Введение…………………………………………………………...……… 3
1 Теоретико-методологические основы исследования социализации …. 7
1.1 Феномен социализации в социологии и социальной психологии…………7
1.2 Механизмы и факторы социализации личности ……………….. 13
2 Особенности социализации подростков в условиях современного общества …………17
2.1 Социологические исследования социализации подростков в современном российском обществе ……………………………………..17
2.2 Интернет как фактор социализации личности подростка (результаты исследования)..23
Заключение………………………………………………………………... 35
Список использованных источников……………37
Приложение А………………………......…………………………… 41
Приложение Б………………………......…………………………… 45
Актуальность исследования. Человек в течение всей своей жизни приспосабливается не только к природным, но и к социальным изменениям окружающей его действительности, усваивает образцы поведения, социальные нормы, ценности и культуру общества, в котором живет. Данный процесс непрерывен и необходим для успешного функционирования человека в обществе. Однако следует отметить, что на протяжении всей жизни человек не только перенимает общепринятые нормы, но и формирует собственное отношение к окружающему миру, создает собственные шаблоны поведения, т.е. приобретает индивидуальность. В процессе этих приспособлений и изменений индивид трансформируется в личность, имеющую собственную точку зрения, ориентации и установки, т.е. он социализируется.
Однако на данный момент трансформационные процессы в обществе значительно влияют на неопределенность жизненных ориентиров и приоритетов современных подростков, что осложняет процесс их успешной социализации. Сегодня, когда мир не стоит на месте, а подрастающее поколение находится в центре этих перемен, у него происходит ломка многих ценностей и формирование новых социальных отношений, утрата значения традиционных и рост значимости новых институтов. Современному молодому человеку свойственен индивидуализм и эгоизм в поступках, отвержение традиционных ценностей, асоциальное поведение. Все это связано с неправильным усвоением норм и ценностей, т.е. с нарушением процесса социализации в современном обществе [1, c.124].
Успешное протекание процесса социализации усложняется и тем, что современный мир поглощен виртуальной реальностью сети Интернет. Так на начало 2020 года аудитория Интернета насчитывает 4,54 миллиарда человек, что на 298 миллионов (7%) больше, чем в предыдущем году [30]. Такая статистика говорит о проблеме сильной вовлеченности в виртуальную среду, утрате связи с реальным миром, ведущее к потере навыков речевой коммуникации, которое сильно проявляется у подрастающего поколения.
Таким образом, можно сделать вывод, что в силу неопределенности и неустойчивости общества, внедрения новых технологий в человеческую жизнь подрастающее поколение постоянно подвергает негативному внешнему воздействию, что пагубно влияет на процесс ее социализации.
Степень разработанности проблемы. Процесс социализации личности активно изучался на протяжении многих лет. Данная проблема нашла свое отражение в трудах таких социологов и психологв, как Ж. Пиаже, Э. Дюркгейм, Ч. Кули, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Н. Смелзер и другие.
Так, например, разработкой теории социализации личности занимались Г. Тард и Т. Парсонс. В частности, в основе теории Г. Тарда лежит принцип подражания, а отношение «учитель-ученик» провозглашаются моделью социального поведения, социализации [29, c.93]. Т. Парсонс же считал, что механизм социализации заключается в «стремлении акторов действовать таким способом, который бы поддерживал равновесие во взаимодействии при осуществлении ими тех или иных ролей. Это стремление предполагает взаимную конформность по отношению к ожиданиям друг друга» [26, c.144].
Значительный вклад в постановку и разработку проблем социализации внесли отечественные ученые: Н.В. Андреенкова, Я.И. Гилинский, И.С. Кон, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Поршнев, Б.Д. Парыгин, Г.М. Андреева и другие.
Б.Д. Парыгин пишет об освоении индивидом определенных ролей и функций в процессе становления его как личность. И.С. Кон трактует создание личности как усвоение индивидом моделей социального опыта [8, c.189]. В.П. Букин и В.В. Орлова рассматриваю процесс социализации исходя из трансформаций общества, в котором живет определенное поколение. Они отмечают уникальность молодого поколения, в том, что «оно принимает участие во всех сферах жизнедеятельности современного общества; значительно острее, чем другие группы чувствует перемены в социально-экономической, политической и духовной жизни, при этом значительно больше других расположено к новациям и к переменам» [13, c.23].
Исследованиям социализации в условиях информатизации и внедрения во все сферы жизнедеятельности Интерната посвящены работы Самыгина С.И., Попова М.Ю., Загутина Д.С. [15], Лисенковой А.А. и Мельниковой А.Ю [9], Вараксина А.В. [4] и других авторов, которые внесли огромны вклад в понимание данного процесса.
Таким образом, в рамках этой темы разными авторами рассмотрен сам процесс социализации, особенности его протекания в динамичных условиях развития общества. Также изучены возможности влияния на социализацию личности окружающих информационно-коммуникационных технологий, которые определяют будущие способности, духовность и нравственные нормы формирующегося человека, изменение ценностей.
Анализ степени разработанности проблемы социализации показывает, что она является междисциплинарной и важной для современной науки, и поэтому внимание к ней исследователей будет устойчивым и в дальнейшем. Особенно сегодня, когда общество подвержено постоянным изменениям, углубленное изучение и анализ проблемы просто необходим.
Объектом в данной работе является процесс социализации.
Предметом исследования выступают механизмы, факторы и условия социализации личности.
Цель работы состоит в рассмотрении механизмов, факторов и условий социализации личности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить феномен социализации в социологии и социальной психологии;
2) Исследовать механизмы и факторы социализации личности;
3) Рассмотреть особенности социализации подростков в условиях современного общества;
4) Определить роль Интернета как фактора социализации подростков.
Теоретико-методологической базой курсовой работы выступает социально-экологический подход. Его особенность заключается в том, что он рассматривает социализацию как сложный процесс, состоящий из взаимного влияния индивида и окружающей среды друг на друга: с одной стороны, индивид активно изменяет свою жизненную среду, а с другой – сам испытывает воздействие всех элементов этой среды. Поэтому изучение процесса социализации должно строиться не только на понимании внутренних особенностей индивида, но и с учетом влияния социальных факторов.
Эмпирической базой выступают материалы социологических исследований Г. Солдатовой [17], О.А. Карабановой и С.В. Молчанова [5], А.С. Максимова и Л. М. Мануйлова [11] и других, посвященные изучению социализации подростков в современном обществе.
Также в работе использованы материалы собственного прикладного социологического исследования, проведенного в апреле-мае 2020 г. Выборочная совокупность – 50 респондентов (25 женского и 25 мужского пола), жителей с. Гай-Кодзор в возрасте от 14 до 17 лет.
Метод сбора эмпирического материала – анкетный опросный с дальнейшей статистической обработкой полученных данных.
Структура курсовой работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов и заключения.
Во введении раскрывается актуальность темы, определяется степень ее научной разработки, объект, предмет, цель и задачи, а также раскрывается теоретическая и практическая значимость работы. В первом разделе рассматриваются теоретико-методологические основы исследования социализации. Во втором раскрываются особенности социализации подростков в условиях современного общества. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы.
Сегодня, в условиях постоянных изменений общества, все чаще возникают трудности с осуществлением успешной социализации. Поскольку социализация – это многогранный процесс, который касается всех сферах общественной жизни, то становление современной личности протекает в очень сложных условиях, где происходит ломка многих ценностей и формирование новых социальных отношений. Именно поэтому данный процесс просто незаменим и очень важен для каждого человека, а в первую очередь для подрастающего поколения, испытывающего на себе всю совокупность перемен.
Анализ проведенных исследований дает право судить, что процесс социализации подростка в условиях прогресса информационно-компьютерных технологий и роста социальной значимости глобальной сети Интернет выглядит весьма сложным и противоречивым.
С одной стороны, Интернет сегодня занимает ключевую позицию в современном информационно-коммуникационном пространстве, обеспечивая доступ к медиа и информационным ресурсам различного типа и вида. Он дает возможность молодому поколению жить, самовыражаться и развиваться в новых условиях без трудностей и препятствий их освоения, поскольку они уже родились в эпоху информационных технологий и культуры, когда произошли изменения структуры самосознания личности. Виртуальная среда, в силу своей динамичности, яркости, информационной насыщенности, свободы действий и слова, с легкостью «захватывает и погружает» представителей молодого поколения в особый, созданный компьютерами и телекоммуникациями, событийный мир.
Но наряду с существенными позитивными моментами прогрессивного развития социума, имеется ряд дисфункциональных аспектов, нарушающие процесс социализации подростков в реальном мире. Конечно же в первую очередь речь идет о нежелательном усвоении негативной информации, размещенной в Интернете, утрате социальной значимости семьи и образования в процессе социализации, а также навыков коммуникации в реальной среде. Результатом всего этого становится склонность к девиации в подростковой среде, нарушение морально-нравственных, ценностных основ существования общества. Высока опасность Интернета для подростков, как показывают данные собственного исследования, и в том, что большая часть из них не осознает возможность негативного влияния Интернета и информации из интернет-источников на них самих, формирования интернет-зависимости.
Но несмотря на все эти стороны, Интернет для социализации современных подростков очень важен, поскольку способствует их включению в современный мир, быстрому приспособлению к постоянным нововведениям и изменениям, чем не может похвастаться старшее поколение. Именно умение ориентироваться в условиях виртуальной реальности является важной и необходимой способностью, которая присуща нынешнему поколению.
Таким образом, данный процесс остается быть важным не только для индивида, но и для социума в целом, поскольку способствует нормальному функционированию каждого человека в обществе, усвоению социального опыта и становлению его как личность. И несмотря на то, что многие ученые сформулировали свои концепции и подходы рассмотрения процесса социализации, заостряя внимание на разных аспектах данного явления, выделили со своей точки зрения стадии и этапы социализации, придавая решающее значение тем или иным факторам, они доказали, что роль социализации в процессе становления личности велика.
1. Антипьев, А. Г. Социализация современной российской молодежи: состояние и проблемы / А. Г. Антипьев, Н. Н. Захаров // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 5. – С. 121-126.
2. Бадаева, Н. Н. Прогнозирование профессиональной карьеры молодежи / Н. Н. Бадаева, Н. В. Осипова // Научные труды непрерывного профессионального образования. - 2015. - № 5. - С. 35-39.
3. Бандура, А. Теория социального научения : монография / А. Бандура. – Москва : Директ-Медиа, 2008. – 532 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=39127 (дата обращения: 06.03.2020). – ISBN 978-5-9989-0358-8. – Текст : электронный.
4. Вараксин, А. В. Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентиров современной молодежи / А. В. Вараксин // Преподаватель ХХI век. – 2016. – №2. – С. 205-212.
5. Карабанова, О. А. Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков / О. А. Карабанова, С. В. Молчанов // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 3. – С. 37-46.
6. Карпова, Т. П. Влияние изменений ценностных ориентаций молодежи на демографическую ситуацию: социологический аспект / Т. П. Карпова // Вестник самарского муниципального института управления. – 2016. – № 3. – С. 91-99.
7. Комарова, И. В. Реализация сетевого образовательного взаимодействия подростков в интерактивном обучении / И. В. Комарова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – С. 210.
8. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. Москва : Политиздат, 1967. – 388 с. – URL: http://terra.ucoz.ae/_ld/2/205_--__.pdf (дата обращения: 11.04.2020). – ISBN 9785458507400. – Текст : электронный.
9. Лисенкова, А. А. Социальные сети как фактор активного влияния на формирование ценностей молодежи / А. А. Лисенкова, А. Ю. Мельникова // Гуманитарные науки в России. – 2017. – Т. 6, № 4. – 322-329.
10. Лучинкина, А. И. Особенности социализации интернет-пользователей / А. И. Лучинкина // Гуманитарные науки – 2016. – № 2. – С. 137-140.
11. Максимов, А. С. Диагностика влияния рисков интернет-пространства при использовании школьниками старшего подросткового возраста гаджетов / А. С. Максимов, Л. М. Мануйлова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2018. – №. 1 – С. 94-100.
12. Мудрик, А. В. Социализация человека : учебное пособие / А. В. Мудрик. – Москва : МПСИ, 2011. – 624 с. – URL: https://smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-13-47-51/40-2010-08-30-12-17-02/835-2011-01-11-14-22-55 (дата обращения: 11.03.2020). – ISBN 978-5-9770-0511-1. – Текст : электронный.
13. Орлова, В. В. Социализация молодежи: потенциал регионального социума / В. В. Орлова // Социум и власть. - 2011. - № 1. - С. 23-27.
14. Плешаков, В. А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности // Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Вып. 21 / Под ред. В.А. Сластёнина, Е.А. Левановой. Москва : МПГУ МОСПИ, 2005. – С. 48–49.
15. Самыгин, С. И., Социальные сети как социальный институт социализации молодежи / С. И. Самыгин, М. Ю. Попов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. № 5. – С. 46-49.
16. Селиванова, З. К. О жизненных целях и профессиональных предпочтениях старших подростков / З. К. Селиванова // Социологические исследования. – 2017. № 5. – С.51-56.
17. Солдатова, Г. У. Безопасность подростков в Интернете: риски, совладание и родительская медиация / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 3. – С. 36-48.
18. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – Москва : Политиздат, 1992. – 394 с. – URL: https://sociology.knu.ua/sites/default/files/library/elclosed/sorokin.pdf (дата обращения: 11.03.2020). – ISBN 5-250-01297-3. – Текст : электронный.
19. Степанова, О. Л. Социализация с позиции информационных процессов / О. Л. Степанова – Текст: электронный // Электронный научный журнал. – URL: http://infed.ru/articles/454/ (дата обращения: 25.02.2020). – Текст : электронный.
20. Яковлева, О. В. Влияние виртуальной среды на социализацию современной молодежи: анализ основных рисков / О. В. Яковлева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2014. № 1. – С. 183-187.
21. Бронфенбреннер, У. Два мира детства. Дети в США и СССР / У. Бронфенбреннер ; перевод с английского О. Курихина. – Москва : Прогресс, 1976. – 169 с. – URL: https://coollib.net/b/251911 (дата обращения 01.04.2020). – Текст : электронный.
22. Гиддингс, Ф. Г. Основания социологии (русск. изд.) / Ф. Г. Гиддингс; под редакцией В. А. Лукова. – Москва : Русское издание, 1898. – 418 с. – URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/3/Lukovs_Theory-Socialization-Giddings (дата обращения: 02.03.2020). – ISSN 1998-9873. – Текст: электронный.
23. Дюркгейм, Э.Д. Социология образования : монография / Э.Д. Дюркгейм. – Москва : Директ-Медиа, 2007. – 115 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=26510 (дата обращения: 30.03.2020). – ISBN 978-5-94865-944-2. – Текст : электронный.
24. Кули, Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч. Х. Кули. – Москва : Идея-Пресс, 2000. – 209 с. URL: file:///C:/Users/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B0/Downloads/370592-www.libfox.ru.pdf (дата обращения: 30.03.2020). – ISBN 5-7333-0016-7. – Текст : электронный.
25. Мид, Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / Дж. Г. Мид. – М., 2009. – 256 с.
26. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс; под редакцией В. Ф. Чесноковой. – Москва : Академический проект, 2002. – 417 с. – URL: http://www.pavroz.ru/files/parsonsosistemah.pdf (дата обращения: 29.03.2020). – ISSN 5-8291-0242-0. – Текст: электронный.
27. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта / Ж. Пиаже ; перевод с французского. - Москва : Просвещение, 1969. - 659 с. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/piazhe_izbrannye-psihologicheskie-trudy_1969/ (дата обращения: 13.04.2020) – Текст: электронный.
28. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер ; – перевод с английского В. А. Ядова. – Москва : «Феникс», 1998. – 688 с. URL: https://scepsis.net/library/id_580.html (дата обращения: 13.04.2020) – ISBN 5-7113-0106-3. – Текст: электронный.
29. Тард, Г. Законы подражания / Г. Тард ; перевод с французского. – Москва : Академический проект, 2011. – 304 с. – URL: https://www.klex.ru/gru (дата обращения: 23.03.2020). ISBN: 978-5-8291-1329-2. – Текст: электронный.
30. Отчет Digital 2020 : [сайт] / – 2020. – URL: https://vc.ru/future/109699-internet-2020-v-rossii-i-mire-statistika-i-trendy (дата обращения: 18.03.2020) – Текст : электронный.
31. Российская газета : [сайт] / учредитель ФГБУ «Редакция «Российской газеты». – Москва, 2019. – URL: https://rg.ru/2019/02/13/kazhdyj-tretij-podrostok-provodit-onlajn-tret-svoej-zhizni.html (дата обращения: 28.03.2020) – Текст : электронный.
32. Лаборатория Касперского : [сайт] / – 2016. – URL: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2016_news-12-05-16 (дата обращения: 21.02.2020) – Текст : электронный.