СОКРАЩЕНИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Определение, характеристики, классификация и расчетные 7 методы прогноза туманов
1.1 Определение, классификация и характеристики туманов 7
1.2 Физические условия, при которых образуется туман 7
1.3 Синоптические условия, при которых образуется туман 8
1.4 Методы прогнозирования радиационных туманов 9
1.4.1 Описание метода прогноза тумана по А.С. Звереву 9
1.4.2 Описание метода прогноза тумана по Б.В. Кирюхину 10
1.4.3 Описание метода прогноза радиационного тумана по Н.В. 12
Петренко
1.5 Методы прогнозирования адвективных туманов 13
1.5.1 Описание метода прогноза тумана по И.В. Кошеленко 14
1.5.2 Схема прогнозирования тумана адвекции по методу Н.В. 14 Петренко
2 Влияние туманов на деятельность авиации 16
2.1 Определение и характеристики видимости 16
2.2 Прогноз видимости на авиационных предприятиях 17
2.3 Экономические ущербы, причиненные туманом 20
3 Исследование синоптических ситуаций возникновения и 22 прогноз радиационных туманов на аэродроме Когалым
3.1 Климатические особенности аэродрома Когалым 22
3.2 Годовое и месячное распределение случаев тумана на 23 аэродроме Когалым в период с 2016 по 2020 гг.
3.3 Синоптические ситуации образования туманов на аэродроме 25 Когалым за 2016 - 2020 гг.
3.4 Типы туманов, наблюдавшихся на аэродроме Когалым за 35 период 2016-2020 гг.
3.5 Методы расчета прогноза радиационного тумана на 36
аэродроме Когалым за период 2016 - 2020 гг.
Заключение 39
Список использованных источников 40
В наше время сложно представить жизнь без средств передвижения, технологии позволяют передвигаться на суше, на воде и в воздухе. Погодные явления могу сильно помешать нам при передвижении, создавая опасную ситуацию.
В моём случае, я рассматриваю такое опасное погодное явление как туман. Какой бы совершенной не была авиация, есть риск, что воздушное судно может попасть в туман, что может привести к необратимым последствиям. Поэтому задача всех прогностических подразделений, обслуживающих авиацию, предсказать как можно точнее и быстрее место возникновения, тип и интенсивность такого опасного явления как туман.
В данной выпускной квалификационной работе будет рассмотрено:
- Повторяемость случаев туманов на аэродроме Когалым за период за период 2016 - 2020 гг.;
- Типы тумана;
- Исследование синоптических ситуаций возникновения туманов;
- Прогноз и выбор наиболее успешного метода прогнозирования радиационных туманов в районе аэродрома Когалым за период 2016 - 2020 гг.
Местом исследования был выбран аэродром Когалым, координаты которого 62.19 северной широты 74.53 восточной долготы. Высота над уровнем моря аэродрома 67 метров. Аэропорт Когалым расположен в 6 километрах южнее города Когалым и обслуживает Ханты-Мансийский автономный округ. В настоящее время из него выполняются рейсы в Москву, Новосибирск, Уфу, Самару и др. города
Целью данной работы является анализ образования и прогноз радиационных туманов в районе аэродрома Когалым за период 2016 - 2020 гг.
Задачи работы:
1. Собрать и обработать архив данных АМСГ Когалым за период 2016 - 2020 гг. по случаям ухудшения видимости в тумане.
2. Определить и проанализировать синоптические ситуации случаев образования туманов в период с 2016 по 2020 гг.
3. Провести типизацию туманов.
4. Апробировать метод прогноза радиационного тумана по данным АМСГ Когалым и выбрать наиболее успешный метод прогноза радиационного тумана.
В процессе выполнения дипломного проекта все поставленные цели были выполнены.
Проанализировав годовой и месячный ход туманов, можно сделать заключение, что в 2016 году наблюдалось самое большое число случаев туманов (49), в последние 2 года наблюдался спад случаев туманов (в 2019 г. - 20, 2020 г. - 14).
Самым насыщенным месяцем по количеству туманов является сентябрь (25).
Также в работе были проанализированы синоптические ситуации образования туманов. Наиболее характерной синоптической ситуацией является ось гребня (в 29% случаев) и ось ложбины (в 19% случаев).
Были выделены типы туманов, самым частым типом тумана является радиационный (68 случаев).
Были апробированы методы прогноза радиационного тумана: метод Зверева, метод Кирюхина, метод Петренко. Наилучший результат показал метод Зверева и Петренко (41%), что не является хорошим показателем для применения этих методов при прогнозе туманов на аэродроме Когалым.