ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ВОДОРОСЛИ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ 6
1.1. Водоросли как природный объект: понятие, виды, биологическая роль 6
1.2. Анализ содержания и методики изучения темы «Водоросли» в 6 классе .... 11
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ВОДОРОСЛИ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ 25
2.1. Эмпирическое исследование особенностей освоения обучающимися 6 класса темы «Водоросли» в школьном курсе биологии 25
2.2. Разработка факультативного курса по теме «Водоросли» для обучающихся 6 класса 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Современная система российского школьного образования находится на заключительной стадии процесса своего реформирования и характеризуется наличием принципиально новых, в сравнении с предыдущими, ориентиров, определяющих содержание и качество образования. Согласно действующему Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, образовательная деятельность в школе должна быть направлена на формирование у обучающихся систематических знаний, образующих целостную научную картину мира. Систематический характер знаний подразумевает наличие тесных взаимосвязей между разделами программы по каждой учебной дисциплине, а это, в свою очередь, обусловливает необходимость тщательного подхода к изучению школьниками каждой темы.
Особую актуальность вопросы обеспечения систематического характера знаний приобретают в тех случаях, когда речь идёт об учебных дисциплинах, отличающихся объективной сложностью. К их числу относится биология, изучение которой школьниками нацелено на формирование достоверных и всеобъемлющих представлений о многообразии живой и природы.
Получая в начальной школе первичные естественнонаучные представления, на ступени основного общего образования школьники расширяют и углубляют их, и ключевая задача учителя биологии состоит в том, чтобы наглядно продемонстрировать детям значимость всей той информации, которая ими осваивается. На практике решить эту задачу нелегко, так как не каждая тема урока представляет для школьников очевидный познавательный интерес.
Всё это требует пристального внимания учителя к методике преподавания биологии в основной школе, детальному анализу содержания и структуры используемых в работе учебно-методических комплексов, выбору наиболее эффективных форм и методов организации учебной деятельности школьников.
Одной из форм организации учебной деятельности обучающихся, предназначенных для повышения качества теоретических знаний и практических умений, являются факультативные занятия. Однако, как показывает практика, факультативы чаще всего организуются и проводятся в 9¬11 классах, в целях углубленной подготовки школьников к итоговой аттестации, в то время как в среднем звене школы такая форма организации образовательного процесса практикуется нечасто. Более того, программы факультативов, как правило, разрабатываются по учебным дисциплинам в целом, охватывая всё содержание изучаемого предмета, а не по отдельным темам и разделам программы, что не в полной мере соответствует сущности и предназначению факультатива.
Таким образом, можно констатировать наличие противоречия между объективной необходимостью в формировании систематизированных, осознанных, применимых для дальнейшего использования в процессе обучения и в жизни биологических знаний и недостаточной используемостью учителями всех возможных организационно-методических ресурсов при изучении школьниками объективно сложных тематических разделов учебной дисциплины «Биология».
Целью настоящего исследования является теоретическое обоснование и реализация опытно-экспериментальной работы по совершенствованию методики изучения темы «Водоросли» в школьном курсе биологии в 6 классе.
В качестве объекта исследования выступает школьный курс биологии за 6 класс.
Предметом исследования является методика изучения темы «Водоросли».
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изложить общее представление о водорослях как природном объекте и их биологической роли;
2. Проанализировать содержание и методику изучения темы «Водоросли» в 6 классе;
3. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей освоения обучающимися 6 класса темы «Водоросли» в школьном курсе биологии;
4. Разработать факультативный курс по теме «Водоросли» для обучающихся 6 класса....
Водоросли - низшие, лишенные расчленения на стебель и листья, фотосинтезирующие растения. В водоёмах водоросли служат источником кислорода и пищи для животных, в том числе рыб.
Содержание учебного материала по теме «Водоросли» в разных учебниках очень сходно. Структура учебного материала: общие сведения о водорослях, характеристику зелёных, бурых и красных водорослей, информацию о строении одноклеточных и многоклеточных водорослей, сведения о роли и возможностях применения водорослей в жизни человека.
Результаты тестирования по теме «Водоросли»: 68 % обучающихся неудовлетворительно освоили программный материал о сущности понятия «водоросли», о строении водорослей, способах их размножения, местах обитания, внешнем виде. Предметные знания о классификации водорослей, об их отличительных чертах, специфике строения не сформированы у 36 % шестиклассников. Лучше всего сформированы знания о роли водорослей в природе и жизни человека, неудовлетворительный результат у 9 % обучающихся.
Разработана программа факультативного курса. Объём - 16 часов, количество тем - 9. Формы организации занятий: урок-семинар, научно-исследовательский проект и викторина.
1. Андреева Н.Д. Новые подходы к обучению биологии в общеобразовательной школе в условиях ФГОС: Учебное пособие / Н.Д. Андреева, И.Ю. Азизова, Н.В. Малиновская. СПб.: Изд-во «Своё издательство», 2015. 297 с.
2. Антипушина Ж.А. Атрошенко М.М. Интерактивные занятия по молекулярной биологии и микробиологии в биологическом музее // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2019. Т. 13. № 1. С. 172-184.
3. Белякова Г.А. Низшие растения. Альгология // Открытые видеолекции учебных курсов МГУ. URL: https://teach-in.ru/file/synopsis/pdf/non-vascular-plant- M.pdf(дата обращения: 20.03.2023).
4. Белякова Г.А., Дьяков Ю.Т., Тарасов К.Л. Водоросли и грибы: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ботаника: в 4 т. Т. 1. М.: Издательский центр «Академия», 2006 Т. 1. 320 с.
5. Белякова Г.А., Дьяков Ю.Т., Тарасов К.Л. Водоросли и грибы: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ботаника: в 4 т. Т. 2. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 320 с.
6. Борисенко Е.Ю., Максимова Е.Н., Макаркина Н.В., Гавриков Д.Е. Особенности организации школьного биологического исследования // Самарский научный вестник. 2021. Т. 10. № 1. С. 302-307.
7. Ботаника. Низшие растения // БИО-ЦМП (Биологический отдел Центра педагогического мастерства). Официальный сайт. URL: https://biocpm.ru/uploads/file/Lower_plants_1_.pdf (дата обращения: 07.08.2022).
8. Водоросли. Справочник / Сост. С.П. Вассер, Н.В. Кондратьева, Н.П. Масюк и др. Киев: Наукова думка, 1989. 608 с.
9. Горбунова Н.П. Альгология. М.: Высшая школа, 1991. 256 с.
10. Горленко М. В. Курс низших растений. М.: Наука, 1981. 477 с.
11. Дунаев Е.А. Мысли о юннатском движении // Исследователь. 2020. № 3. С. 138-157.
12. Дьяков Ю.Т. Ботаника: Курс альгологии и микологии. М.: Изд-во МГУ, 2007. 557 с.
13. Дьяченко А.П. Ботаника. Систематика растений. Часть II. Водоросли: исправленное и дополненное издание учебного пособия для студентов дневного и заочного отделения, обучающихся по специальности биология / Урал. Гос. Пед. Ун-т. Екатеринбург, 2009.164 с.
14. Ефимов П. Г. Альгология и микология: учебное пособие. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011. 120 с.
15. Жалилова Г.А. Использование современных информационных технологий на уроках биологии // Евразийский Союз Учёных. 2020. № 1-7(70). С. 48-49....(53)