Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения дошкольников английскому языку 5
1.1 Сущность и принципы коммуникативного подхода при обучении 5
1.2 Психофизиологические особенности дошкольников 15
Выводы по главе 1 17
Глава 2. Практическая работа с дошкольниками на основе
коммуникативного подхода 18
2.1. Виды упражнений и приемы обучения английскому языку дошкольников 18
2.2. Оценка эффективности использования коммуникативного подхода при
обучении дошкольников английскому языку 21
Выводы по главе 2 31
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложение А 37
Приложение Б 38
Приложение В 39
Приложение Г 40
Приложение Д 41
Приложение Е 42
Приложение Ж 43
Приложение И 44
Приложение К 45
Актуальность темы исследования определяется тем, что конечной целью обучения иностранному языку является создание системы коммуникации и навыков общения на иностранном языке. Коммуникативный подход в образовании демонстрирует собой стратегию, которая моделирует общение, направленное на формирование психологической и языковой готовности к общению за счет сознательного осмысления материала и возможных способов взаимодействия с ним, а также выявления требований по обеспечению эффективности выстраивания коммуникативной стратегии.
Основа коммуникации заключается в том, что процесс обучения должен быть максимально приближен к реальным ситуациям, проходящим в различных сферах жизни. Ключевой задачей коммуникативного подхода к обучению английскому языку является психологическая подготовка обучающегося к реальному общению на иностранном языке, выражению своих мыслей в беседе с партнером по обсуждению той или иной проблемы.
Цель работы - подтверждение эффективности коммуникативного подхода при обучении дошкольников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- описать сущность коммуникативного подхода;
- выделить современные концептуальные принципы коммуникативного обучения;
- рассмотреть основные принципы обучения коммуникативным навыкам дошкольников при обучении английскому языку;
- дать оценку эффективности использования коммуникативного подхода при обучении дошкольников английскому языку.
Объект исследования - коммуникативный подход при обучении.
Предмет исследования - применение коммуникативного подхода при обучении английскому языку дошкольников.
Методами данного исследования являются общенаучные методы сбора материала и наблюдения, описания и классификации.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации информации по коммуникативному подходу при обучении дошкольников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные упражнения на основе коммуникативного подхода могут быть использованы в практике обучения английскому языку дошкольников.
Структура исследования определяется поставленной целью и задачами: она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Основополагающими целями и задачами всего образовательного процесса являются выстраивание стратегии и формирование коммуникативной культуры личности, а также общества целом. Данное положение определяет необходимость реализации коммуникативного подхода в образовательном процессе за счет обеспечения ситуационного характера учебного общения с последующим формированием личностных качеств. В работе рассмотрены сущность коммуникативного подхода в обучении, основные базисные принципы подхода, а также возможность применения коммуникативного подхода при обучении английскому языку дошкольников.
На практике применение коммуникативного подхода в обучении показало более высокий уровень запоминания новых знаний дошкольниками, а также расширение их интереса к английскому языку.
Внедрение коммуникативного подхода в обучение дошкольников английскому языку решает следующие важные проблемы:
1. Снижается или полностью исчезает языковой барьер, так как освоение грамматики происходит в рамках живого общения на изучаемом языке.
2. Формируются навыки более свободного общения в различных жизненных ситуациях, что способствует развитию коммуникативной компетенции, и дополнительно является хорошей подготовкой к школе.
3. Смена видов деятельности, фильмов и других визуальных пособий позволяет легко расширять кругозор обучающихся.
Предложенный комплекс упражнений выступил в качестве наиболее приемлемого средства выработки лексических и коммуникативных навыков у дошкольников, так как фундаментом для его разработки послужили материалы, применяемые на практике в стране изучаемого языка или носителями, также были учтены специфические особенности менталитета и чужой культуры на основании принятых и применяемых речевых норм.
В заключение хочется отметить, что мир меняется, но ничто не может заменить ребенку общение «вживую». Именно в дошкольном возрасте формируется коммуникативная компетенция, которая в последующем только развивается. Именно развитие коммуникативности является важнейшим направлением социально-личностного развития дошкольника и необходимым условием успешной учебной деятельности в будущем.
1. Голуб Л.Н. Коммуникативный подход в обучении // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. - 2017. - № 4. - С. 64-67
2. Колесникова И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина.
- СПб.: Из-во БЛИЦ, Cambridge University Press, 2001. - 224 с.
3. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку. Москва, 2016. - 230 с.
4. Кузнецова Н. Э. Современные методики преподавания английского языка в высших учебных заведениях. В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи: материалы XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 33. Часть I. Новосибирск: СибАК, 2014. - 200 с.
5. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 7-11.
6. Лебедева, В. А. Психология сегодня. Материалы Х регион. студ. науч.- практ. конф. Екатеринбург, 23-24 апр. 2008 г. / Отв. за выпуск В. А. Лебедева. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 254 с.
7. Медведева С. А. Реализация аксиологического подхода в системе высшего образования // Высшее образование сегодня. - 2013. - №11. - С. 61-63.
8. Негневицкая, Е. И. Язык и дети / Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович.
- М.: Наука, 1981. - 111 с.
9. Панова Л. С. Обучение иностранному языку в школе: пособие для учителей. - Киев: Рад. шк., 1989. - 144 с.
10. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологи, истории и теории. - СанктПетербургский гуманитарный университет. - Спб, 1999. - 592 с.
11. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностранных языков. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
12. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. - М.: Русский язык, 1989. - 276 с.
13. Сурженко О.Ю. Коммуникативная методика против традиционного метода обучения иностранному языку // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. Челябинск, февраль 2015. - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 160-162.
14. Хмилярчук Н.С. Коммуникативный подход при обучении
иностранного языка студентов туристического профиля как стратегическая проблема при подготовке будущего специалиста туристической сферы // Молодой ученый. - 2013. - №9. - С. 421-424. - URL
https://moluch.ru/archive/56/7554/ (дата обращения: 28.04.2021).
15. Хохлова А. А., Нечаева А. А. Коммуникативные игры в обучении иностранному языку в техническом вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2016. - № 2(30). - С. 110-115.
... всего 23 источников