Внедрение оздоровительно-рекреационного туризма во внеучебный процесс школьников (на примере с.Солчур Овюрского кожууна)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТУРИЗМА
6
1.1. Рекреационный потенциал национальной экономики
России 6
1.2. Содержание и формы рекреационного туризма 17
1.3. Классификация рекреационно-туристской деятельности... 21
ГЛАВА II. РЕКРЕАЦИОННЫЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ
ТУРИЗМ КАК ВИД ТУРПРОДУКТА В 26
РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
2.1. Характеристика рекреационного и оздоровительного
туризма 26
2.2. Перспектива развития оздоровительно-рекреационного
туризма в Республике Тыва 33
2.2.1. Педагогические аспекты использования целебных
источников во внеучебном процессе физического воспитания 33
2.2.2. Исследования об аржаанах и озерах Тувы 39
2.3. Этнические аспекты спортивно-рекреационного
туризма 46
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ 52
3.1. Методы исследования
3.2. Организация исследования 52
56
ГЛАВА IV. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СПОРТИВНО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТУРИЗМА
4.1. Изменения функционирования организма в процессе 60
спортивно-рекреационной туристской деятельности школьников
4.2. Результаты эксперимента и его обсуждение 60
62
ВЫВОДЫ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТУРИЗМА
6
1.1. Рекреационный потенциал национальной экономики
России 6
1.2. Содержание и формы рекреационного туризма 17
1.3. Классификация рекреационно-туристской деятельности... 21
ГЛАВА II. РЕКРЕАЦИОННЫЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ
ТУРИЗМ КАК ВИД ТУРПРОДУКТА В 26
РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
2.1. Характеристика рекреационного и оздоровительного
туризма 26
2.2. Перспектива развития оздоровительно-рекреационного
туризма в Республике Тыва 33
2.2.1. Педагогические аспекты использования целебных
источников во внеучебном процессе физического воспитания 33
2.2.2. Исследования об аржаанах и озерах Тувы 39
2.3. Этнические аспекты спортивно-рекреационного
туризма 46
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ 52
3.1. Методы исследования
3.2. Организация исследования 52
56
ГЛАВА IV. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СПОРТИВНО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТУРИЗМА
4.1. Изменения функционирования организма в процессе 60
спортивно-рекреационной туристской деятельности школьников
4.2. Результаты эксперимента и его обсуждение 60
62
ВЫВОДЫ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Актуальность исследования. Признавая необходимость изучения туризма, некоторые исследователи предлагают включать данный вид спорта в содержание регионального компонента программы по физической культуре, что будет способствовать изучению природных, культурных, исторических особенностей данного региона. В настоящее время имеется положительный опыт реализации учебного предмета «Спортивно-познавательный туризм» в рамках дополнительного урока физической культуры в Красноярском крае. Данный курс разработан для учащихся 5-9 классов, рассчитан на 35 часов в год и содержит следующие разделы: «Основы туристской подготовки», при изучении которого планируется использование таких форм обучения, как прогулки, экскурсии, проведение интегрированных уроков; «Топография и ориентирование» и «Физическая подготовка».
Однако, ограниченность программно-методического обеспечения реализации спортивного туризма в физкультурном образовании школьников, существенно тормозит внедрение данного вида спорта в школьную практику. Выходом из создавшегося положения может стать разработка программы по спортивному туризму на основе имеющихся программ в системе дополнительного физкультурного образования и рекомендаций специалистов [57]. Причем изучение туризма на уроках физической культуры можно рекомендовать уже с начальной школы.
Таким образом, в летнее время наиболее доступным для детей школьного возраста в нашей республике является пешеходный туризм с оздоровительно - рекреационной направленностью.
Рекреационный туризм - одна из трех подсистем туристской деятельности. Туристские мероприятия, составляющие содержание данной подсистемы туризма направлены на расширенное восстановление физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека. Упрощенно цель рекреационного туризма можно сформулировать как полноценный отдых и оздоровление человека средствами туризма. Задачи оздоровления участников туристских рекреационных мероприятий фактически неотделимы от задач их полноценного отдыха (решаются совместно). Поэтому, не боясь сделать ошибку, можно называть рекреационный туризм одновременно и оздоровительным туризмом. При этом если в туристских мероприятиях специально применяют ту или иную технологию оздоровления (выбирается метод, средства оздоровления, планируются соответствующие мероприятия), то мы, подчеркивая данную их направленность, будем называть их рекреационно-оздоровительными. В прочих случаях, следует понимать, что любое рекреационное туристское мероприятие имеет так же и оздоровительную направленность (оздоровительный мотив), а процесс оздоровления проходит «сам по себе» в контексте пассивного или активного отдыха.
Факторы, способствующие достижению основных целей рекреационного туризма - полноценного отдыха и оздоровления участников туристской деятельности:
Рекреационный туризм, особенно его активные формы, позволяют устранить или ослабить воздействие на человека неблагоприятных факторов повседневной действительности (нервно-эмоциональной перегрузки, гипокинезии, избыточного нерационального питания и т.д.). Эффективному отдыху и оздоровлению участников рекреационно-туристской деятельности способствует всестороннему воспитанию. «Выход» человека из повседневных, однообразных условий, обеспечивает переключение нервно-эмоциональной сферы на новые объекты. Туристские походы переносят горожанина в новую ландшафтно-климатическую среду, обеспечивают «тесный контакт» с природой, учат наблюдать ее и наслаждаться ею; развивают бережное отношение к ней и облагораживают человека духовно. Именно на таком положительном эмоциональном фоне предлагаемые физические нагрузки не воспринимаются, как утомительные, однообразные. Напротив, они легко переносятся и в целом обеспечивают отдых и оздоровление участников.
Цель исследования - оптимизация физического состояния учащихся сельских школ с использованием самобытных народных средств двигательной активности (оздоровительно-рекреационного туризма в аржааны).
В основу исследования положена рабочая гипотеза о том, что внедрение в процесс физического воспитания учащихся сельских общеобразовательных школ Республики Тыва методики использования оздоровительно-рекреационного туризма учащихся старших классов сельских школ с использованием самобытных средств двигательной активности, дифференцируемой с учетом возрастных особенностей учащихся, климато-географических и материально-технических условий проживания, основанной на самобытных средствах двигательной активности коренных народов Тувы, позволит:
- повысить интерес к занятиям туризмом;
- оптимизировать физическое состояние школьников;
- приобщить детей к национальной культуре, традициям предков и на этой основе повысить их двигательную активность.
Методологическую основу исследования составили труды по общефилософским аспектам формирования личности (А.П. Оконешникова, И.С. Портнягин и др.); исследования по разработке учебных программ (Г.Б. Мейксон, Л.Б. Кофман и др.); теоретические позиции исследования вопросов регионализации системы образования (Г.И. Мызан, В.В. Понамарев)
Однако, ограниченность программно-методического обеспечения реализации спортивного туризма в физкультурном образовании школьников, существенно тормозит внедрение данного вида спорта в школьную практику. Выходом из создавшегося положения может стать разработка программы по спортивному туризму на основе имеющихся программ в системе дополнительного физкультурного образования и рекомендаций специалистов [57]. Причем изучение туризма на уроках физической культуры можно рекомендовать уже с начальной школы.
Таким образом, в летнее время наиболее доступным для детей школьного возраста в нашей республике является пешеходный туризм с оздоровительно - рекреационной направленностью.
Рекреационный туризм - одна из трех подсистем туристской деятельности. Туристские мероприятия, составляющие содержание данной подсистемы туризма направлены на расширенное восстановление физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека. Упрощенно цель рекреационного туризма можно сформулировать как полноценный отдых и оздоровление человека средствами туризма. Задачи оздоровления участников туристских рекреационных мероприятий фактически неотделимы от задач их полноценного отдыха (решаются совместно). Поэтому, не боясь сделать ошибку, можно называть рекреационный туризм одновременно и оздоровительным туризмом. При этом если в туристских мероприятиях специально применяют ту или иную технологию оздоровления (выбирается метод, средства оздоровления, планируются соответствующие мероприятия), то мы, подчеркивая данную их направленность, будем называть их рекреационно-оздоровительными. В прочих случаях, следует понимать, что любое рекреационное туристское мероприятие имеет так же и оздоровительную направленность (оздоровительный мотив), а процесс оздоровления проходит «сам по себе» в контексте пассивного или активного отдыха.
Факторы, способствующие достижению основных целей рекреационного туризма - полноценного отдыха и оздоровления участников туристской деятельности:
Рекреационный туризм, особенно его активные формы, позволяют устранить или ослабить воздействие на человека неблагоприятных факторов повседневной действительности (нервно-эмоциональной перегрузки, гипокинезии, избыточного нерационального питания и т.д.). Эффективному отдыху и оздоровлению участников рекреационно-туристской деятельности способствует всестороннему воспитанию. «Выход» человека из повседневных, однообразных условий, обеспечивает переключение нервно-эмоциональной сферы на новые объекты. Туристские походы переносят горожанина в новую ландшафтно-климатическую среду, обеспечивают «тесный контакт» с природой, учат наблюдать ее и наслаждаться ею; развивают бережное отношение к ней и облагораживают человека духовно. Именно на таком положительном эмоциональном фоне предлагаемые физические нагрузки не воспринимаются, как утомительные, однообразные. Напротив, они легко переносятся и в целом обеспечивают отдых и оздоровление участников.
Цель исследования - оптимизация физического состояния учащихся сельских школ с использованием самобытных народных средств двигательной активности (оздоровительно-рекреационного туризма в аржааны).
В основу исследования положена рабочая гипотеза о том, что внедрение в процесс физического воспитания учащихся сельских общеобразовательных школ Республики Тыва методики использования оздоровительно-рекреационного туризма учащихся старших классов сельских школ с использованием самобытных средств двигательной активности, дифференцируемой с учетом возрастных особенностей учащихся, климато-географических и материально-технических условий проживания, основанной на самобытных средствах двигательной активности коренных народов Тувы, позволит:
- повысить интерес к занятиям туризмом;
- оптимизировать физическое состояние школьников;
- приобщить детей к национальной культуре, традициям предков и на этой основе повысить их двигательную активность.
Методологическую основу исследования составили труды по общефилософским аспектам формирования личности (А.П. Оконешникова, И.С. Портнягин и др.); исследования по разработке учебных программ (Г.Б. Мейксон, Л.Б. Кофман и др.); теоретические позиции исследования вопросов регионализации системы образования (Г.И. Мызан, В.В. Понамарев)
1. По литературным источникам установлено, что турист - это человек, всесторонне развитый и подготовленный, готовый к любым катаклизмам природы и экстремальным ситуациям. Занятия туризмом способствуют физическому, умственному развитию, воспитанию волевых и нравственных качеств человека.
2. Туристско-краеведческая деятельность - это комплексное средство всестороннего развития личности. Она объединяет и включает в себя многообразие форм и методов, формирующих растущую личность. Специфические особенности детского туризма способствуют познанию социальной и природной среды и самопознанию подростка его в окружающем его мире. В походах, экспедициях подростки проходят школу жизни, развивают интеллект, формируют характер, мировоззрение, обретают жизненные ценностные ориентиры. Педагогически правильная организация туристско-краеведческой работы направляет школьников на активное познание родного края, его природных богатств, культуры и истории. Участие школьников в туристско-краеведческой деятельности создает благоприятные предпосылки для развития познавательных интересов, стремлений, потребностей личности. Опираясь на результаты опытно¬экспериментальной работы можно утверждать, что разработанная программа по спортивному туризму имеет достаточно высокий эффект по сравнению с традиционно существующей практикой дополнительного образования в МОУ СО школах Овюрского района Республики Тыва.
3. Двухлетняя целенаправленная работа по оздоровительно-рекреационной деятельности старших подростков привела к следующим результатам: - все участники приобрели систематические знания о законах существования и развития природных экосистем;
- освоили навыки выживания в природной среде, основанные на принципе оптимального взаимоотношения с ней:
- сформировали устойчивую потребность в здоровой образе жизни и
объективно улучшили состояние своего здоровья;
- глубоко изучили природу, экономику, историю аржаанов, экологию родного края, жизнь и быт тувинского народа:
- приобрели комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих ус¬пешно адаптироваться в любой природной среде;
- получили информацию и практические навыки, связанные с рекреационной и оздоровительной туристской деятельностью;
-дальнейшее развитие получили творческие способности подростков;
-сформировалось их экологически обоснованное мировоззрение* система эстетических и нравственных ценностей, активная жизненная позиция и поведение.
4. Выявлено, что оценочные характеристики и уровневые показатели всесторонней подготовки у учащихся экспериментальной группы к концу эксперимента заметно улучшились. Количество мальчиков, достигших удовлетворительной оценки уровня технико-тактической подготовленности, составило 15,6%, хорошей - 48,5% (в начале года их было соответственно 48,1% и 31,6%), отличной - 39,9% (в начале эксперимента таких учащихся было 17,0%). В группе девочек количество имеющих подобные оценочные характеристики соответственно составили: 19,4%, 43,2%, 33,4% (уровня технико-тактической подготовленности у учащихся в начале учебного года было соответственно: удовлетворительно - 58,2%, хорошо - 30,0%, отлично - 11.1%).
5. Таким образом, можно отметить достоверно положительные изменения в улучшении здоровья, физической подготовленности и в развитии специальных знаний, умений и навыков по туризму школьников экспериментальных групп, которые свидетельствуют об эффективности предложенной методики использования спортивного туризма в учебно¬воспитательном процессе старших классов как эффективного средства оздоровления и укрепления здоровья.
2. Туристско-краеведческая деятельность - это комплексное средство всестороннего развития личности. Она объединяет и включает в себя многообразие форм и методов, формирующих растущую личность. Специфические особенности детского туризма способствуют познанию социальной и природной среды и самопознанию подростка его в окружающем его мире. В походах, экспедициях подростки проходят школу жизни, развивают интеллект, формируют характер, мировоззрение, обретают жизненные ценностные ориентиры. Педагогически правильная организация туристско-краеведческой работы направляет школьников на активное познание родного края, его природных богатств, культуры и истории. Участие школьников в туристско-краеведческой деятельности создает благоприятные предпосылки для развития познавательных интересов, стремлений, потребностей личности. Опираясь на результаты опытно¬экспериментальной работы можно утверждать, что разработанная программа по спортивному туризму имеет достаточно высокий эффект по сравнению с традиционно существующей практикой дополнительного образования в МОУ СО школах Овюрского района Республики Тыва.
3. Двухлетняя целенаправленная работа по оздоровительно-рекреационной деятельности старших подростков привела к следующим результатам: - все участники приобрели систематические знания о законах существования и развития природных экосистем;
- освоили навыки выживания в природной среде, основанные на принципе оптимального взаимоотношения с ней:
- сформировали устойчивую потребность в здоровой образе жизни и
объективно улучшили состояние своего здоровья;
- глубоко изучили природу, экономику, историю аржаанов, экологию родного края, жизнь и быт тувинского народа:
- приобрели комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих ус¬пешно адаптироваться в любой природной среде;
- получили информацию и практические навыки, связанные с рекреационной и оздоровительной туристской деятельностью;
-дальнейшее развитие получили творческие способности подростков;
-сформировалось их экологически обоснованное мировоззрение* система эстетических и нравственных ценностей, активная жизненная позиция и поведение.
4. Выявлено, что оценочные характеристики и уровневые показатели всесторонней подготовки у учащихся экспериментальной группы к концу эксперимента заметно улучшились. Количество мальчиков, достигших удовлетворительной оценки уровня технико-тактической подготовленности, составило 15,6%, хорошей - 48,5% (в начале года их было соответственно 48,1% и 31,6%), отличной - 39,9% (в начале эксперимента таких учащихся было 17,0%). В группе девочек количество имеющих подобные оценочные характеристики соответственно составили: 19,4%, 43,2%, 33,4% (уровня технико-тактической подготовленности у учащихся в начале учебного года было соответственно: удовлетворительно - 58,2%, хорошо - 30,0%, отлично - 11.1%).
5. Таким образом, можно отметить достоверно положительные изменения в улучшении здоровья, физической подготовленности и в развитии специальных знаний, умений и навыков по туризму школьников экспериментальных групп, которые свидетельствуют об эффективности предложенной методики использования спортивного туризма в учебно¬воспитательном процессе старших классов как эффективного средства оздоровления и укрепления здоровья.



