Введение 3
Глава 1 Теоретические и методические аспекты оценки конкурентоспособности предприятий рекламного бизнеса 8
1.1 Понятие и сущность категорий: конкуренция, конкурентоспособность,
конкурентное преимущество предприятия 8
1.2 Методические подходы к оценке конкурентоспособности
предприятия 13
1.3 Методы анализа и оценки конкурентоспособности организации
рекламного бизнеса 14
Глава 2 Анализ конкурентоспособности рекламного агентства ООО
«Правый берег» 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика исследуемого
объекта 20
2.2 Анализ конкурентной среды рекламного агентства ООО «Правый
берег» 31
2.3 Оценка конкурентоспособности рекламного агентства ООО «Правый
берег» 35
Глава 3 Пути повышения конкурентоспособности РА ООО «Правый берег» 48
Заключение 55
Список использованной литературы 61
Приложение
Реклама занимает важное место в формировании рыночной экономики и считается её главным компонентом. Что произойдет, в случае если у изготовителя отнять результативные взаимосвязи, (т.е. рекламу) с покупателем? Изготовитель прекратит инвестировать денежные средства в улучшение уже производимых и разработку новейших товаров.
Таким образом, готовность к раскручиванию, конкурентная борьба в предпринимательстве станут слабеть. Для того чтобы исключить такую ситуацию, государства с высоким уровнем жизни и массовым производством инвестируют большие средства в рекламу.
Главным предназначением рекламы считается: предоставление данных о товаре, ознакомление с ним возможных потребителей, а также формирование позиции потребителя в потребности купить предмет торговли. Такое высказывание, как «реклама-двигатель торговли» довольно подробно разъясняет данную функцию рекламы.
Реклама не может и не должна быть навязчивой, однообразной. Власть и значение рекламы, достаточно популярна в мировом экономическом обществе.
В первую очередь в целом, любое рекламное объявление несет в себя данные, как правило в краткой, эстетически сформулированной форме, чувственно окрашенная и доводящая до возможных потребителей достаточную информацию о товарах предприятия. Необходимо отметить, что, если рекламное объявление всегда информация, то - информация «не всегда реклама» [22, с. 65].
Рекламирование, с одной стороны, доводит до сведения покупателей различные данные, требуемые для приобретения товаров и дальнейшего их использования, а с другой - совмещая информацию с убедительностью и внушаемостью реклама оказывает на потенциального покупателя эмоционально-психическое влияние.
Вследствие чего, почти все полагают что реклама - это и бизнес, и искусство.
Бытует большое число установлений самого явления рекламы. Представим некоторые из них, которые являются наиболее беспристрастными и отражающими сущность рекламы:
«Реклама» - любая платная форма неличного представления и продвижения идей или услуг от имени известного спонсора».
«Реклама» - это платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующие в пользу какого - либо товара, марки, фирмы (какого -то дела, кандидата, правительства)» [8, с. 75].
«Реклама» - форма коммуникации, которая пытается перевести качества товаров и услуг, а также идеи на язык нужд и запросов потребителя».
В экономики Российской Федерации за минувшие годы прослеживается быстрое увеличение рынка рекламных услуг. Для того, чтобы, удержаться и остаться на нем, необходимо сформировать стратегию действия компании посредством конкурентных преимуществ.
Тема выпускной квалификационной работы «Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия рекламной сферы (на примере рекламного агентства ООО «Правый берег»)».
Актуальность темы заключается в том, что рекламный бизнес, как и любой вид деятельности подвержен влиянию конкуренции, следовательно, все больше возрастает роль определения места исследуемого объекта в конкурентной среде, изучение методической базы с целью повышения конкурентоспособности предприятия.
Объектом исследования является рекламное агентство ООО «Правый берег».
Предмет исследования - конкурентоспособность исследуемого объекта.
Цель выпускной квалификационной работы - оценка конкурентоспособности рекламного агентства, а так же разработка мероприятий по ее повышению в современных условиях.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические и методические аспекты оценки конкурентоспособности предприятий рекламного бизнеса .
2. Провести анализ конкурентной среды ООО «Правый берег» и дать оценку конкурентоспособности исследуемого объекта.
3. Разработать пути повышения конкурентоспособности ООО «Правый берег».
Цель и задачи определили структуру работы. Работа изложена в определенной последовательности. В первой главе «Теоретические и методические аспекты оценки конкурентоспособности предприятий рекламного бизнеса» рассматриваются понятие и сущность категорий: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентное преимущество предприятия, а также методики оценки конкурентоспособности предприятия.
Во второй главе «Анализ конкурентоспособности рекламного агентства ООО «Правый берег» проводится анализ конкурентной среды и конкурентоспособности предприятия на основе SWOT-анализа и интегральной оценки конкурентоспособности.
В третьей главе «Пути повышения конкурентоспособности ООО «Правый берег» предлагаются направления повышения конкурентоспособности, связанные со снижением цен и предоставлении скидок, направленные на размещение новых видов наружной рекламы , а также разрабатывается рекламная кампания исследуемого объекта.
Теоретической и методической основой выпускной квалификационной работы послужили работы таких экономистов, как Квасниковой В.В., Мазилкиной Е.И., Фатхутдинова Р.А. и др. Наиболее же значительный вклад в разработку теории конкурентоспособности фирмы, ее конкурентных преимуществ внесли экономисты М. Портер, И. Ансофф и др.
Практическая значимость заключается в том, что изучение конкурентной среды и конкурентоспособности включает разработки путей р оста конкурентоспособности предприятия, которые имеют огромное значение для его последующей деятельности.
Выпускная квалификационная работа изложена на 55 страницах печатного текста, содержит 23 таблицы, 24 рисунка.
Основой выживания каждого хозяйствующего субъекта считается устойчивость на рынке, а, следовательно, и конкурентоспособность.
Это формирует требования интенсивного применения рекламного подхода с целью достижения стабильного преимущества пред конкурентами с целью упрочения собственной конкурентоспособности.
На сегодняшний день не имеется единственного определения конкурентоспособности.
Условиями, которые вызывают вероятность множественности трактовок данного определения, считаются разнообразные воззрению экономистов, а так же и то, что в качестве изготовителя рассматривается толь ко самостоятельная организация, отрасль либо вся экономика в целом.
Равно как за границей, так и в Российской Федерации не существуют: общепризнанные определения конкурентоспособности компании, общий перечень характеристик конкурентоспособности; единые способы их объединения в единственный интегральный коэффициент.
В выпускной квалификационной работе была сделана попытка оценить и проанализировать конкурентоспособность организации, рынка рекламной деятельности, а также возможности и угрозы, с которыми фирма может встретиться в отрасли. Выявлен характер конкурентных преимуществ. А так же разработаны мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Правый берег».
Рассмотрев экономические показатели работы ООО «Правый берег» за 2015 - 2016 год выявлено:
1) На предприятии произошло существенное увеличение прибыли. В 2015 году валовая прибыль составляла 675 тыс. руб., в 2016 году - 2162 тыс. руб., а чистая прибыль соответственно составляла 91 тыс. руб. в 2016 году - 1575 тыс. руб.
Обусловлено это приобретением собственной производственной базы (широкоформатная печать, интерьерная печать, фрезерно -гравировальные работы, плоттерная резка, печатное производство), что также объясняет незначительное увеличение себестоимости.
2) Наибольший удельный вес составляет выручка по прочим услугам: 2015 г. - 47,27%, 2016г. - 43,74%. Несмотря на то, что удельный вес выручки по прочим услугам уменьшился, ее доля в структуре остается наибольшей.
В этот же период наблюдается планомерное увеличение выручки по таким услугам как печать и рекламные установки. В целом выручка по отдельным видам рекламных услуг увеличивается: 2015 г. - 5835 тыс. руб., 2016 г. - 8306 тыс. руб.
3) Себестоимость увеличивается пропорционально увеличению выручки в разрезе услуг: 2015 г.- 5160 тыс. руб., 2016 г. - 6144 тыс. руб.
4) Наблюдается увеличение прибыли по всем рассматриваемым видам услуг, однако надо отметить, что наибольший удельный вес приходится на прибыль от рекламных установок - 1140,12 тыс. руб.
5) Такая услуга, как рекламные установки очень высокорентабельная (56,02%), следовательно, исследуемый объект должен делать ставку на этот вид услуг.
Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности ООО «Правый берег» показал:
1) Основными конкурентами ООО «Правый берег» по таким показателям как доля рынка и аналогичность предоставляемых услуг являются: РА «4M-Media», РА «ЛиК», РА «Иванов и К».
2) По SWOT - анализу были составлены матрицы угроз и возможностей:
• Графу немедленного реагирования составляют угрозы, связанные с уменьшением расходов на рекламу со стороны российского бизнеса, в результате экономического спада. Угрозу прихода конкурентов компания может уменьшить путем увеличения своей доли рынка и развит ия бренда, что требует большего внимания к развитию маркетинга и достаточному его финансированию.
• Анализ возможностей показал, что наиболее благоприятными для фирмы возможностями являются: возможности совершенствования рекламных технологий, применение новинок наружной рекламы, а также расширение клиентской базы
3) По интегральной оценке конкурентоспособности рекламного агентства:
• Наиболее благоприятной репутацией обладает РА «ЛиК» (1,3). Репутация ООО «Правый берег» и РА «Иванов и К» оценена экспертами одинаково и составила 0,91. Экспертная оценка имиджа РА «4 M-Media» составляет 1,25 и очень близка к РА «ЛиК».
• Наибольшую оценку уровня цен получило РА «ЛиК» (1,46), а наименьшую ООО «Правый берег» (0,88).
• Сравнительный анализ значений п оказателей конкурентоспособности показал, что ООО «Правый берег» значительно уступает своим конкурентам по таким показателям, как рыночная доля, уровень цен на услуги, количество рекламных мест и рекламная деятельность.
4) Ранжирование рекламных агентств по убыванию интегрального показателя конкурентоспособности показал, что первое место по уровню конкурентоспособности занимает РА «ЛиК» (интегральный показатель - 0,95). Это рекламное агентство опережает своего основного конкурента РА «4 M- Media» (интегральный показатель - 0,54) по всем параметрам, кроме такой, как исключительность услуги.
Третье место по величине интегрального показателя конкурентоспособности занимает ООО «Правый берег» (интегральный показатель - 0,11). Рекламное агентство ООО «Правый берег» опережает РА «Иванов и К» (четвертое место - интегральный показатель равен 0,09) по таким показателям, как рекламная деятельность и индивидуальный подход.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Рассмотрев экономические показатели работы ООО «Правый берег» за 2015 - 2016 год выявлено, что на предприятии произошло существенное увеличение прибыли. В 2015 году валовая прибыль составляла 675000 рублей, в 2016 году - 2162000 рублей.
2) Характеристика таких видов услуг, как полиграфия, размещение рекламы на транспорте, рекламные установки в ООО «Правый берег» показала, что за 2015 - 2016 г.г., размещение рекламы на транспорте абсолютно не пользовалась спросом, прибыль от этой услуги составила 0 рублей. Наибольшую прибыль за 2015 - 2016 г.г. принесли рекламные установки - 1140120 рублей.
3) Сравнительный анализ значений показателей конкурентоспособности показал, что ООО «Правый берег» значительно уступает своим конкурентам по таким показателям, как рыночная доля, уровень цен на услуги, количество рекламных мест и рекламная деятельность.
4) Так как компания работает на рынке с сильной конкуренцией, то для нее наилучшей будет стратегия, нацеленная на завоевание конкурентных преимуществ, предусматривающая более глубокое проникновение на рынок с помощью применения снижения цен, гибкой системы скидок, новинок наружной рекламы, а также формирования благоприятного имиджа, например, с помощью проведения массовой рекламной кампании.
На основании вышеизложенного можно предложить мероприятия по повышению конкурентоспособности исследуемого объекта, которые предполагают возможное увеличение прибыли, увеличение объема продаж, что будет способствовать увеличению доли рынка, повышение ценовой конкурентоспособности, улучшение конкурентных преимуществ:
1) Снизить цены на размещение рекламы на рекламных конструкциях на 15%. Рассчитанный экономический эффект от снижения цен на услуги при увеличении числа заказов составит 104500 руб.
2) При размещении рекламной информации на установках агентства ввести гибкую систему скидок: на 3 месяца - 5%,на 6 месяцев - 10%,на 12 месяцев - 20%. Рассчитанный экономический эффект от применения гибкой системы скидок составит 168400 рублей.
3) Разработка и проведение рекламной кампании. Рассчитанный экономический эффект - 1023575 рубля.
Таким образом, достигнутое повышение уровня конкурентоспособности позволит организации упрочить свою позицию на рынке, повысить результативность собственной деятельности и сформировать благоприятный имидж.
1. Ансофф И. Стратегический менеджмент: Классическое издание / И. Ансофф. - Спб.: Изд-во Питер, 2015. - 344с.
2. Березин И. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение / И. Березин. - М.: Изд-во Вершина, 2013- 480с.
3. Грант Р. М. Современный стратегический анализ / Р. М. Грант . - Спб.: Изд-во Питер, 2013.-560с.
4. Дурович А. П. Маркетинговые исследования: учеб. пособие / А. П. Дурович. - Минск: Изд-во ТетраСистемс, 2015. - 432с.
5. Иванова Е. И. Оценка конкурентоспособности предприятия : учеб. пособие / Е. И. Иванова. - Ростов н/Д.:Феникс, 2012.- 304с.
6. Квасникова В. В., Жучкевич О. Н. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум. - Москва, Инфра-М, Новое знание - 2013. - 192с.
7. Кеворков В. В. Повышение конкурентоспособности компании, формирование рыночной стратегии и ее практическое осуществление / В. В. Кеворков, Д. В. Кеворков. - М.: Изд-во Российская газета, 2013.-216с.
8. Левшина О. Н. Современные методы обеспечения конкурентоспособности в предпринимательстве. / О. Н. Левшина . - М.: Изд-во Юриспруденция, 2013.-176с.
9. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг. - М.: Юрайт - М, 2013. - 448с.
10. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью: Учебное пособие/ Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина. - М.: Изд-во Омега-Л, 2014.-325с.
11. Матальцев А. Н. Анализ рынка: настольная книга маркетолога/ А. Н. Матальцев. - М.: Изд-во Альфа, 2014. - 552с.
12. Официальный сайт ООО «Правый берег» [Электронный ресурс]. URL: Ошибка! Недопустимый объект гипер ссылки. (дата обращения: 28.10.17)
13. Панкрухин А.П. Стратегическое управление: учеб. пособие/ А.П. Панкрухин, А.А. Гапоненко.- М.: Изд-во Омега-Л, 2014.-464с.
14. Портер М. Конкурентоспособность. Конкуренция. Исправленное издание / М. Портер. - М.: Изд-во Вильямс, 2014.- 608с.
15. Просветов Г.И. Конкуренция. Задачи и решения: учебно-практическое пособие / Г. И. Просветов. - М.: изд-во Альфа-Пресс, 2016.- 344с.
16. Семенов Б. Д. Рекламный менеджмент: учеб. пособие / Б. Д. Семенов. - М.: Изд-во Маркетинг, 2016. - 272с.
17. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования: учеб . для ВУЗов / Б. Е. Токарев. - М.: Изд-во Экономист, 2015. - 620 с.
18. Уваров В. В. Стратегический менеджмент из прошлого к буду щему / В. В. Уваров. - М.: Изд-во ДиС, 2014.-208с.
19. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью
организации: Практикум/ Р. А. Фатхутдинов. - М.: Маркетинг ДС, 2014.- 208с.
20. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент / Р. А.
Фатхутдинов. - М.: Изд-во Дело, 2014. - 448 с.
21. Философова Т. Г., Быков В. А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность. - М.: Изд-во Юнити-Дана, 2013. - 296 с.
22. Финкельштейн С. Стратегия прорыва / С. Финкельштейн, Ч. Харви. - Киев.: Изд-во Companion Group, 2012.-336с.
23. Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / К. Фляйшер . - М.: Изд-во Бином. Лаборатория знаний, 2013.-541с.
24. Царев В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: учеб. пособие / В. В. Царев, А. А. Кантарович. - М.: Изд-во Юнити-Дана, 2014.-799с.
25. Шкордун В. Д. Маркетинговые основы стратегического планирования: теория, методология, практика/ В. Д. Шкордун. - М.: Изд-во Дело АНХ, 2015.-384с.