Сравнительная характеристика адаптации детей к школе при посещении и не посещении дошкольного учреждения
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические и методологические основы социально - психологической адаптации к школе детей 7
1.1 Характеристика психологической адаптации детей к школе . Социально - психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению 7
1.2. Понятие адаптации и аддитивности в педагогической литературе 28
Глава 2 . Практическое исследование адаптации детей к школе при посещении
и не посещении дошкольного учреждения 43
2.1. Иcслeдование coциально-психологической адаптации к школе 43
2.2. Сравнительный анализ адаптации к школе детей, посещающих и не
посещающих детский сад 46
2.3. Методические рекомендации 50
Заключение 57
Список литературы 59
Глава 1 Теоретические и методологические основы социально - психологической адаптации к школе детей 7
1.1 Характеристика психологической адаптации детей к школе . Социально - психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению 7
1.2. Понятие адаптации и аддитивности в педагогической литературе 28
Глава 2 . Практическое исследование адаптации детей к школе при посещении
и не посещении дошкольного учреждения 43
2.1. Иcслeдование coциально-психологической адаптации к школе 43
2.2. Сравнительный анализ адаптации к школе детей, посещающих и не
посещающих детский сад 46
2.3. Методические рекомендации 50
Заключение 57
Список литературы 59
Актуальность исследования
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе образования из этих детей,как правило, формируются отстающие и второгодники.
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу,растерянность, напряжение.
Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми,они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут.У части детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть и такие, у кого этот процесс сильно затягивается. Психосоциальная адаптация может проходить по-разному.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.
Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированное™ элементарных понятий. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения. Вопрос адаптации первоклассников к школе рассматривала Л.М.Костина. Была предпринята попытка выявить возможность влияния на школьную адаптацию путём коррекции уровня тревожности у детей методом недирективной игровой терапии в период нахождения будущих первоклассников в дошкольных учреждениях. По данным был сделан вывод об эффективности метода игровой терапии в коррекции высокой тревожности у дошкольников, что позволяет повысить уровень их школьной адаптации и успеваемость в первом классе.
Маркович Д.Н. в своей статье «Адаптация первоклассников к обучению в школе» представила вниманию критерии готовности ребёнка к обучению в школе, причины школьной адаптации, предоставила общие рекомендации по адаптации первоклассников. Также подвела к тому, что адаптация во многом зависит от его индивидуальных особенностей от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью.
Ускова М. В. провела анализ особенностей первичной адаптации первоклассников к школе и сделала вывод о том, что на степень дезадаптации влияет в большей степени гиперкинетический синдром,инертность нервной системы, неготовность к школе, недостаточная произвольность психических функций и их сочетание между собой.
Объект исследования - адаптация детей к обучению в школе.
Предмет исследования - особенности адаптации к школе детей,посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Цель исследования - исследовать особенности школьной адаптации детей при посещении и не посещении дошкольного учреждения.
Гипотеза исследования - было выдвинуто предположение о том, что дети, посещающие дошкольное учреждение, в сравнении с детьми,воспитывающимися дома, легче адаптируются к школе.
Для достижения поставленной цели нами были выделены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические и методологические основы социально - психологической адаптации к школе детей;
2) провести исследование социально-психологической адаптации к школе детей;
3) провести сравнительный анализ социально-психологической адаптации к школе детей, посещающих и не посещающих детский сад.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- исследования выступили труды ведущих зарубежных и отечественных педагогов и психологов (Л.М. Костина., Маркович Д.Н.,Ускова М.В., М.И.Лисина, Е.И. Холостовой, Л.Р.Лурия, Г.М.Чуткина,П.Я.Гальперин, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконин,)
Методы исследования. В работе были применены теоретические методы, такие как анализ психолого-педагогической литературы, а также эмпирический метод: анкеты и методики, направленные на оценку адаптации детей к школе.
База и выборка исследования: составили ученики 1-6 класса школы, проживающие в г. Кызыл МБОУ СОШ №2, из которых посещали
дошкольные учреждение - 10 человек, не посещали дошкольное учреждение-10 человек.
Практическая значимость: Материалы исследования могут быть использованы
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе образования из этих детей,как правило, формируются отстающие и второгодники.
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу,растерянность, напряжение.
Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми,они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут.У части детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть и такие, у кого этот процесс сильно затягивается. Психосоциальная адаптация может проходить по-разному.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.
Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированное™ элементарных понятий. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения. Вопрос адаптации первоклассников к школе рассматривала Л.М.Костина. Была предпринята попытка выявить возможность влияния на школьную адаптацию путём коррекции уровня тревожности у детей методом недирективной игровой терапии в период нахождения будущих первоклассников в дошкольных учреждениях. По данным был сделан вывод об эффективности метода игровой терапии в коррекции высокой тревожности у дошкольников, что позволяет повысить уровень их школьной адаптации и успеваемость в первом классе.
Маркович Д.Н. в своей статье «Адаптация первоклассников к обучению в школе» представила вниманию критерии готовности ребёнка к обучению в школе, причины школьной адаптации, предоставила общие рекомендации по адаптации первоклассников. Также подвела к тому, что адаптация во многом зависит от его индивидуальных особенностей от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью.
Ускова М. В. провела анализ особенностей первичной адаптации первоклассников к школе и сделала вывод о том, что на степень дезадаптации влияет в большей степени гиперкинетический синдром,инертность нервной системы, неготовность к школе, недостаточная произвольность психических функций и их сочетание между собой.
Объект исследования - адаптация детей к обучению в школе.
Предмет исследования - особенности адаптации к школе детей,посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Цель исследования - исследовать особенности школьной адаптации детей при посещении и не посещении дошкольного учреждения.
Гипотеза исследования - было выдвинуто предположение о том, что дети, посещающие дошкольное учреждение, в сравнении с детьми,воспитывающимися дома, легче адаптируются к школе.
Для достижения поставленной цели нами были выделены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические и методологические основы социально - психологической адаптации к школе детей;
2) провести исследование социально-психологической адаптации к школе детей;
3) провести сравнительный анализ социально-психологической адаптации к школе детей, посещающих и не посещающих детский сад.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- исследования выступили труды ведущих зарубежных и отечественных педагогов и психологов (Л.М. Костина., Маркович Д.Н.,Ускова М.В., М.И.Лисина, Е.И. Холостовой, Л.Р.Лурия, Г.М.Чуткина,П.Я.Гальперин, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконин,)
Методы исследования. В работе были применены теоретические методы, такие как анализ психолого-педагогической литературы, а также эмпирический метод: анкеты и методики, направленные на оценку адаптации детей к школе.
База и выборка исследования: составили ученики 1-6 класса школы, проживающие в г. Кызыл МБОУ СОШ №2, из которых посещали
дошкольные учреждение - 10 человек, не посещали дошкольное учреждение-10 человек.
Практическая значимость: Материалы исследования могут быть использованы
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется,прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Исходя из результатов проведенного нами исследования, можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась: у детей посещающих дошкольное учреждение в сравнение с детьми воспитывающими дома более развиты такие компоненты социально - психологической адаптации к школе,как: адекватная самооценка, доверительные и конструктивные отношения со взрослыми и сверстниками, о чем свидетельствуют результаты практического исследования.
Условия воспитания ребенка оказывают самое непосредственное влияние на уровень его готовности и адаптациик школе. Оптимального уровня готовности и адаптации к школе может достичь ребенок,посещающий дошкольное учреждение, в котором подготовка его к обучению в школе является одной из важных задач и осуществляется целенаправленно и планомерно. Поступающие в школу дети, не имея опыта посещения дошкольного учреждения, психологически хуже подготовлены к школе даже при высоких показателях интеллектуального развития. Это объясняется тем,что некоторые дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользуются более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они,как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции.
Чтобы ребенок, не посещающий детский сад, имел высокий уровень психологической готовности к школе, родителям главное - научить считать,писать и читать. Основной акцент необходимо сделать на мотивационное развитие ребенка, а именно - развитие социально - психологических качеств.
Задача взрослого - сначала пробудить у ребенка желание научиться чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Исходя из результатов проведенного нами исследования, можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась: у детей посещающих дошкольное учреждение в сравнение с детьми воспитывающими дома более развиты такие компоненты социально - психологической адаптации к школе,как: адекватная самооценка, доверительные и конструктивные отношения со взрослыми и сверстниками, о чем свидетельствуют результаты практического исследования.
Условия воспитания ребенка оказывают самое непосредственное влияние на уровень его готовности и адаптациик школе. Оптимального уровня готовности и адаптации к школе может достичь ребенок,посещающий дошкольное учреждение, в котором подготовка его к обучению в школе является одной из важных задач и осуществляется целенаправленно и планомерно. Поступающие в школу дети, не имея опыта посещения дошкольного учреждения, психологически хуже подготовлены к школе даже при высоких показателях интеллектуального развития. Это объясняется тем,что некоторые дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользуются более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они,как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции.
Чтобы ребенок, не посещающий детский сад, имел высокий уровень психологической готовности к школе, родителям главное - научить считать,писать и читать. Основной акцент необходимо сделать на мотивационное развитие ребенка, а именно - развитие социально - психологических качеств.
Задача взрослого - сначала пробудить у ребенка желание научиться чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА
ИХ АДАПТАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Обеспечение преемственности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено при изучении математики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ТЕХНОЛОГИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С
МЕНТАЛЬНЫМИ И ПСИХИЧЕСКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В
УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Управление процессом формирования психологической готовности дошкольников к обучению в школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Разработка и апробация разных форм внеурочной деятельности в среднем звене общеобразовательной школы (Томский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Психологическое онлайн-консультирование в вопросах воспитания детей раннего и дошкольного возраста (Российский государственный социальный университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025



