ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВЕРМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МОРЕХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОРТА УСТЬ-ЛУГА 5
1.1 Характеристика порта Усть-Луга 5
1.2 Современная деятельность порта Усть-Луга 7
1.3 Транспортировка навалочных грузов 11
2. ОТКРЫТЫЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ ПЛАТФОРМЫ 15
2.1. Геоинформационные системы 15
2.2. Геоинформационные платформы, освящающие морехозяйственную
деятельность 17
2.3. Геоинформационные платформы для получения космических данных... 27
2.4 Платформа GoogleSites, как ресурс для цифровизации геоинформационного обеспечения деятельности порта Усть-Луга 34
3. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОРЕХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОРТА УСТЬ-ЛУГА 40
3.1 Применение открытых геоинформационных платформ при исследовании транспортировки навалочных грузов 40
3.2. Функционал конструктора GoogleSites необходимый для разработки макета информационной системы для цифровизации геоинформационного обеспечения деятельности порта Усть-Луга 52
3.3 Разработка макета информационной системы для цифровизации геоинформационного обеспечения деятельности порта Усть-Луга 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Усть-Луга — это крупнейший универсальный порт на Балтике и второй по величине в России после Новороссийска. Порт входит в пятерку крупнейших портов Европы. В настоящее время в порту работают 12 терминалов и 37 причалов, обеспечивающих перевалку наливных, навалочных, генеральных и контейнерных грузов. Терминалы оказывают услуги по перевалке, дополнительной обработке и хранению более 20 категорий грузов. Благодаря применению современных технологий и оборудования, терминалы способны выдерживать конкурентные сроки обслуживания.
В настоящее время в порту ведутся строительные работы для проекта LUGAPORT. LUGAPORT — масштабный инвестиционный проект группы компаний «Новотранс» по строительству универсального торгового терминала в морском порту Усть-Луга Ленинградской области. Проект предусматривает создание комплексов по переработке навалочных и генеральных грузов, а также зерновых и пищевых грузов общим объемом 24,26 млн т в год. На терминале будет обеспечена возможность приема до 1100 вагонов в сутки со станции примыкания Лужская Генеральная. На пяти причалах будет осуществляться обработка судов класса Panamax, New-Panamax, Baby-Capesize.
Уникальность проекта — в его универсальности, а также в том, что впервые российский порт на Балтике предоставит возможность переваливать зерновые грузы в большом объеме — более 8 млн т в год. Создание многопрофильного морского терминала внесет существенный вклад в модернизацию транспортной инфраструктуры России, развития ОАО «РЖД», долгосрочную программу развития ФГУП «Росморпорт», схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта и другие.
Строительство нового универсального торгового терминала «Новотранс» началось в ноябре 2017 года. Окончание работ и начало функционирования терминала предполагают в декабре 2024 года.
Порт Усть-Луга является ледовым портом, что может осложнять навигацию судов в зимний период, поэтому цифровизация геоинформационного обеспечения морехозяйственной деятельности важна для данного порта [1]. Так же, исследуемый порт может иметь проблемы, замедляющие развитие портовой инфраструктуры, с этим предстоит разобраться в главе 1 [2]...
В результате работы была выполнена цифровизация геоинформационного обеспечения морехозяйственной деятельности порта Усть-Луга, путём разработки макета информационной системы, что являлось целью данной выпускной квалификационной работы. Для этого были выполнены основные задачи исследования:
- Изучение современного состояния области исследования;
- Анализ открытых геоинформационных платформ;
- Цифровизация геоинформационного обеспечения порта Усть-Луга и демонстрация полученных результатов.
Поставленные задачи в данной работе были выполнены в полном объеме, однако дальнейшие исследования в данной теме должны быть продолжены по причине научной новизны, теоретической и практической значимости.
Результаты исследования изложены в публикациях [1-2], опубликованы и представлены на конференции ИНФОГЕО 2022 (Приложение 1).
1. Абрамова А.Л., Алексеева А.А., Крылов А.А., Панасюк В.А.,
Фатхуллин Д.Р., Абрамов В.М., Байков Е.А., Никифорова Е.Н., Сикарев И.А., Шилин М.Б., Петров Я.А. Модульные цифровые системы геоинформационного обеспечения деятельности ледовых портов России // Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право. - 2022. - №3 (43). - С. 31-40.
2. Алексеева А.А., Крылов А.А., Панасюк В.А., Абрамов В. М.
Проблемы и перспективы развития портовой инфраструктуры // Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право. - 2022. - №3 (43). - С. 69-76.
3. Усть-Луга (порт) // iohotnik.ru URL: https://iohotnik.ru/interesnye- fakty/316086-port-ust-luga-oficialnyj-sajt.html (дата обращения: 06.11.2022).
4. Характеристика и перспективы развития порта Усть - Луга, его роль
в обслуживании судоходства // Studwood URL: https://studwood.net/1609540/tehnika/harakteristika_perspektivy_razvitiya_porta_ust _luga_rol_obsluzhivanii_sudohodstva (дата обращения: 06.11.2022).
5. Путешествие Большого порта из Петербурга в Петербург. Платит Бокарев // 47NEWS URL: https://47news.ru/articles/199462/ (дата обращения: 06.11.2022).
6. Грузооборот порта Усть-Луга за 10 месяцев 2021 года вырос на 5% (детализация) // PortNews URL: https://portnews.ru/news/321249/ (дата обращения: 13.11.2022).
7. Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года // Росморпорт URL: www.rosmorport.ru (дата обращения: 13.11.2022).
8. Грузооборот морских портов России за 12 месяцев 2022 г. //
Ассоциация морских торговых портов URL: https://www.morport.com/rus/news/gruzooborot-morskih-portov-rossii-za-12- mesyacev-2022-g (дата обращения: 13.11.2022).
9. Уголь в минусе, но нефть - в прорыве. 47news раскрывает закрытую статистику порта Усть-Луги // 47NEWS URL: https://47news.ru/articles/225152/ (дата обращения: 28.03.2023).
10. Результаты работы // УПК URL: https://upk-terminal.ru/about/results/ (дата обращения: 13.11.2022).
11.SoftMasters // ИЛС ILSAR V3 ВООО «УПК» URL: https://www.soft- asters.ru/ils-ilsar-v3-v-ooo-upk/ (датаобращения: 13.11.2022).
12. Ленинградская область готова передать часть портовых мощностей в управление белорусской стороне // SBnews URL: https://www.sb.by/articles/leningradskaya-oblast-gotova-peredat-chast-portovykh- moshchnostey-v-upravlenie-belorusskoy-
storone.html ?_gl=1*vcz1z4*_ga*VmtZYjNRT1ZIWER1djdscUNMT1Bud0RwS3lY dm5VSUE1VXdjQkZjZGhRUEJkOXpKWDZUU1VMQjFkMjViRGc3TA.. (дата обращения: 13.11.2022).
13. МОРСКИЕ И РЕЧНЫЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ // MARINESCO URL: https://marinesco.ru/sea (дата обращения: 13.11.2022).
14. MichaelF.Goodchild. CORE CURRICULUM IN GIS [Текст]/ Michael F.Goodchild and Karen K.Kem. - California: NCGiA. 1991.
15. Тикунов, В.С. Основы геоинформатики [Текст] учеб. пособие для студентов вузов по спец. 013100 «Экология» и направлению 511100 «Экология и природопользование». Кн.1 / под ред. В.С. Тикунова. - М. : Изд. центр «Академия», 2004. - 352 с...27