Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Восполнение утрат красочного слоя с использованием электронной реконструкции на примере иконы «Успение Пресвятой Богородицы»

Работа №170765

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы74
Год сдачи2024
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕКОНСТРУКЦИЯ УТРАЧЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КРАСОЧНОГО СЛОЯ 7
1.1 Восполнение утрат красочного слоя, как реставрационного методика 7
1.2 Реконструкция утраченных элементов и её виды 10
1.3 Опыт применения электронной/цифровой реконструкции 13
ГЛАВА 2. КОНСЕРВАЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ ИКОНЫ «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» 23
2.1 Иконография образа и предреставрационные исследования иконы 23
2.2 Консервация и реставрация иконы «Успение Пресвятой Богородицы 33
2.3 Реконструкция иконы «Успения Пресвятой Богородицы» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опыт применения компьютерных технологий в реставрации 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Иконография образа и предреставрационные исследования иконы 60
ПРИЛОЖЕНИЕ В Электронная реконструкция иконы 73


Одним из актуальнейших направлений в реставрационном процессе является использование искусственного интеллекта (нейросети). Несмотря на многочисленные публикации примеров такого использования (и это не научные публикации, а статьи в погоне за сенсацией), все специалисты сходятся во мнении, что использование ИИ на данном этапе его развития в реставрации живописи, и иконописи в частности, возможно только для восстановления небольших (и второстепенных) утраченных фрагментов.
Это означает, что на данный момент компьютеры не могут заменить профессионального специалиста, но современные технологии могут помочь реставратору в его деле. В особо сложных случаях или спорных моментах в процессе реставрации объекта с помощью программ можно обратиться к электронной реконструкции. Данный вид реконструкции позволяет
«примерить» дальнейшие варианты и способы восстановления красочного слоя.
Целью данной работы является изучение методов восполнения утрат красочного слоя иконы «Успение Пресвятой Богородицы» с использованием электронной реконструкции.
Задачи:
1. Определить методику реконструкции утрат красочного слоя с использованием электронной реконструкции.
2. Проанализировать процесс реставрации иконы и основных этапов восстановления утрат красочного слоя.
3. Осуществить комплексную консервацию и реставрацию иконы "Успение Пресвятой Богородицы".
4. Провести эксперимент по восстановлению иконы с использованием электронной реконструкции.
Объектом исследования является икона «Успение Пресвятой Богородицы».
Предмет - процесс восполнения утрат красочного слоя с использованием электронной реконструкции.
Актуальность и новизна темы. В настоящее время одним из актуальных и наименее используемых направлений в области исследования и сохранения культурного наследия является использование электронной реконструкции. Этот метод позволяет восстановить утраченные элементы изображения, сохраняя при этом историческую и культурную ценность памятника. Наиболее актуальным является применение электронной реконструкции для восстановления и сохранения икон, которые являются неотъемлемой частью культурного наследия нашей страны. Более того, публикаций о процессах и результатах применения цифровых технологий и электронной реконструкции в реставрации русских икон насчитывается единицы за два последних десятилетия...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При написании выпускной квалификационной работы была определена важность сохранения культурного наследия. Реставрация старинных произведений искусства позволяет передать их историческую ценность будущим поколениям. В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были изучены методы реставрации икон, а также инструменты и материалы, используемые специалистами в этой области. Были выполнены следующие задачи:
- найдена литература, объясняющая методику восполнения утрат красочного слоя;
- осуществлена комплексная консервация и реставрация иконы «Успение Пресвятой Богородицы»;
- выполнена работа по восстановлению иконы, которая позволила зафиксировать основные этапы реставрации красочного слоя.
В основной части работы описаны основные этапы процесса консервации и реставрации станковой темперной живописи. Также рассмотрен опыт зарубежных и отечественных специалистов в области использования современных компьютерных и технологических методов для восстановления объектов.
В работе представлены материалы фотофиксации реставрируемого объекта и иконографическая справка о сюжете иконы.
В практической части работы были проведены все необходимые этапы консервации и реставрации:
1. Укрепление участков красочного слоя.
2. Очистка от поверхностных загрязнений.
3. Восполнение утрат грунта.
4. Утоньшение потемневшего лакового слоя.
5. Частичное раскрытие живописи от поздних наслоений.
6. Составление электронного эскиза реконструкции.
7. Тонирование утрат красочного слоя.
Были определены место и роль современных цифровых технологий в процессе реконструкции иконы. В процессе создания цифровой реконструкции были апробированы различные методы электронного восстановления тонового единства живописи и реконструкции элементов рисунка в программах Adobe Photoshop и Krita.
При проведении атрибуции определён период написания иконы - примерно XIX век, было выявлено сходство с иконами Костромской, Палехской, Владимирской школ.
Результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы в образовательных организациях и музейной работе не только для привлечения внимания к проблеме сохранения культурного наследия, но и как практический пример цифровой копии памятника культуры.



1. Амелин А.А. Символика и значимость праздника Успения Пресвятой Богородицы // Символизм христианского искусства. - М.: Иоанн Богослов, 2000. - С. 187-195.
2. Анисимова Т. И., Зотов А. В., Поневаж В. П., Чумаков П. Ф. Использование компьютерной технологии при реставрации живописи XIV в. церкви Успения на Волотовом поле // Исследования в консервации культурного наследия. Материалы международной научно-практической конференции. — М.: Индрик, 2005 — 304 с ; ил.
3. Башмакова Л.И. Рентгенологическое исследование произведений живописи в ГЦХНРМ// СООБЩЕНИЯ ВЦНИЛКР. № 27. - Москва: ВЦНИЛКР, 1971. - С. 2 -26.
4. Бердичевский, Е. Г. Компьютерные технологии в реставрации и реконструкции произведений искусства // Дизайн. Материалы. Технология. -
2011. - № 5(20). - С. 105-107. - EDN PVAJFJ.
5. Бобров Ф. Ю. Особенности методов раскрытия произведений живописи - баланс технологии и художественного вкуса // Научные труды. Вып. 38 : Вопросы художественного образования. СПб.: Институт имени И. Е. Репина, 2016. С. 25-42
6. Бобров Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия // Российская Академия Художеств, Государственный Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. - СПБ, 1997. - 344 с.
7. Бобров Ю.Г., Бобров Ф.Ю. Консервация и реставрация станковой
темперной живописи. - М: ООО «Художественно-педагогическое
издательство»., 2008. — 128 с., илл.
8. Богданов Г.А., Кристи Е.М., Филатов В.В. Реставрация станковой темперной живописи / Под ред. В.В. Филатова. - М.: Изобразительное искусство, 1986. - С. 266.
9. Быкова М. А. Компьютерное проектирование в реставрации //
Реставрация музейных ценностей. Вестник. 2000-2001. - №6-7. - С. 24-27.
10. Виктурина М. П Рентгенографическое исследование экспонатов на аппарате РУМ-7 // СООБЩЕНИЯ ВЦНИЛКР. № 24-25. - Москва: ВЦНИЛКР, 1969. - С. 58-64..
11. Виллан Ф.. Программы спасают фрески [web-сайт] // Computerworld
Россия. - Издательство «Открытые системы». - 2000. - №03. - Режим доступа: https://www.osp.ru/cw/2000/03/2722 (дата обращения: 15.04.2024). - Текст:
электронный.
12. Гогичаева, А. А. Применение цифровых технологий в реставрации живописи// Гуманитарное знанием и искусственный интелект: стрателии и инновации. - Екатеринбург: изд. Уральского университета, 2020. - 77-80 с.
13. Голубева И.Б., Сарабьянов В.Д. Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря
14. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. — М.: Красная площадь, 1995. — 272 с.: ил.; 28x23 см. — 10000 экз. — ISBN 5-900743-013-6.
15. Илюхин А.В. “Успение Богородицы”// Журнал “Церковь и время”, № 6, 2015. - С. 29-34...41

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ