Введение 3
Глава 1 Теоретическое исследование цвета в языковых дисциплинах 7
1.1 Цвет как объект исследований в лингвистике 7
1.2 Колоративная лексика в системе русского языка 13
1.3 Функции колоративной лексики в художественном тексте 17
Выводы по 1 главе 21
Глава 2 Лексико-семантическая группа «цвет» в творчестве Н.В. Гоголя 23
2.1 Тематическое разделение лексем со значением цвета в произведениях
Н.В. Гоголя 23
2.2 Роль колоративной лексики в петербургских повестях Н.В. Гоголя 26
2.3 Особенности колоративной лексики в сборниках Н.В. Гоголя «Миргород»
и «Вечера на хуторе близ Диканьки» 30
2.4. Анализ лексической цветовой палитры поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые
души" 39
2.4.1 Семантическая роль белого цвета 43
2.4.2 Семантическая роль зеленого цвета 46
2.4.3 Семантическая роль золотого цвета 48
2.5 Методическая разработка интегрированного урока по изучению
колоративной лексике в сборнике повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки» 50
Выводы по 2 главе 60
Заключение 62
Список используемых источников 65
Колоративная лексика или лексемы цвета - перспективная область изучения в современной лингвистики. Цвет, как таковой является объектом междисциплинарных исследований, включая физику, химию, дизайн и др. Еще в древнем мире философ Аристотель посвятил некоторые из своих трудов природе и сущности цвета, в том числе спроектировав идею на риторику и поэтику. После Аристотеля многие выдающиеся исследователи и ученые занимались вопросами и проблемами цвета, устанавливая как само происхождения цвета, так и его психическое воздействие на эмоции и чувства человека. Такими выдающимися работами стали фундаментальные труды И. Гете, В. Кандинского, Б. Базымы и др.
На сегодняшний момент существует немалое количество работ, изучающих как отдельные функции цвета в определенном тексте, так и работы, посвященные колоративной лексике в целом. Кроме того, изучение колоративной лексики художественного произведения - неотъемлемая часть образовательного процесса на занятиях по русскому языку и литературе, а также анализа текста.
Отметим, что колоративная лексика - это группа слов, которые содержат эмоциональные оттенки и выражают различные нюансы чувств и эмоций при помощи терминологии цвета. Колоративная лексика наравне с средствами художественной выразительности часто используется в литературе и поэзии для создания более ярких образов и передачи символов. Так, колоративная лексика стала немаловажной частью символизма в литературе.
В последнее время многие лингвистические работы, посвященные теме колоративной лексики, обращаются к изучению лексем цвета в произведениях определенного автора или же в одном конкретном прозаическом или поэтическом произведении. Н.В. Гоголь, как виртуоз слова и гениальный писатель в истории русской классической литературы, придавал отдельное значение передаче цвета в своих произведениях. Все работы Н.В. Гоголя семантически представляют большой пласт для изучения колоративной лексики. Многие литературоведы и филологи обращали внимание на данный факт и исследовали лексемы цвета и их семиотическое значение в прозе Н.В. Гоголя. Исследователь А.Белый посвятил вопросу цвета в творчестве Гоголя большую часть книги «Мастерство Гоголя: Исследование», в том числе проведя количественные замеры лексем в поэме «Мертвые души». А.К. Югов посвятил вопросу статью, вошедшую в сборник критики «Думы о русском слове» и освятив некоторые пейзажные функции цветовых лексем в той же поэме. Также вопросом занимались В.В. Набоков, Ю.В. Манн, исследователь И.А. Орлова и др. Тем не менее, мало работ посвящено исследованию колоративной лексики в прозаических сборниках Н.В. Гоголя «Миргород», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Петербургские повести». Кроме того, не существует цельного исследования, посвященного анализу тематических групп колоративной лексики в прозе Н.В. Гоголя и общего исследования семантики цвета в поэме «Мертвые души».
Актуальность исследования. В современной лингвистике вопрос цвета и колоративной лексики остается в разработке. Данная работа привносит актуальные данные по вопросу на примере прозаических текстов Н.В. Гоголя, известного русского писателя. Изучение колоративной лексики текстов его произведений позволяет раскрыть особенности авторского употребления слов колоративной семантики как языкового средства его идиостиля, а также вносит вклад в исследование русских колоризмов.
Объект исследования - художественный мир прозы Н.В. Гоголя.
Предмет исследования - лексические единицы, формирующие цветовой контекст прозаических сборников Н.В. Гоголя.
Цель исследования - проанализировать и изучить колоративную лексику в произведениях Н.В. Гоголя.
Задачи исследования:
1. Изучить материал, связанного с понятием и сущностью цвета в лингвистике.
2. Проанализировать специфику функционирования колоративной лексики в системе русского языка.
3. Исследовать роль и функции лексем цвета в художественном тексте и прозаических произведениях на основе научных работ по психолингвистике.
4. Выбрать лексический материал, проанализировать его и
тематически распределить колоративную лексику из произведений Н.В. Гоголя.
5. Определить особенности функционирования цветовых лексем в прозаическом творчестве Н.В. Гоголя.
...
Целью данной работы было изучение колоративной лексики в произведениях Н.В. Гоголя. Исходя из цели данной работы нами были сформулированы поэтапные задачи, реализованные в ходе данной работы.
В первой главе мы рассмотрели теоретическую сторону вопроса, касаясь аспектов психолингвистике и исследовательских работ, посвященных роли и функции лексем цвета в художественных произведениях. Мы определили, что цвет является междисциплинарной темой, и вопрос цвета и цветовой палитры в науке изучался как философами и лингвистами, так физиками и химиками. При этом цвет в лингвистике изначально изучался с помощью психологических работ по влиянию цвета на эмоции и чувства человека. Исходя их этого, было установлено, что основная функция лексем цвета в тексте и художественном произведение - передача авторской задумки и вкрапление символов в общую палитру произведения. Помимо этого, колоративная лексика также выполняет описательную функцию, помогаю автору визуализировать портрет героя или пейзаж места действия.
Во второй главе работы мы исследовали колоративную лексику в прозаических произведениях Н.В. Гоголя. Мы определили, что тематически лексемы цвета в прозе Гоголя можно распределить следующим образом:
1. Портретные цветовые лексемы. Служат для изображения внешнего облика гоголевских персонажей. Это относится как к изображению фигуры или лица героя, так и к его одежде.
2. Интерьерные и пейзажные цветовые лексемы. Используются для создания атмосферы жилища персонажа или окружающей среды.
3. Психологические цветовые лексемы. Данные лексемы передают состояние героя, его внутренние чувства, которые обычно передаются через ментальные внешние символы.
4. Эмоционально состояние героев или общей атмосферы (фрагменты, когда речь идет о праздниках или наоборот, о похоронах).
Далее в главе нами были подробно исследованы функции и роли колоративной лексики в прозаических сборниках Н.В. Гоголя. Мы определили, что в сборнике «Петербургские повести» лексемы образуют туманность и таинственность города, подчеркивая его социальное неравенство. В редких случаях лексемы передают частный настрой города или сущность героя. В сборниках «Миргород» и «Вечера на хуторе близ Диканьки» цветовые лексемы в основном выполняют описательную функцию, показывая колорит и яркость Малороссии и жителей хуторов.
Так же вторая глава посвящена исследованию и анализу колоративной лексики в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Данный вопрос был исследован ранее лингвистами и литературоведами. Мы обобщили и теоретизировали знания по данному вопросу, а также провели собственный анализ цветовой семантики главного героя и помещиков в поэме. Кроме того, мы выделили наиболее значимые цветовые лексемы поэмы и отдельно рассмотрели их в подпунктах главы, определив в том числе, что они являются продолжением концептов поэмы - «жизнь» и «смерть».
Мы можем утверждать, что Н.В. Гоголь, как виртуозный мастер слова, использует колоративную лексику не только для общего изображения героев и пейзажей в поэме, но и делает акцент на символичности цветовой палитры, а изучение цветовой палитры произведений Н.В.Гоголя дает очень многое в понимании образов, изображенных автором, к которым отностяся кА герои и местность, так и концепты.
Мы считаем, что дальнейшее изучение колоративной лексики в произведениях Н.В. Гоголя внесет значительный вклад в отечественную науку междисциплинарных исследований цвета (филология, лингвистика, литературоведения).
Поскольку колоративная лексика является также предметом для изучения в образовательной системе, на основе данного исследования, нами разработан урока для 9 классов общеобразовательных школ на тему «Изучение цвета и его символики в сборнике Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», представленный во второй главе данной работы.
1. Алимпиева Р. В. Семантическая структура слова белый // Вопросы семантики. Л., 1976. Вып. 2. С. 13—27. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке. М., 1975.
2. Базыма Б.А Цвет и психика. Монография//ХГАК., - Харьков., - 2001.- 172с.
3. Базыма Б.А.; Психология цвета: Теория и практика. - Харьков: Изд: Речь, 2005. - 110 с.
4. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке. М., 1975.
5. Белый А. Мастерство Гоголя: Исследование/ Андрей Белый. - М: МАЛП, 1996. - 638 с.
6. Бобыль С. В. Семантические и стилистические свойства
цветообозначений: (На материале советской поэзии). Автореферат
диссертации канд. филол. науки. 10.02.01.- Днепропетровск
7. Бочаров С. Г. Пути гоголевской критики // Гоголь в русской критике : антология. М., 2008.
8. Брагина А.А. «Цветовые» дефиниции и формирование новых значений слов и словосочетаний. Лексикология и лексикография. - М., 1972. - С.411
9. Василевич А.П. Цвет и его название. Развитие лексики цветообозначения в современной России / А.П. Василевич, С.С. Мищенко // Вестник РФФИ. - М. - 2000. - № 1, - С. 56-61.
10. Вежбицкая А. Цветообозначение и универсалии зрительного восприятия. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М., 1996. - С.149-231
11. Виноградов В.В. Основные типы фразеологических единиц в русском языке / В.В. Виноградов // Русский язык. Грамматическое учение о любви. Грамматическое учение о слове. — М.: Средняя школа, 1986. — 639 с.
12. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В.В. Виноградов. - М.: Изд. АН СССР, 1963. - 255 с.
13. Галкин А. Б. Гибель художника, или Гоголь под руинами «Мёртвых душ»: (Магические имена, уничтожившие своего творца) / / Юность. 2009. № 4. С. 12 — 20.
14. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород: повести. М.: АСТ, 2013. 444 с.
15. Гоголь Н.В. Мертвые души: Поэма/ Предисл.С.И. Машинского; Ил. А. Лаптева.- М.: Дет.лит. - 1982.
... всего 49 источников