Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях службы ранней помощи

Работа №170778

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы105
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1. Ребенок раннего возраста как объект службы ранней помощи 6
1.2. Психолого-педагогические условия индивидуального сопровождения детей
раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья 12
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Организация индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях службы ранней помощи 20
2.1. Диагностика актуального уровня психического развития ребенка раннего
возраста 20
2.2. Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях службы ранней
помощи 45
Выводы по 2 главе 78
Заключение 82
Список использованных источников 84
Приложение А 88
Приложение Б 99


Актуальность исследования. В возрасте от рождения до трех лет ребенок познает мир, социализируется, учится говорить и ощущать свое тело. Развитие этих процессов определяет успешность его адаптации к окружающему миру. Психика малыша отличается своей гибкостью и пластичностью, и все то, что закладывается в него в этот период с большей вероятностью будет составлять часть его личности. Возникновение отклонений в этом возрасте может привести к задержкам психического развития, недоразвитости двигательных функций и отсутствию речевой коммуникации. По статистике в Красноярском крае по данным на 2020 года на учете состоит 180,4 тысяч инвалидов, что составляет 6,2 % от численности населения края, из них 12,2 тысячи - дети с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста. Число новорожденных с проблемами составляет 74%. Не более 10% детей дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми.
В муниципальных медицинских учреждениях, как правило, проводятся лечебные и профилактические мероприятия и редко уделяется должное внимание развитию психики, социализированности и познавательным процессам становления личности ребенка. В таких учреждениях существует проблема недостаточного количества квалифицированных специалистов, которые знают, как работать с особыми детьми и их семьями, но они есть в специализированных учреждениях по работе с детьми-инвалидами.
В 90-х гг. ХХ века в России создаются службы ранней помощи, которые помогают детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Ранняя психолого-педагогическая и медицинская помощь позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии ребенка и, тем самым, смягчить и предубедить вторичные отклонения. Значимость раннего возраста, как сензитивного периода развития речи, восприятия, мышления, движений, социальной адаптации, будет рассматриваться в нашем исследовании в качестве ключевого принципа эффективного сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в развитии и их семей.
Противоречие между актуальными потребностями семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с инвалидностью, и недостаточной разработанностью условий, обеспечивающих эффективное индивидуальное сопровождение, позволило сформулировать проблему исследования: каковы психолого
педагогические условия, обеспечивающие эффективное индивидуальное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях службы ранней помощи?
Актуальность и недостаточная исследованность вышеуказанной проблемы обусловили выбор темы исследования, в соответствии с которой были определены объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: процесс индивидуального сопровождения ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
индивидуального сопровождения ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в рамках службы ранней помощи
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать в практике службы ранней помощи психолого-педагогические условия индивидуального сопровождения ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, определить их результативность
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и социальнопедагогическую литературу по теме исследования;
2. Провести диагностику актуального состояния психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и определить потребности семьи в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении;
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия индивидуального сопровождения ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья;
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе нашего исследования мы рассмотрели понятие ранний возраст, под которым принято понимать развитие личностной, эмоциональной, познавательной и социальной сфер у ребенка от рождения до трех лет. Мы также рассмотрели вопросы организации сопровождения, в частности, психологопедагогического сопровождения ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, который нуждается в помощи службы раннего вмешательства. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья - это индивид, имеющий недостатки в физическом и психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и
препятствующие образовательному процессу без создания определенных условий.
В результате нашего исследования мы уточнили понятие психологопедагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, которое предполагает создание особых условий в социальной службе для выявления и оказания ранней квалифицированной психолого-педагогической помощи детям, имеющим отклонения в психофизическом развитии, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.
Служба ранней помощи помогает родителям адаптироваться к новой жизненной ситуации, принять своего ребенка с особенностями здоровья и научить их взаимодействовать с малышом, развивать и поддерживать. Этот момент очень важен на этапе раннего развития любого ребенка, потому что в возрасте до трех лет малыш чрезвычайно чувствителен ко всем внешним факторам и окружению, для него важно чувство в безопасности, поддержки и понимании.
Для результативного оказания помощи ребенку раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и его семьи, мы предложили организовать следующие психолого-педагогические условия:
— составление индивидуального маршрута по сопровождению ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья;
— сплоченная работа команды службы ранней помощи по сопровождению, деятельность которой основана на принципах системности и взаимодействия;
— консультативная работа с родителями, направленная на умение стимулировать речь ребенка, эмоционально и вербально поддерживать его, общаться с ним на одном уровне глаз, использовать понятные ребенку невербальные средства общения, уважать личный темп своего ребенка и позволять ему делать что-то самостоятельно.
В соответствии с вышеперечисленными условиями нами были составлены 3 индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения для ребенка с задержкой психического развития, для ребенка с расстройством аутичстического спектра, для ребенка с задержкой двигательного развития. В ходе комплексной работы специалистов была отмечена результативность заявленных задач, проведены индивидуальные и групповые занятия с детьми, а также регулярно проводилась консультативная работа с родителями в кабинете педагога-психолога.
Родители научились соблюдать в игре правила, уважать личные границы своего ребенка, общаться с помощью жестов, поддерживать его словесно и эмоционально, предлагать альтернативные выходы из конфликтных ситуаций, развивать сюжетно-ролевые игры, концентрировать внимание ребенка на отдельных предметах, общаться с ребенком на одном уровне глаз.
Полученные в ходе повторной диагностики результаты позволили нам сделать вывод о том, что задачи исследования решены в полном объеме, цель достигнута, выдвинутая в начале исследования гипотеза нашла свое подтверждение.
Результаты нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение изучаемой проблемы и представляют собой один из путей ее решения. Дальнейшие пути исследования изучаемой проблемы могут быть связаны с теоретическим обоснованием и апробацией условий сопровождения детей раннего возраста с различными особенностями развития; осмыслением роли родителя в работе по абилитации и реабилитации ребенка раннего возраста.



1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб.: ДОРВАЛЬ, 1993. 96 с.
2. Бутко Г.А., Кательсон Т.А., Олту С.П. Развитие системы ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях образования и здравоохранения // Вестник Мининского университета. 2019. №4. С. 5.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1967. 234с
4. Герасименко О.А. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. М., 2000. 121 с.
5. Гончарова Е.Л. К вопросу о субъекте психолого-педагогического сопровождения в формирующейся практике комплексной помощи детям раннего возраста // Дефектология. 2009. № 7. С. 45-50.
6. Гурли Фюр. Запрещенное горе: об испытаниях и горе, связанных с рождением ребенка с функциональными ограничениями. Минск. «Минсктиппроект». 2003.
7. Евтушенко И.В., Левченко, И.Ю., Фальковская, Л.П. Особенности
разработки программы ранней помощи и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6.; 2 с. URL: http://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=23501 (дата обращения 15.11.2021)
8. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в развитии ребенка. М.: Просвещение, 1996. 128 с.
9. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей, Л.А.Нисневич СПб., 2000. 53 с.
10. Ковалевский, В.А. Особенности развития больного ребенка в семье [Текст] / В.А. Ковалевский - Красноярск: СибГТУ. 2013. 47 с. Козырева, Е.А. Дети - инвалиды /Н. Козырева//Вечерняя Москва, 27 июня, 2007. -257с
11. Колесин, А.Н. Концептуальные вопросы творческой реабилитации детей и подростков с особыми потребностями. Реабилитация с проблемами в развитии: Сборник научных трудов. /А.Н. Колесин - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000, - С.72-75
12. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности /В.С. Мерлин - М., Институт практической психологии, 2009.- 544с
13. Монгуш, О. О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста / О. О. Монгуш. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 59-62. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8262/ (дата обращения: 15.12.2021).
14. Осипова И.И. Профессиональное сопровождение семьи // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2011. № 1. С. 86-98.
15. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. - № 8. - С. 9-13.
... всего 32 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ