Введение 4
Глава 1 Теоретические и методологические основы социально - психологической адаптации к школе детей 7
1.1 Характеристика психологической адаптации детей к школе . Социально - психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению 7
1.2. Понятие адаптации и аддитивности в педагогической литературе 28
Глава 2 . Практическое исследование адаптации детей к школе при посещении
и не посещении дошкольного учреждения 43
2.1. Иcслeдование coциально-психологической адаптации к школе 43
2.2. Сравнительный анализ адаптации к школе детей, посещающих и не
посещающих детский сад 46
2.3. Методические рекомендации 50
Заключение 57
Список литературы 59
Актуальность исследования
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе образования из этих детей,как правило, формируются отстающие и второгодники.
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу,растерянность, напряжение.
Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми,они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут.У части детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть и такие, у кого этот процесс сильно затягивается. Психосоциальная адаптация может проходить по-разному.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.
Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированное™ элементарных понятий. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения. Вопрос адаптации первоклассников к школе рассматривала Л.М.Костина. Была предпринята попытка выявить возможность влияния на школьную адаптацию путём коррекции уровня тревожности у детей методом недирективной игровой терапии в период нахождения будущих первоклассников в дошкольных учреждениях. По данным был сделан вывод об эффективности метода игровой терапии в коррекции высокой тревожности у дошкольников, что позволяет повысить уровень их школьной адаптации и успеваемость в первом классе.
Маркович Д.Н. в своей статье «Адаптация первоклассников к обучению в школе» представила вниманию критерии готовности ребёнка к обучению в школе, причины школьной адаптации, предоставила общие рекомендации по адаптации первоклассников. Также подвела к тому, что адаптация во многом зависит от его индивидуальных особенностей от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью.
Ускова М. В. провела анализ особенностей первичной адаптации первоклассников к школе и сделала вывод о том, что на степень дезадаптации влияет в большей степени гиперкинетический синдром,инертность нервной системы, неготовность к школе, недостаточная произвольность психических функций и их сочетание между собой.
Объект исследования - адаптация детей к обучению в школе.
Предмет исследования - особенности адаптации к школе детей,посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Цель исследования - исследовать особенности школьной адаптации детей при посещении и не посещении дошкольного учреждения.
Гипотеза исследования - было выдвинуто предположение о том, что дети, посещающие дошкольное учреждение, в сравнении с детьми,воспитывающимися дома, легче адаптируются к школе.
Для достижения поставленной цели нами были выделены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические и методологические основы социально - психологической адаптации к школе детей;
2) провести исследование социально-психологической адаптации к школе детей;
3) провести сравнительный анализ социально-психологической адаптации к школе детей, посещающих и не посещающих детский сад.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- исследования выступили труды ведущих зарубежных и отечественных педагогов и психологов (Л.М. Костина., Маркович Д.Н.,Ускова М.В., М.И.Лисина, Е.И. Холостовой, Л.Р.Лурия, Г.М.Чуткина,П.Я.Гальперин, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконин,)
Методы исследования. В работе были применены теоретические методы, такие как анализ психолого-педагогической литературы, а также эмпирический метод: анкеты и методики, направленные на оценку адаптации детей к школе.
База и выборка исследования: составили ученики 1-6 класса школы, проживающие в г. Кызыл МБОУ СОШ №2, из которых посещали
дошкольные учреждение - 10 человек, не посещали дошкольное учреждение-10 человек.
Практическая значимость: Материалы исследования могут быть использованы
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется,прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Исходя из результатов проведенного нами исследования, можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась: у детей посещающих дошкольное учреждение в сравнение с детьми воспитывающими дома более развиты такие компоненты социально - психологической адаптации к школе,как: адекватная самооценка, доверительные и конструктивные отношения со взрослыми и сверстниками, о чем свидетельствуют результаты практического исследования.
Условия воспитания ребенка оказывают самое непосредственное влияние на уровень его готовности и адаптациик школе. Оптимального уровня готовности и адаптации к школе может достичь ребенок,посещающий дошкольное учреждение, в котором подготовка его к обучению в школе является одной из важных задач и осуществляется целенаправленно и планомерно. Поступающие в школу дети, не имея опыта посещения дошкольного учреждения, психологически хуже подготовлены к школе даже при высоких показателях интеллектуального развития. Это объясняется тем,что некоторые дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользуются более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они,как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции.
Чтобы ребенок, не посещающий детский сад, имел высокий уровень психологической готовности к школе, родителям главное - научить считать,писать и читать. Основной акцент необходимо сделать на мотивационное развитие ребенка, а именно - развитие социально - психологических качеств.
Задача взрослого - сначала пробудить у ребенка желание научиться чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Г.С. Абрамова // - М.:Деловая книга, 2005. - С. 624.
2. Агапова, И.Ю., Чеховская В.Б. Подготовка детей к школе //Начальная школа. - 2004. - № 3. - С. 19-20.
3. Азарова Т.В., Битянова М.Р. Развивающая работа психолога на
этапе адаптации детей в школе // Мир психологии. - 2006. - № 1. - С. 147 -170.
4. Артемова Л. Формирование социальной активности // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 4. - С. 39 - 41.
5. Афонькина Г.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии.-М.: Просвещение ВЛАДОС, 2007. - 291 с.
6. Бабаева Т.П. У школьного порога // Дошкольное воспитание. - 2006.- № 6. - С. 13-15.
7. Бороздина Л.В., Рощина Е.С. Влияние уровня самооценки на
продуктивность учебной деятельности // Новые исследования в психологии.-2008. -№1. С. 23--26.
8. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты:иллюстрированное руководство. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2005. - 159 с.
9. Венгер Л.А., Мухина B.C. Дошкольная психология: Учебное пособие для педучилищ. - М.: Просвещение,. - 335 с.
10. Взаимосвязь познавательной и социальной активности младшего
школьника: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. С.П. Баранов. - М.: МЕПИ, 2006.- 186 с.
11. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост.: И.В.Дубровина, В.В. Зацепин, А.М. Прихожан. - М.: Academia, 2008. - 368 с.
12. Возрастная психология: Личность от молодости до старости:
Учебное пособие для вузов / Под ред. М.В. Еерасимова, М.В. Еомезо, Е.В.Еорелова, Л.В. Орлова. - М.: Педагогика, 2009. - 272 с.
13. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для
воспитателей / Под ред. JI.A. Парамоновой, О.С. Ушаковой. - М.:Просвещение, 1999. - 158 с.
14. Выготский JI.C. Педагогическая психология. - М.: Педагогика -Пресс, 1999. - 536 с.
15. Выготский JI.C. Психология. - М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс»,2002. - 1008 с.
16. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. - 1997. - № 7. - С. 45 - 50.
17. Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников/ Под ред. E.JI. Ерохиной. - М.: Олимп, 1999. - 160 с.
18. Готовимся к школе: Практические задания. Тесты. Советы психолога / Сост.: М.Н. Кабанова. - С.-Пб.: Нева, 2003. 224 с.
19. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и
коррекция его неблагоприятных вариантов / Отв. ред. В.И. Слободчиков. -Томск, 1992. - 160 с.
20. Готовность к школе: Развивающие программы / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1995. - 96 с.
21. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.:Академический проект, 2000. - 168 с.
22. Диагностика социальной активности детей дошкольного и
младшего школьного возраста: Методические рекомендации / В.Г. Маргалов,В.А. Ситаров. - М.: МГПИ, 1989. 43 с.
23. Дорофеева Г.А. Технологическая карта работы учителя с
первоклассниками в период их адаптации к школьному обучению //Начальная школа: плюс - минус. - 2001. - №2. - С. 20 - 26.
24. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
25. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологический словарь -справочник. - М.: ACT, 2001. - 576 с.
26. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Изд. 3-е.Ростов на Дону: Феникс, 2005. - 315 с.
27. Захарова А.В., Нгуен Ткань Тхой. Развитие знаний о себе в
младшем школьном возрасте: Сообщ. 1-2 // Новые исследования в психологии. - 2007. - № 1,2.
28. Захарова O.JI. Проблема преемственности и адаптации к школе //Психологическая служба муниципальной системы образования: опыт, проблемы, решения. Материалы городской научно-практической конференции. - Курган, 2008. - С. 25 - 27.
29. Зинченко В.В. Как формировать социальную активность младших школьников // Начальное образование. - 2008. - №1. С. 9 - 14.
30. Ильина М.Н. Подготовка к школе. С.-Пб.: Дельта, 2009. - 224 с.
31. Кан-Калик В. Психологические аспекты педагогического общения
// Народное образование. - 2006. - № 5. - С. 104 - 112.
32. Капчеля Г.И., Лисина М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Калинин, 2009. - 132 с.
33. Ковальчук Я.И. Понимать мир детства. Мн.: «Народная асвета»,2009. - 160 с.
34. Кон И.С. Возрастная психология: детство, отрочество, юность:
Хрестоматия / Учеб, пособие для студ. пед. Вузов / Сост. и науч. ред. B.C.Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 624 с.
35. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. - С.-Пб.:«Прайм - ЕВРОЗНАК», 2003. - 512 с.
36. Кравцов Е.Е., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок.
Психологическая готовность к школе. - М., Знание, 2006. - 80 с.
37. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 2010. - 152 с.
38. Крысько В.Е. Социальная психология: Учеб, для студ. высш. учеб,заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 448 с.
39. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 2009. - 132 с.
40. Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. М., 2007.-40 с.
41. Маклаков А.Г. Общая психология. - С.-Пб.: Питер, 2008. - 592 с.
42. Максимова А.А. Учим общаться детей 6-7 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 78 с.
43. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. С.-Пб., 2006. - 150 с.
44. Методика подготовки детей к школе: психологические тесты,
основные требования, упражнения / Сост.: Н.Г. Кувашова, Е.В. Нестерова. -Волгоград: Учитель, 2008. - 44 с.
45. Михайленко Н.О. Воспитатель детского сада // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. С. 34 - 37.
46. Мухортова Е.А., Нартова-Бочавер С.К. Скоро в школу!:
Увлекательная подготовка детей к первому классу. - М.: В. Секачев; ТОО «ТП», 2006. - 128 с.
47. Немов Р.С. Общая психология для специальных учебных заведений.- М.: «ВЛАДОС», 2005. - 400 с.
48. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Психолого-педагогическая
готовность ребенка к школе. - М., 2005. - 256 с.
49. НонгТханьБанг, Корепанова М.В. Воспитание самооценки личности
ребенка в условиях психологической поддержки // Начальная школа: плюс -минус. -2009. -№°10. - С. 9- 11.
50. Общая психодиагностика: Учеб, пособие / Под ред. А.А. Бодалева,В.В.Столина. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 303 с.
51. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.
Стеркиной; Науч.-исслед. Ин-т дошкольного воспитания Акад. Пед. НаукСССР. - М.: Педагогика, 2009. - 152 с.
52. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные
игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.:ЕНОМиД, 2(К0У 160 с.
53. Подготовка детей к школе в детском саду: Учебное пособие / Подред. Ф.А. Сохина, Т.В. Турунтаевой. - М.: Педагогика, 2005. - 160 с.
54. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР: Учебник / Под ред. JI.A.Парамоновой. - М.,2008. - 146 с.
55. Практическая психология образования: Учебное пособие / Под ред.И.В. Дубровиной . - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Питер, 2004. - 562 с.
56. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского.- М.: Педагогика, 2011. - 240 с.
57. Публикация на основе доклада НИИ семьи «О положении семей в Российской Федерации»: Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 2007. - № 4.-С. 27-28.
58. Римашевская JI. Социально - личностное развитие // Дошкольное воспитание. 2007. - №° 6. - С. 18 - 20.
59. Сидоренко Е. Методы математической обработки психологии. - С.-Пб.: Речь, 2006. - 350 с.
60. Смирнова Е.О. Лучшая подготовка к школе - беззаботно прожитое детство // Дошкольное воспитание. 2006. - № 4. - С. 65 - 69.
61. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб,пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - М.: Академия, 2005. - 160 с.
62. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.П. Ерофеевой. - М.: 2006, 158 с.
63. Социально - психологическая адаптация первоклассников / Авт,-сост. Захарова О. Л. - Курган, 2005. - 42 с.
64. Тараданова И.И. На пороге предшколы // Семья и школа. 2005. - №8.-С. 2-3.
65.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр.психологические труды. - 2-е изд., стер. - М.: Воронеж, 2009. - 416 с.
бб.Эльконин Д.Б. Психология развития. М.: Академия, 2007. - 144 с.