С. 35-37.
54. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование . - М.: Просвещение, 1990. - 147с.
55. Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации». - Н., 2008.
56. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -
2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001. - С. 193-198.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ