Оглавление стр.
Введение 3
Сокращения 5
1. Физико-метеорологические условия образования ветра, его классификация и
основные характеристики 6
1.1 Механизм образования ветра 6
1.2 Основные характеристики ветра 15
1.3 Классификация ветра 17
1.4 Ветер как опасное для авиации явление погоды. Влияние ветра на полеты
воздушных судов 19
1.5 Сдвиг ветра. Основные положения и влияние на полеты воздушных судов26
1.6 Методы прогноза ветра 30
1.6.1 Прогноз направления ветра 30
1.6.2 Прогноз скорости ветра у земли 32
1.6.3 Прогноз скорости ветра на высотах 38
2. Исходный материал и методы его обработки 40
2.1 Характеристика исходных данных и методика обработки информации 40
2.2 Физико-географическое описание аэродрома «Домодедово» г.Москвы 41
2.3 Общая климатическая характеристика аэродрома 42
2.4 Основной расчётный метод прогноза ветра, используемый на АМСГ
«Домодедово» 43
3. Распределение ветра в районе аэродрома «Домодедово» г. Москвы 45
3.1 Месячно-годовой ход направления ветра 45
3.2 Месячно-годовой ход скорости ветра 46
Заключение 50
Список использованной литературы 51
Приложение А - Графики повторяемости направления ветра 52
Приложение Б - Графики хода скорости ветра 63
Приложение В - Схема расположения ВПП 77
Безопасность полетов — актуальнейшая проблема авиации. На безопасность полетов влияют многие факторы, в том числе факторы внешней среды, состояния атмосферы и, как следствие, ветер.
Резкое усиление ветра относится к одним из опасных природных явлений не только для человека, но и для авиации. Поэтому работникам гражданской авиации и сотрудникам авиационно-метеорологических станций гражданских (АМСГ) необходимо осуществлять все меры, предусмотренные для выполнения полётов без авиационных происшествий и предпосылок к ним. Недопустимы какие-либо нарушения и упущения при организации, обеспечении и выполнении полётов и управлении воздушным движением. Практика выполнения полётов показывает, что в ряде районов страны внезапное резкое изменение скорости ветра (шквал) является основной причиной нарушения регулярности воздушного движения и предпосылок к лётным происшествиям, а сдвиг ветра классифицируется как явление значительного фактора риска при выполнении взлета и посадки воздушных судов, так как существует вероятность потери управляемости судна.
Современные самолёты и системы управления воздушным движением оборудованы новейшим радионавигационным оборудованием и приборами, позволяющими производить полёты в сложных метеорологических условиях. Однако взлёт и посадка являются самыми ответственными этапами полёта.
Правильный учёт климатических условий служит одним из важнейших резервов повышения экономичности, регулярности и безопасности полётов.
Учитывая большую зависимость авиации от погоды, в целях повышения безопасности полётов, вводятся их ограничения в сложных метеорологических условиях применительно к оборудованию самолётов, техническим возможностям посадочных систем и подготовленности лётного состава. Однако, обеспечение регулярности и безопасности полётов, а также снижение себестоимости воздушных перевозок, требует сокращения ограничений полётов по метеоусловиям.
В широком круге вопросов метеорологического обеспечения безо-пасности, регулярности и экономичности полетов важное место занимает информация о ветре и связанных с ним опасных для полетов метеорологических явлениях.
Статистические разработки, выполненные по материалам за последние пять лет, отражают общую картину особенностей распределения ветра и позволяют увереннее ориентироваться при составлении прогнозов погоды для авиации. В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1. Равнинный рельеф местности и расположение аэропорта способствует эксплуатации его в течение всего года. Существенного влияния на работу аэродрома «Домодедово» ветер не оказывает.
2. Преобладающее направление ветра в районе аэродрома - западное.
3. Средняя скорость ветра за рассматриваемый период 4,2 м/с. Максимальная скорость ветра наблюдается в холодный период года (в основном в декабре, феврале и марте) со средним значением около 4,6 м/с. Минимальная скорость ветра приходится на август и сентябрь со значением около 3,7 м/с. Отдельные порывы ветра могут превышать среднюю скорость ветра в 3 раза и наблюдаются в основном в теплое время года.
4. Приведённые материалы в виде таблиц и графиков могут быть использованы синоптиками в повседневной прогностической работе, а также работниками лётного и диспетчерского состава при планировании полётов и управлении воздушным движением.
5. Несмотря на современные средства автоматизации обеспечения полетов, современная авиация до сих пор очень сильно зависит от метеообстановки. Поэтому изучение метеорологии и различных атмосферных явлений имеет очень большое значение и в наше время.