Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы социально - нравственного развития детей старшего дошкольного возраста 9
1.1. Социально-нравственное развитие в условиях внедрения
Федерального Государственного Образовательного Стандарта
дошкольного образования 9
1.2. Психологические особенности детей старшего дошкольного
возраста 11
1.3. Развитие личности и социально - нравственно развитие детей старшего дошкольного возраста 17
Выводы к главе 1 29
Глава 2. Изучение особенностей социально - нравственного развития детей старшего дошкольного возраста 31
2.1. Организация, методы и методики исследования 31
2.2. Анализ результатов 36
2.3. Методические рекомендации по социально-нравственному развитию
детей старшего дошкольникого возраста 44
Выводы к главе 2 56
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложения 67
Важнейшим этапом в развитии и становлении личности ребёнка является дошкольный возраст. Именно в этот период ребенок учится взаимодействовать с детьми: начинает осваивать окружающий его мир, проходит первые этапы в своем нравственном развитии.
В последние десятилетия изменились взгляды педагогов на ребенка дошкольного возраста. Все более весомо утверждается положение о том, что дошкольный возраст, имеет непреходящее значение в формировании личности ребенка, является «фундаментом гармонической личности» (А.В.Запорожец) [17]; получены новые данные о процессе социального становления личности дошкольника. Исследователями доказано, что ребенок дошкольного возраста приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества, и на его основе - навыки поведения, в которых проявляются гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к деятельности; формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих явлений в обществе, социально приемлемые мотивы складывания личностных механизмов поведения. Ребенку старшего дошкольного возраста становится доступным осознание справедливости и объективности моральных норм, понимание их значимости в различных ситуациях морального выбора. Ребенка дошкольного возраста следует рассматривать не как объект педагогических воздействий, а как субъект реализации его потребностей, интересов и устремлений. Результатом воздействия педагога на ребенка должно стать формирование у него социальных чувств (удовлетворения, собственного достоинства, недовольства собой, стыда и др.), оценки себя с позиции «Я среди людей», «Я для людей», «Я вместе с людьми». Методы нравственного воспитания должны быть направлены не на передачу моральных норм с целью формирования соответствующего практического опыта, а на то, чтобы поставить ребенка в условия, при которых поступок, соответствующий моральной норме, становился бы для него личностно значимым [7].
Формирование у ребенка основ социально-нравственного развития осуществляется в социальной среде: в семье, в детском саду, но, особую роль в развитии личности ребенка играет педагог: именно он способствует созданию такой микросреды, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие, и управляет возникающими взаимоотношениями.
Социально-нравственное развитие- это процесс формирования социально-нравственной культуры личности и её отдельных компонентов: -поведенческого;
- эмоционального;
- когнитивного (по С.К.Козловой)[24].
Социально-нравственное развитие - многогранный процесс становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс социально-нравственного воспитания. Социально-нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности.
...
На основе анализа психолого-педагогической литературы исследованиями установлено, что присутствуют особенности в социально- нравственном развитии у детей старшего дошкольного возраста. Социально-нравственное развитие происходит под воздействием
объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.
В ходе исследования нами было выдвинуто предположение о том, что современные дети старшего дошкольного возраста обладают особенностями социально- нравственного развития.
Выявленные особенности социально-нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста:
дети не всегда могут
-объяснить основные нравственные понятия:
Доброта - злость
Щедрость - жадность
Трудолюбие - лень
Правдивость - лживость
- осознать нравственные нормы, принятые в обществе,
- проявлять общественные мотивы поведения,
-показывать сочувствие и помогают другим в сложной ситуации, -также не умеют сдерживать свои негативные проявления в конфликтах.
Данные особенности характеризуются недостаточным уровнем развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов:
В практической части нашей работы мы проверяли справедливость выдвинутой гипотезы.
Исследование проводилось в подготовительной группе, общей численностью 22 человека.
В процессе исследования уровня социально-нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста нами были использованы следующие методики: (методика «Закончи историю», методика
«Сюжетные картинки», методика «Подели игрушку», разработанные Р.Р. Калининой).
Анализ результатов показал, что около 25 % детей имеют низкий уровень, примерно 50 % детей имеют средний уровень, около 25 % детей имеют высокий уровень социально-нравственного развития. Из выше сказанного следует, что у данных детей недостаточно высокий уровень социально-нравственного развития.
Необходимо уделять особое внимание формирования когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственного развития детей. Для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:
- полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса;
- знание «механизмов» формирования нравственности;
- умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания.
...
1. Арсеньев А.С. Научное образование и нравственное воспитание // Психологические проблемы нравственного воспитания детей / Под ред.Ф.Т. Михайлова, И.В. Дубровиной, С.Г. Якобсон. - М.: Педагогика, 1977. - С.30-59.
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.:
Просвещение, 1979. - 534 с.
3. Бабаева Т.И. Социально-эмоциональное развитие
дошкольников в детском саду: метод. рекомендации к программе «Детство». - СПб.: «Детство-Пресс», 2002. - С.47-63.
4. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе: (дошкольники и младшие школьники). Пособие для педагогов, воспитателей, методистов / ред. Н.М. Матвеева. - М.: ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА, 2003. - 144 с.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
6. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975. - № 1. - С.7-46.
7. Буре Р.С., Костелова Л.Д. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей // Ярославский педагогический вестник. - 2000. - № 1. - С. 123-129.
8. Вербенц А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: учеб.- метод. пособ. / науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. - СПб.: «Детство-Пресс», 2013. - 270 с.
9. Возрастная и педагогическая психология / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - 272 с.
10. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Р.С.Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; Под ред. А.Н. Виноградовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 6: Научное наследство. - 400 с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.
В.В. Давыдова. - М.: АСТ Астрель Хранитель, 2008. - 671 с.
13. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. - М.: Издательский дом «Покров», 2004. - 456 с.
14. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов
педагогических институтов в 2 ч. / под ред. В.И. Логинова,
П.Г. Саморукова. - М.: Просвещение. 1988. - Ч.1. - 215 с.
15. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов
педагогических институтов в 2 ч. / под ред. В.И. Логинова,
П.Г. Саморукова. - М.: Просвещение. 1988. - Ч.2. - 287 с.
... всего 55 источников